ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
методическая разработка (старшая группа)

Кудзиева Нонна Казбеговна

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_novyy.docx27.55 КБ
Файл dlya_mo.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
(
Из опыта работы воспитателя Кудзиевой Н. К.)

Слайд 2

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком закономерностей и явлений окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности у  ребенка реализуется  потребность в новых впечатлениях и установлении причинно-следственных связей.  

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию и исследованию. У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения

Слайд 3

      Учитывая практическую значимость, познавательно-исследовательской  деятельности для всестороннего развития ребенка и результаты диагностики познавательного развития детей нашей группы,  нами были выделены следующие цели и задачи.

       Цель: развитие познавательной активности, мотивации и способностей детей.

           Для достижения поставленной цели определили ряд задач:
1. Создать условия в группе для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
2. Формировать у детей представления об окружающем мире.
3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
4. Воспитывать интерес к самостоятельной поисковой деятельности.
5. Выполнять  правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
6. Приобщать родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

Слайд 4,5,6

Перспективный план

    Для реализации цели и задач нами были изучены работы  Коротковой Н.А. , Соловьевой Е. , Николаевой С.Н., О.В. Дыбиной, Доронова Т.Н. и др. был составлен перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности.

 Слайд 7

Работа  по экспериментальной деятельности реализуется нами на основе трех блоков педагогического процесса:
- специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Всю работу с детьми мы построили с учётом их возрастных особенностей. Совместная экспериментальная деятельность в нашей группе проводится один раз в неделю по 20 – 25 минут. Также ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. Организация экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Слайд 8

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем, являются опыты. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым развивается у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Дети работают самостоятельно.  Мы, по необходимости оказываем помощь, советуем, интересуемся результатами. По окончании дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного. При выборе темы соблюдаем следующие правила: тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребёнка.
  В условиях детского сада мы используем только элементарные опыты и эксперименты.
При проведении опытов придерживаемся следующей структуры:
         - Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
          - Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
        - Уточнение плана исследования.
         - Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
         - Выдвижение гипотез.

- Проверка предположения (эксперимент).

- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).

- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) .
           - Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

      Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность детей, побуждает их к самостоятельным исследованиям. Для положительной мотивации деятельности используем различные стимулы, такие как  новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз и т.д..

Слайд 9

Свою работу по экспериментальной деятельности с детьми строим по трём взаимосвязанным направлениям:
    1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде.
  2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота. 

 3. Человек - функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.   

Слайды 10,11,12 (Фотографии)
  Слайд 13

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим нами оформлен уголок познавательно-исследовательской деятельности, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
   В уголке имеется разнообразное оборудование:
    Материалы: природные  бросовые  

   Неструктурированные материалы     Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов, расширения познавательного опыта.
Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов создана картотека опытов.

 Слайд 14 (Фотографии)

Слайд  15

Никакая деятельность детей не будет полноценной, если к ней не подключены родители. Поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями по данной теме. Нами было проведено анкетирование по вопросам опытно-экспериментальной деятельности. Также для родителей были проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Играя, познаем», изданы буклеты и памятки и пр.

Опираясь на повышенный интерес детей к зимующим птицам,  нами был разработан и реализован в рамках тематической недели, совместно с родителями,   исследовательский проект «Зимующие птицы». Был организован и проведен смотр-конкурс на лучшую кормушку. Родителям было дано задание, исследовать с детьми материал, из которого готовились кормушки.  Проводились наблюдения за птицами, за птичьими следами на снегу и т.д. Результаты наблюдений фиксировались в дневнике.

Слайд 16

Так как сейчас еще не конец уч. года, результата диагностики мы представить вам пока не можем, но уже сейчас можно говорить о том, что  у детей нашей группы повысилась познавательная активность, любознательность, повысился  уровень восприятия, качества мыслительной деятельности и  интереса к содержанию деятельности.

Слайд 17

Но еще предстоит многое сделать. Поэтому,  в перспективе перед нами стоят следующие задачи:

1. Пополнять  уголок экспериментирования новыми материалами, приборами, картотеками опытов и т.д.

2. Повышать  свой профессиональный уровень по данному направлению.

3. Продолжать повышать познавательную активность детей и любознательность.

4. Продолжать развивать мыслительную деятельность детей, умение анализировать и делать выводы.

5. Создание кружка «Любопыты»  

Слайд 18 (Литература)

Список используемой литературы:

1.Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

2.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

3.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

4.Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

5.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

 6.Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Успехов в работе!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 84 комбинированного вида ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ( Из опыта работы ) Подготовила: в оспитатель Кудзиева Нонна Казбеговна Владикавказ, 2019

Слайд 2

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком закономерностей и явлений окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности у ребенка реализуется потребность в новых впечатлениях и установлении причинно-следственных связей

Слайд 3

Цель: развитие познавательной активности, мотивации и способностей детей. Задачи: 1. Создать условия в группе для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. 2. Формировать у детей представления об окружающем мире. 3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать. 4. Воспитывать интерес к самостоятельной поисковой деятельности. 5. Выполнять правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. 6. Приобщать родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

Слайд 4

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы

Слайд 7

Три блока педагогического процесса специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме совместная деятельность педагога с детьми свободная самостоятельная деятельность детей

Слайд 8

Структура опытов: - Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. - Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. - Уточнение плана исследования. - Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования. - Выдвижение гипотез. - Проверка предположения (эксперимент). - Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось). - Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось). - Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Слайд 9

Три направления экспериментальной деятельности: 1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде. 2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота. 3. Человек - функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.

Слайд 13

Условия для познавательно-исследовательской деятельности детей.

Слайд 15

Работа с родителями

Слайд 16

Повышение познавательной активности, любознательности Повышение интереса к содержанию деятельности. Повышение качества мыслительной деятельности . Повышение уровня восприятия. Результативность

Слайд 17

Перспективы Пополнение уголка экспериментирования новыми материалами, приборами, картотеками опытов и т.д.. Повышать свой профессиональный уровень по данному направлению. Продолжать повышать познавательную активность детей и любознательность. . Продолжать развивать мыслительную деятельность детей, умение анализировать и делать выводы. Создание кружка « Любопыты »

Слайд 18

Список используемой литературы: 1.Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной . – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития). 2.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной . – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с. 3.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1 4.Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с. 5.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с. 6.Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

Слайд 19

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы по теме: "Свойства воды"

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой....

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы "Путешествие по Водному царству"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы...

Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Вулканы.

Задачи:Познание:- обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; - расширить представления о природном явлении – вулкане. - раз...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы Форма организации: экспериментирование. Тема. Какая бывает вода?

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группыФорма организации: экспериментирование.Тема.  Какая бывает вода?Цель. Формировать представ...