"Играем в театр"(из опыта работы).
статья (средняя группа)

Макарова Людмила Анатольевна

Статья посвящена обзору  видов театров, используемых в нашей группе, для организации тематической недели  "Театр",  а также значении тетрализованной деятельности  для всестороннего развития и воспитания детей.

 

                                        Презентация о неделе театра в нашей группе на сайте школы:

http://sch305.mskobr.ru/edu-news/1813

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_igraem_v_teatr.docx206.55 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                  «Играем в театр».

      А нам так важно лишь одно,

      И никому так не дано:

      Раскрыть ребенка, как цветок,

      Развить способности, талант, уменья,

      И проявить при этом все свое терпенье,

      Для творчества открыть ему пути,

      Чтобы с ним по жизни было радостно идти!

      В нашей группе представлен большой  ассортимент разных видов театров для использования их в театрализованной деятельности детей.

В связи с этим, мы решили устроить для детей тематическую неделю и приурочить ее к  Всемирному Дню театра,  который отмечается  27 марта. Ведь театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре  он познает мир!

      Мы предлагали детям поиграть в сказки, используя разные виды театров. Для того, чтобы сказки  оживали, дети брали любимых героев, находящихся в зоне театрализованных игр, а потом, прижимая к себе и поглаживая, начинали разговаривать с ними на ушко. И, конечно же, чудо происходило – сказочные персонажи оживали, и сказка начиналась…

                                      Обзор видов театров для театрализованных игр.

                                                           Настольный театр

      Сейчас очень много готовых комплектов настольных деревянных театров к разнообразным детским сказкам.  Маленькие дети всегда с радостью им пользуются. Деревянные фигурки имеют очень приятную текстуру, их удобно держать в руках, они  гладкие и твердые на ощупь, имеют запах  натурального дерева, привлекательную  окраску. Особенность такого театра в том, что все персонажи, атрибуты  и декорации имеют небольшой размер, чтобы ими было удобно манипулировать на поверхности стола.  Предназначен он для игры небольших групп детей, так как место за столом ограничено. Педагог должен это учитывать и правильно организовывать детей, чтобы первое время у малышей  не возникало конфликтов. К примеру, одна группа играет – другая смотрит, или играет за другим столом.  Со временем дети научатся договариваться, самостоятельно распределять роли и сложностей в игре возникать не будет.  

      Герои сказок могут быть сделаны из резины – это резиновый настольный театр. Фигурки  очень нежные на ощупь, действуя с ними, пальчики получают еще и  легкий массаж. Многообразие резиновых настольных театров тоже достаточно велико.

      Есть настольный театр из кубиков (картинки героев наклеены на его гранях), дети переворачивают их и выкладывают последовательно сюжет сказки.

      Фигурки  настольного театра могут  быть выполнены из плотного картона с двумя дырочками внизу для пальцев. У героев такого театра сразу появляются две живые ножки или ручки, а это позволяет персонажу ходить, как мишка, переваливаясь с боку

на бок, прыгать, как веселый зайчик, бежать быстро, как  ежик, лисичка или волк. К тому же,  все мы прекрасно знаем: пальчики играют – речь развивают.

      Атрибуты для настольного театра могут быть изготовлены и самостоятельно: из бумажных конусов  и  пластиковых стаканчиков с мордочками, из платочков, с вложенными внутрь, бумажными шариками и перетянутыми обычными резинками для волос, из фигурок оригами, и даже из капсул от киндер-сюрпризов. Полет фантазии – безграничен.  Сказки рассказывает сначала педагог, а потом и сами дети с удовольствием  перенимают инициативу.

                                                       Театр «Би-Ба-Бо»

     Дети очень любят эти куклы. Сценой для них является ширма.

Однако, эти куклы порой сложны в управлении для малышей, так как руку долго нужно держать выше головы, когда кукла двигается по ширме. Чтобы облегчить

управление ими, используются настольные небольшие ширмы, чтобы ребенок мог

руку ставить на стол. Это гораздо удобнее, так как  рука на опоре меньше устает,  а с возрастом она окрепнет и управлять такими куклами будет намного  легче. Гораздо больше подходят для детей младшего и среднего возраста варежковые куклы. Они способствуют  развитию пластичности, гибкости  и подвижность  руки.

                                                          Пальчиковый театр

     Персонажами  становятся пальчики ребенка, как только на них надевается костюмчик сказочного героя. Персонажи могут быть сшиты из ткани, связаны из разных по структуре  ниток. Играть можно как за ширмой, так и без нее. При этом,  дети видят эмоции друг друга, так как пальчики находятся, чаще всего,  на уровне лица партнера по игре. Это способствует развитию эмоционального интеллекта и помогает развивать невербальный контакт. Естественно, укрепляются мышцы пальцев рук, и улучшается координация движений.

                                                            Магнитный театр

     Персонажи вырезаны из ярких картинок  и сзади имеют  магнит. Сценой для такого театра является магнитная доска, сейчас она есть почти в каждой группе. Дети на магнитной доске располагают персонажей и с удовольствием разыгрывают ролевые диалоги. Это способствует развитию коммуникативных навыков.

                                                        Палочки Кюизенера

     Это пластмассовые цветные палочки, еще их называют «числа  в цвете». Каждая цветная палочка обозначает определенное число, их очень  удобно использовать для обучения детей счету. Но также палочки можно использовать  и в театрализованной деятельности.  Из них можно выкладывать сказочные сюжеты по готовым схемам, можно и без схем, используя свою творческую фантазию. Палочки могут использоваться как предметы - заместители для рассказывания сказок. К примеру, возьмем сказку «Репка». Репка – это самая длинная оранжевая палочка из набора, ставим или кладем  ее вертикально, при этом сопровождаем показ рассказыванием сказки: «Посадил дед репку…возьмем для репки самую длинную палочку». Затем, кладем рядом палочку чуть короче предыдущей и опять сопровождаем свои действия

рассказыванием: «…пришел дед репку тянуть…возьмем для деда палочку чуть покороче»,  и так до конца, пока все герои из палочек не встанут один за другим.

Такой прием  способствует не только развитию связной  речи, но и закрепляет понятия: «корче», «еще короче», «самая короткая». То есть, происходит интеграция образовательных областей без каких - либо особых усилий, как  со стороны  педагога,

так  и детей. К тому же, такой способ рассказывания сказки  заставляет ребенка мыслить нестандартно.

                                               

                                                              Ролевой театр

     Этот вид театра дети просто обожают, так как каждый день можно перевоплощаться  с помощью костюмов в разных героев: добрых и  хитрых, коварных и веселых. Вживание в роль - это непростое ремесло. Важно  хорошо запомнить текст, учиться управлять силой  голоса и интонацией, подключать  язык мимики и жестов, уметь  понять характер и настроение своего персонажа. Малыши только начинают этому учиться. Чтобы преодолеть стеснение и робость перед публикой,  очень важно научить их поддерживать друг друга. Мы для этого используем прием аплодисментов. Если застенчивому малышу хлопают его же товарищи во время репетиций, то стеснение постепенно проходит, ведь принятие окружающими  всегда важно для любого человека, а особенно для маленького. Мы стараемся найти  правильные слова, чтобы подбодрить робкого героя, объяснить ценность его роли, и тогда он  начинает постепенно раскрываться, и это  замечаем не только мы, но и родители.

Но, в то же время, аплодисменты используются не всегда. К примеру, если ребенок не старается, проявляет безразличие и равнодушие к исполнению роли, то можно обратиться к детям со словами: «Ребята, мы можем похлопать этому герою?» При этом, дети учатся тактично высказывать свое мнение, давать оценку  исполняемой другим ребенком роли. Дети могут сказать, что герой говорил слишком тихо, быстро, медленно и.т.д. После этого следует продолжить: «А что мы ему можем посоветовать? Кто может показать пример, как это сделать лучше? Какой голос должен быть у героя? Как он должен двигаться?» и т.д.  И, как правило, мнение сверстников помогает при повторной попытке добиться желаемых аплодисментов.

     Таким образом, с уверенностью можно сказать, что умело организованная   театрализованная деятельность помогает детям справляться со страхами и комплексами, раскрепощает, помогает поверить в себя, способствуя успешной

социализации, развивает эмоциональную сферу, способствует развитию связной речи, делая ее более грамотной и выразительной,  раскрывает творческие способности и умение мыслить нестандартно.

         C:\Users\user\Desktop\Сказка о глупом мышонке\Фото\WBXN9538.JPG                     C:\Users\user\Desktop\Сказка о глупом мышонке\Фото\DSC_0001.JPG

                       .

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

Воспитание добрых чувств через игру с куклой (из опыта работы)

В. А. Сухомлинский писал: "В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств".Эти слова заставили меня задуматься над тем, как научить детей быть чуткими, отзывчивам...

Презентация "Виды театра" из опыта работы

Презентация для  итогового занятия по проекту "Мир театра"...

Взаимодействие с семьями воспитанников и общественностью в пропагандировании игры, как фактора социализации в процессе проведения акций «Игры нашего двора» (из опыта работы)

Сегодняшняя система дошкольных образовательных учреждений существует, прежде всего, в помощь семье. При этом родители в силу изобилия информации часто просто дезориентированы, ведь эта информация быва...

Доклад "Первые шаги в мир театра" ( Из опыта работы)

От потешек к выпускному балу - этот путь, который проходят дети в нашем детском саду....

Конспект во второй младшей группе «Развитие театрализованной игры посредством театра кукол в работе с детьми». Тема: «Еду, еду к бабе, деду»

laquo;Развитие театрализованной игры посредством театра кукол в работе с детьми»Тема: «Еду, еду к бабе, деду»Интеграция образовательных областей:- Познавательное развитие (формирова...