Организация работы с родителями по воспитанию в семье дошкольников
консультация

Золотова Лиана Петровна

Организация работы с родителями по воспитанию в семье дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация работы с родителями по воспитанию

в семье дошкольников»

Семья играет важную роль в формировании личности человека, воспитать своего ребенка - великое искусство, т.к сам процесс воспитания - это непрерывная работа сердца, разума, воли родителей. Родителям ежедневно приходится искать подход к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций. В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу. Невозможно учесть все ситуации, все частные случаи, которые встречаются в практике семейного воспитания.

Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности ребенка очень велика. В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, усваивает нормы поведения. От семейного климата во многом зависит эффективность педагогических воздействий - ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере добра, дружбы, доверия. В спокойной обстановке и ребенок спокоен, он эмоционально уравновешен.

Дети легко впитывают все, что происходит вокруг, им передается настроение взрослых. Важно, какие эмоции он получает - положительные или отрицательные: какие проявления взрослых он впитывает- сердечность, заботу, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, ворчливость, хмурые лица.

Семья-это коллектив, который взаимосвязан определенными обязанностями, и важно сохранить индивидуальность ребенка, развивать качества, проявляющиеся в его интересах- к искусству, к музыке, спорту и т.д.

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, семейные праздники, совместный отдых - все это важное средство воспитания ребенка, а также средство укрепления семьи. Полезны рекомендации родителям: как провести выходной день с ребенком, семейный отпуск или экскурсию по родному городу, как подготовиться к празднованию маминого праздника, дня рождения ребенка. Это не только рождает новые интересы, но и вызывает положительные эмоции.

В любых сложных ситуациях родители должны считаться с ребенком, видеть в нем личность, быть справедливыми в оценках его поступков и всегда оставаться доброжелательными.

С самого раннего возраста ребенка следует приучать к четкому выполнению правил жизни семьи. Это- режим. Благодаря четкому режиму - в доме порядок, организуется детское поведение. Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности ребенка. Задача педагога раскрыть родителям важнейшие стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и рекомендовать соответствующие приемы воспитания. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию, отсутствие жизненного опыта, стремление к самостоятельности, открытие нового. С каждым годом у ребенка изменяется характер и содержание детской деятельности, возрастает способность к самостоятельности. У будущего первоклассника интенсивно развиваются познавательные интересы, наблюдательность, любознательность, стремление узнать что-то новое. Уже в этом возрасте должны быть сформированы любовь к труду, ответственность за порученное, умение хорошо себя вести не только в присутствии взрослых, но и при их отсутствии.

Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от условий его жизни, от родительской требовательности, отношения между ребенком и взрослым, общая семейная атмосфера. Нельзя предъявлять одинаковые требования маленькому ребенку и детям старшего дошкольного возраста. Чем старше ребенок, тем осознаннее становится его поведение, у него обогатился жизненный опыт, он знает многие правила поведения. Старшие дети уже могут заставить себя делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо, им уже известны многие нравственные понятия, они знают, что можно считать хорошим, а что плохим.

Наряду с возрастными и психологическими особенностями, каждый ребенок обладает еще и собственными качествами. Каждый ребенок особенный! Никогда не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Ваш ребенок - уникальный! Следует помнить, что характер не дается ребенку в наследство от родственников, как цвет глаз или волос, он формируется от воспитания и под влиянием среды. Человек не рождается добрым или черствым, общительным или замкнутым, ленивым или трудолюбивым, это все зависит от среды, в которой растет ребенок.

В детях отражается настроение родителей, если родители веселы и жизнерадостны, то и дети спокойны. Особенно влияют на поведение ребенка эмоциональная атмосфера семьи, стиль отношения взрослых, ребенок чутко улавливает малейшие семейные ссоры и по-своему реагирует на них. Известный польский педагог Я. Корчак говорил: «Ребенок знает окружающих, их настроения, повадки, слабости, знает и… умело их использует. Угадывает расположение, чувствует лицемерие, схватывает на лету смешное. Читает по нашим лицам так, как крестьянин по небу, какую оно сулит погоду».

Одним из важных условий воспитания в семье является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой, как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из членов своей семьи.

Дети не рождаются капризными и упрямыми, и это не возрастная их особенность, нельзя эти проявления оправдывать характером. Капризным ребенок становится в результате допускаемых ошибок в воспитании. Взрыв детских капризов - это тактика ребенка добиться своего, особенно если его «хочу» неожиданно наталкивается на отказ со стороны взрослого. К таким проявления капризов нужно относиться сдержанно, невозмутимо разговаривать с ребенком, не проявлять жалость. Такая бурная сцена рассчитана ребенком на то, чтобы добиться от родителей уступки, когда ребенок убеждается, что возле него нет сочувствующих и никто не спешит его успокоить, то ребенку ничего не остается, как прекратить истерику.

Дети по нашему тону, мимике чутко улавливают, обязательно ли надо выполнить требование или можно уклониться от него. Мы не замечаем, что способствуем иногда детскому непослушанию: вместо спокойного и твердого указания начинаем уговаривать, ребенок делает вывод – слушаться необязательно. Родителям необходимо уметь предъявлять детям требование авторитетно, соблюдая твердость и серьезность тона, и при этом быть справедливыми и последовательными. Недопустимо, чтобы распоряжения звучали неуверенно. Уважать ребенка как личность - это проявлять деликатность и такт в обращении с ним, уметь разговаривать и выслушивать, проявлять выдержку даже тогда, когда непослушание вызывает раздражение, уметь понять ребенка и мотивы его поступков. Уважать – это не значит идти у ребенка на поводу, а быть разумно требовательным и строгим. Родительская непомерная строгость, проявляющаяся в наказаниях за любую провинность, и «детская ложь во спасение» - чем суровее кара, тем изворотливее ложь.

Важно подчеркнуть воспитывающую значимость правильных отношений между взрослыми и детьми. В повседневном и непрерывном общении с родителями ребенок приобретает жизненный опыт, учится устанавливать межличностные отношения, усваивает нормы поведения. Главная задача - подготовка подрастающего поколения к жизни - решается наиболее успешно в тех семьях, где отношения «взрослые - ребенок» строятся на взаимном доверии и уважении, разумной родительской любви и требовательности к ребенку, предоставлении ребенку самостоятельности, формировании в нем чувства человеческого достоинства.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, сочувствие, переживание к окружающим людям. Если в дошкольном возрасте такие качества не будут сформированы, то восполнить недостаток позднее будет трудно, а иногда и невозможным. Если в дошкольном возрасте не уделяли внимания воспитанию чувств ребенка -умению сочувствовать, радоваться, проявлять доброту, разделять тревоги и волнения близких, то чаще всего вырастает черствый, эгоистичный человек, лишенный чувства долга перед родителями. Нужно обратить внимание родителей на то, что если они ограждают ребенка от семейных забот и тревог и устремлены дать как можно больше ребенку радостей, то невольно они растят равнодушного к переживаниям близких. Вот почему необходимо, чтобы семейное воспитание было направлено на формирование у детей чувства ответственности, умение уважать мнение семьи, сочувствовать и разделять общие заботы и переживания.

Родителям необходимо знать, что подготовка ребенка к школе - это длительная воспитательно-образовательная работа, которая охватывает широкий круг вопросов, благодаря, которой будущий первоклассник приобретает все необходимые качества в обществе сверстников. Важны не только наличие у ребенка суммы знаний, умений и навыков, но и его психологическая готовность к обучению - трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, умственная и физическая работоспособность, умение строить отношения со сверстниками. Общение со сверстниками – это необходимое условие полноценного развития личности: ребенок приобретает способы общественного поведения, учится сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.

Говоря с родителями об умственном воспитании, важно показать, что оно охватывает широкий круг взаимосвязанных между собою задач, от разрешения которых зависит готовность ребенка к обучению в школе, предусматривается формирование у дошкольника правильных представлений о доступных явлениях окружающей жизни, развитие любознательности и познавательных интересов, развитие мыслительных процессов, воображения, памяти, речи; усвоение им суммы доступных интеллектуальных умений и навыков, овладение способами познавательной деятельности, благодаря которым ребенок приобретает знания. Следует избегать «натаскивания, сухого разъяснения, которые, даже при всей их доступности, могут не дойти до ребенка, заглушить в нем стремление к получению знаний. Важна эмоциональная подача знаний, которая опирается на детский интерес. Полноценное умственное развитие ребенка находится в тесной связи с формированием в нем идейной направленности, патриотических чувств, разносторонних интересов.

Вместе с тем, умственное развитие во многом зависит от влияния родителей, оказываемого на ребенка повседневно, от насыщенности содержания жизни семьи в целом.

Родители должны пробуждать у детей высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, рассказы близких людей, участников Великой Отечественной войны, в доступной форме являются одним из самых эффективных средств, служащих этой цели.

Также большое значение для всестороннего развития личности дошкольника является труд. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения становятся увереннее и точнее. Труд способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, тренирует память, внимание, активирует восприятие. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело, ребенок приобретает умение планировать свою деятельность. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах, орудиях труда, их назначение и использование. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные навыки - умение дружно и сообща работать, помогать друг другу.

Готовность ребенка к школе - это не только обеспечение количества определенных представлений, но и формирование качественных мыслительных способностей, главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению- интерес к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память , логическое мышление. А это достигается не только путем специальных занятий, но и результате знакомства с окружающей жизнью - в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками. Подготовка к школе требует комплексного подхода: нужно помогать ребенку приобретать психологические качества.

«Детство-это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - писал В.А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к предметно-развивающей среде «Организация работы с родителями по воспитанию детей на традициях народной культуры».

Методические разработки к предметно-развивающей среде «Организация работы с родителями по воспитанию детей на традициях народной культуры»Реализовать работу с родителями по воспитанию детей на традици...

Работа с родителями по воспитанию трудолюбия у дошкольников.

Работа по воспитанию трудолюбия у дошкольников,проводимая в детском саду,должна находить свое продолжение в семье. Чтобы закрепить у детей такиекачества, как желание трудиться, готовность сделать что-...

Организация работы с родителями по ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Организация работы с родителями по ранней профессиональной ориентации дошкольников.В наше стремительное время, школьники и их родители зачастую сталкиваются с проблемой выбора будущей профессии. Основ...

Сборник методматериалов в организации работы с родителями по воспитанию грамотных пешеходов.

Главной работой по обучению и воспитанию грамотного пешехода является формирование навыков безопасного поведения на дорогах . Знания полученные в детстве запомнятся ,а навыки   останутся...

Организация работы с родителями в вопросах правильного питания дошкольников

Какие формы работы с родителями были организованны в вопросе правильного питания дошкольников....

Консультация для родителей "Экологическое воспитание в семье дошкольника"

Экологическое воспитание в семье дошкольника имеет огромное значение для формирования у ребенка экологического сознания, бережного отношения к природе и экологического поведения....