Перспективный план кружковой работы «Радужные пальчики» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
методическая разработка (старшая группа)

Трегубова Гульнара

Работа кружка направлена на  развитие мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность), а так же  подготовку руки  ребёнка к письму в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_raduzhnye_palchiki.docx47.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

Перспективный план кружковой работы

 «Радужные пальчики»

для детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)

        Составили:

Трегубова Г.Ф., педагог

дополнительного образования

Умарова И.А., воспитатель

г. Советский

2016-2017 год

Пояснительная записка

     Кружковая работа ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей воспитанников и имеет практическую направленность. Кружок «Радужные  пальчики» является составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создаётся для детей, с целью развития мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность) А так же помогает подготовить руку  ребёнка к письму в школе.

Новизна  работы заключается в том, что на ее реализацию широко используются современные интерактивные  игры нового поколения, которые способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к игре, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности.

  Актуальность данной роботы  в том, что она предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, познавательно – речевых способностей, развитие точности и координации движений рук и глаза, гибкости  рук, ритмичность, развитие мелкой моторики рук  для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

    Педагогическая целесообразность работы кружка в том, что ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и сравнивать,  развиваются познавательная  потребность детей, психические процессы (мышление, память, восприятие, воображение). В игре развивается фантазия, способность к концентрации внимания, обогащается жизнь ребенка, а значит – создается дополнительный резерв, влияющий на его здоровье.

Участниками кружка «Умелые руки» являются воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР № 8 «Маленькая страна».

Деятельность кружка может начинаться с началом дополнительной образовательной  деятельности Учреждения, т.е. с 1 октября текущего года и заканчивается вместе с окончанием с учебно – воспитательного процесса в Учреждении 31 мая. Тематическое планирование составляется на 2016-2017 учебный  год. Длительность занятия на кружковой работе соответствует  требованиям СанПиН.

Цели:         

  1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
  • Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
  • Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2.Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

  • Произвольное внимание;
  • Логическое мышление;
  • Зрительное и слуховое восприятие;
  • Память, речь детей;
  • Умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Задачи:

- Развивать познавательную потребность детей, психические процессы (мышление, память, восприятие, воображение).

-  Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

-  Формирование правильного звукопроизношения.

- Расширение словарного запаса, формирование связной речи.

- Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения.

-Отрабатывать умение достигать хорошего развития мелкой моторики рук, которая подготавливает ребенка к письму.

-Добиваться хорошей подвижности, гибкости кисти рук, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

-Учиться ориентироваться в тетради, на ее листах.

-Отрабатывать навык штриховки.

Основными формами работы кружка являются:

-непосредственно образовательная деятельность взрослого с детьми;

-индивидуальная работа с детьми;

-консультации для родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей в рамках кружковой работы дополнительного образования.

Документация.

Тематическое планирование  кружковой работы;

Табель учета посещаемости;

Инструктаж по технике безопасности

Учет реализации программы

Организация занятий.
Занятия проводятся с детьми 5-6  лет (16  человек), 1 раз в неделю. Форма работы групповая. Расписание кружка: занятие проводится совместно  педагогом дополнительного образования с воспитателем в первую половину дня, 1 раз в неделю (понедельник).

Количество занятий — 31. Длительность одного занятия — 20-25 минут. Для реализации задач кружковой работы  необходима рабочая тетрадь.

Структура занятия:

Организационная часть (готовность к выполнению заданий).

Основная часть (интерактивная игра, самостоятельное выполнение заданий).

Практическая часть (продуктивная деятельность)

Заключительная часть (самооценка, разбор ошибок и исправления).

Месяц

Дата

по плану

Дата по факту

Лексическая тема

Дидактические игры и упражнения

Содержание

Виды деятельности

Октябрь

03.10

Деревья

  • Интерактивная игра

«С какого дерева лист» «Деревья»

  • Пальчиковая гимнастика «Вот деревья»
  • Дидактическая игра:

Шнуровка «Дерево»

  • Продуктивная деятельность:

«Массажные шарики» «Листья с веток облетели»

  • Работать над координацией движений с речью;
  • Добиваться хорошей подвижности, гибкости кисти рук;
  • Упражнять в умении строить свою деятельность по словесной инструкции педагога. В ориентировке на листе бумаги.

Пальчиковая гимнастика, ориентировка на бумаге.

Самомассаж кистей рук и пальцев Выкладывание веток из верёвочек.

10.10

Листья

  • Интерактивная игра «Осенний колейдоскоп»
  • Пальчиковая гимнастика:

« Осенние листья»

  • Дидактическая игра : Шнуровка «Дерево»
  • Продуктивная деятельность «Лист клена»

  • Работать над развитием координации речи с движениями;
  • Продолжать формировать графические умения и навыки.

Пальчиковая гимнастика

Шнуровка

Обводка по трафаретам, раскрашивание листьев.

17.10

Грибы

  • Интерактивная игра

«Грибы»

  • Пальчиковая гимнастика  «По грибы»
  • Дидактическая игра

«Клубочек с сюрпризом»

  • Продуктивная деятельность

«Грибы»

  • Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • Совершенствовать графические навыки.

Пальчиковая гимнастика, Массажный мяч

Разматывание клубочка

Симметричное дорисовывание

24.10

Овощи, фрукты

  • Интерактивная игра

«Собираем урожай»

  • Пальчиковая гимнастика

«У Лариски две редиски»

  • Дидактическая игра

«Овощи в карзинке»

  • Продуктивная деятельность

«Овощи и фрукты»

  • Продолжать работу над развитием общей и мелкой моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи;
  • Развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха;
  • Развивать внимание и память.

Пальчиковая гимнастика,

Шнуровка

Штриховка слева направо

Самомассаж кистей рук и пальцев

31.10

Хлеб

  • Интерактивная игра

« Хлеб всему голова»

  • Пальчиковая гимнастика

«Хлеб»

  • Дидактическая игра

«Мельница»

  • Продуктивная деятельность

«Хлебные изделия»

  • Работать над развитием фонематического слуха;
  • Тренировать мышцы рук;
  • Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти мышления, воображения.

Самомассаж пальцев и кистей рук

Выкладывание из палочек

Раскрашивание по цифрам

Ноябрь

7.11

Части тела

  • Интерактивная игра

«Наше тело»

  • Пальчиковая гимнастика

«Наши ручки»

  • Дидактическая игра

«Человек»

  • Продуктивная деятельность

«Я и мои друзья»

  • Упражнять в выкладывании фигурок из ниток  по образцу;
  • Совершенствовать зрительную и слуховую память;

Пальчиковая гимнастика

Выкладывание ниточками

Рисование по клеточкам.

14.11

Перелетные и зимующие птицы

  • Интерактивная игра

«Зимующие птицы»

  • Пальчиковая гимнастика

«Кормушка»

  • Дидактическая игра

«Птицы»

  • Продуктивная деятельность

«Птички»

  • Продолжать работу над развитием общей и мелкой моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи;
  • Развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха;
  • Развивать внимание и память.

Пальчиковая гимнастика, Выкладывание птиц из палочек  по образцу.

Самомассаж кистей рук и пальцев

Рисование по точкам

21.11

Домашние птицы

  • Интерактивная игра

«Домашние птицы»

  • Пальчиковая гимнастика

«Шли утята»

  • Дидактическая игра

«Петушок»

  • Продуктивная деятельность

«Петушок»

  • Совершенствовать графические умения и навыки;
  • Работать над развитием ориентировки в пространстве  и на плоскости, упражнять в понимании зеркального пространства.

Пальчиковая гимнастика,

Выкладывание камешков

Дорисовывание, раскрашивание

28.11

Дни недели

  • Интерактивная игра

«Изучаем дни недели»

  • Пальчиковая гимнастика

«Дни недели»

  • Дидактическая игра

«Фигуры»

  • Продуктивная деятельность

«Паровозик дни недели»

  • Работать над развитием координации движений с речью;
  • Продолжать формировать графические умения и навыки;
  • Развивать фонематический слух.

Пальчиковая гимнастика, Самомассаж пальцев и кистей рук

Выкладывание по образцу

Штриховка

 

Декабрь

5.12

Дикие животные

  • Интерактивная игра

«Кто в лесу живет?»

  • Пальчиковая гимнастика

«Мама мишек будит рано»

  • Дидактическая игра

«Покорми животных»

  • Продуктивная деятельность

«Проведи малышей к маме»

  • Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • Совершенствовать графические навыки.

Пальчиковая гимнастика, Самомассаж кистей рук и пальцев

Проведение прямых и волнистых линий

12.12

Части суток

  • Интерактивная игра

«Что когда бывает?»

  • Пальчиковая гимнастика

«День и ночь»

  • Дидактическая игра

«Собери бусы»

  • Продуктивная деятельность

«Повтори фигуру»

  • Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, мышления;
  • Совершенствовать

графические навыки.

Пальчиковая гимнастика

Нанизывание бусин

Рисование  повторение

19.12

Транспорт

  • Интерактивная игра

«Какой бывает транспорт»

  • Пальчиковая гимнастика

«По морю поплыву»

  • Дидактическая игра

«Прикрутим колеса»

  • Продуктивная деятельность

«Машина»

  • Работать над развитием зрительных функций, координации движений с темпом речи;
  • Совершенствовать графические умения и навыки;

Пальчиковая гимнастика,

Прикручивание крышек

обводка по контуру машины и раскрашивание ее.

26.12

Зима. Новый год.

  • Интерактивная игра

«Зима»

  • Пальчиковая гимнастика

«Снежок»

  • Дидактическая игра

«Снежный комочек»

  • Продуктивная деятельность

«Вьюга-завируха»

  • Продолжать работать над развитием мелкой моторики;
  • Развивать зрительно-моторные функции;
  • Обучать умению ловко обращаться с карандашом.

Пальчиковая гимнастика.

Разматывание клубка ниток

Рисование волнистых линий, спиралей

Январь

16.01

Зимние развлечения

  • Интерактивная игра

«Зимние забавы»

  • Пальчиковая гимнастика

«Мы во двор пошли гулять»

  • Дидактическая игра

«Слепим снеговика»

  • Продуктивная деятельность

«Санки»

  • Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений в соответствии с темпом речи;
  • Упражнять в ориентировке на листе, учить сопровождать свои действия словами.

Пальчиковая гимнастика,

Ориентировка на листе.

Составление из фигур

Рисование по клеткам

23.01

Домашние животные

  • Интерактивная игра

«В мире животных»

  • Пальчиковая гимнастика

«Повстречались два котенка»

  • Дидактическая игра

«Кто что ест»

  • Продуктивная деятельность

«Угадай животное»

  • Упражнять в выкладывании фасоли по контурному изображению;
  • Совершенствовать графические навыки

Пальчиковая гимнастика,

Прищепки

Раскрашивание по цифрам

30.01

Бытовая техника

  • Интерактивная игра

«Электроприборы»

  • Пальчиковая гимнастика

«Мы на кухне очень дружно»

  • Дидактическая игра

«Постираем одежду»

  • Продуктивная деятельность

«Наши помошники»

  • Продолжать работу над развитием общей и мелкой моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи;
  • Развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха;
  • Развивать внимание и память.

Пальчиковая гимнастика

Подбор по цвету

Штриховка

Февраль

06.02

Наш дом

(жилища народов России - чум, иглу, юрта)

  • Интерактивная игра

«Наш дом»

  • Пальчиковая гимнастика

«Я художник»

  • Дидактическая игра

«Мой дом»

  • Продуктивная деятельность

«Чум»

  • Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи;
  • Работать над развитием внимания, памяти, мышления, воображения.

Пальчиковая гимнастика

Упражнять в выкладывании ниток

 Штриховка

13.02

Живые, неживые объекты

  • Интерактивная игра

«Живое – неживое»

  • Пальчиковая гимнастика

«Не плач куколка моя»

  • Дидактическая игра

«Солнышко и дождик»

  • Продуктивная деятельность

«Тучки»

  • Продолжать развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
  • Совершенствовать графические умения и навыки.

Пальчиковая гимнастика

Шнуровка

Штриховка

20.02

23 февраля

  • Интерактивная игра

«Папин день»

  • Пальчиковая гимнастика

«Пальцы эти – все бойцы.

 Удалые молодцы»

  • Дидактическая игра

«Флажки»

  • Продуктивная деятельность

«Папины помощники»

  • Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций, упражнять в координации движений с речью;
  • Развивать формировать графические умения и навыки.

Пальчиковая гимнастика

Выкладывание из палочек

Рисование по точкам

27.02

Транспорт

 (кто чем управляет)

  • Интерактивная игра

«Транспорт»

  • Пальчиковая гимнастика

«Машины»

  • Дидактическая игра

«Паровоз»

  • Продуктивная деятельность

  • Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики;
  • Совершенствовать зрительную и слуховую память;

Самомассаж пальцев и кистей рук, пальчиковая гимнастика

Выкладывание камешков

Март

06.03

Мамин праздник

  • Интерактивная игра

«Мамины помошники»

  • Пальчиковая гимнастика

«Кто приехал?»

  • Дидактическая игра

«Пришей пуговицу»

  • Продуктивная деятельность

«Открытка для мамы»

  • Развивать фонематический слух;
  • Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, мышления. воображения.

Пальчиковая гимнастика

Шнуровка

Составление узора из геометрических фигур

13.03

Семья

  • Интерактивная игра

«Моя семья»

  • Пальчиковая гимнастика

«Семья»

  • Дидактическая игра

«Покорми малыша»

  • Продуктивная деятельность

«Салфетка для бабушки»

  • Совершенствовать и закреплять графические умения и навыки;
  • Развивать зрительно-пространственное восприятие;

Пальчиковая гимнастика

Вкладывание мелких предметов в баночку

Рисование прямых линий

20.03

Мебель

  • Интерактивная игра

«Мебель в доме»

  • Пальчиковая гимнастика

«Много мебели в квартире»

  • Дидактическая игра

«Стол и стул»

  • Продуктивная деятельность

«Мебель»

  • Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям;
  • Развивать общую и мелкую моторику, упражнять в координации движений рук.

Пальчиковая гимнастика.

Выкладывание из палочек

Рисование по клеточкам

20.03

Город

  • Интерактивная игра

«Мой город»

  • Пальчиковая гимнастика

««Здравствуй»

  • Дидактическая игра

«Моя улица»

  • Продуктивная деятельность

«Мой город»

  • Совершенствовать графические умения и навыки;
  • Закреплять умение ориентироваться в макро и-микропространстве.

Самомассаж, пальчиковая гимнастика

Составление из фигур по образцу

Дорисовывание по образцу

Раскрашивание по цифрам

Апрель

03.04

Профессии

  • Интерактивная игра

«Профессии мужские и женские»

  • Пальчиковая гимнастика

«Повар»

  • Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

  • Продуктивная деятельность

«Инструменты»

  • Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости;
  • Формировать графические умения и навыки;
  • Развивать внимание, память, мышление.

Пальчиковая гимнастика

Угадывание предмета на ощупь

Рисование по клеткам

10.04

Космос

  • Интерактивная игра

«Космос»

  • Пальчиковая гимнастика

«Космос»

  • Дидактическая игра

«Ракета»

  • Продуктивная деятельность

«Космическое путешествие»

  • Упражнять в выкладывании геометрических фигур по образцу;
  • Совершенствовать графические умения и навыки.

Пальчиковая гимнастика

Выкладывание из камешков

Штриховка ракеты

17.04

Времена года

  • Интерактивная игра

«Угадай время года»

  • Пальчиковая гимнастика

«Времена года»

  • Дидактическая игра

«Когда это бывает?»

  • Продуктивная деятельность

«Проведи кораблик по ручью»

  • Закреплять умения ориентироваться в пространстве;
  • Продолжать работать над развитием зрительных функций, координации движений с темпом речи.

Пальчиковая гимнастика

Прищепки

Рисование по точкам

Проведение волнистыхлиний

24.04

Весна

  • Интерактивная игра

«Весенние приметы»

  • Пальчиковая гимнастика

«Весна»

  • Дидактическая игра

«Кораблик»

  • Продуктивная деятельность

«Весна в лесу»

  • Развивать психические процессы: внимание, памяти, мышления;
  • Развивать мелкую моторику.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж

Выкладывание из ниток

Раскрашивание по цифрам

Май

15.05

Цветы

  • Интерактивная игра

«Цветочки»

  • Пальчиковая гимнастика

«Цветок»

  • Дидактическая игра

«Цветики-цветочки»

  • Продуктивная деятельность

«Одуванчик»

  • Развивать общую и мелкую моторику, координации движений в соответствии с текстом;
  • Развивать зрительное восприятие.

Пальчиковая гимнастика, выкладывание цветка из геометрических фигур образцу

Дорисовывание половины по образцу

22.05

9 мая

  • Интерактивная игра

«Праздник»

  • Пальчиковая гимнастика

«Вот как пальчики шагают»

  • Дидактическая игра

«Гирлянда на праздник»

  • Продуктивная деятельность

«Салют»

  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать внимание, мышление;
  • Совершенствовать графические умения и навыки.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж

Нанизывание бусин

Штриховка в разных направлениях

29.05

Насекомые

  • Интерактивная игра

«Насекомые на лугу»

  • Пальчиковая гимнастика

«Насекомые»

  • Дидактическая игра

«Бабочка»

  • Продуктивная деятельность

«Дорожка для гусеницы»

  • Совершенствовать графические умения и навыки;
  • Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами.

Пальчиковая гимнастика,

Прищепки

Проведение произвольных линий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...

План кружковой работы по обучению чтения детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»

Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего  вида.   Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обу...

Перспективный план работы с родителями по ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление родителей с формированием культуры здоровья  детей....

Перспективный план работы «Формирование моторных функций у детей старшего дошкольного возраста»

Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены...