Презентация "Профессиональное выгорание педагога"
презентация

Александрова Ольга Юрьевна

Презентация создавалась для использования на семинаре "Новый, модный педагог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.pptx1.46 МБ
Файл seminar.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика профессионального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. Подготовила воспитатель Александрова Ольга Юрьевна

Слайд 2

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание» . Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».

Слайд 3

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 4

Причины возникновения симптомов «профессионального выгорания» у педагогов: Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций. Загруженность в течение рабочего дня. Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка. Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте. Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния. Ответственность перед администрацией, коллегами за результаты своего труда.

Слайд 5

Ситуации, влияющие на возникновение симптомов «профессионального выгорания». Начало своей деятельности после отпуска, курсов. Проведение открытых занятий, мероприятий, на которые было потрачено много сил, а в результате не получено соответствующего удовлетворения. Окончание учебного года. Ситуации негативного, эмоционального общения с участниками образовательного процесса

Слайд 6

Признаки «профессионального выгорания» сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость, отстраненность в общении с окружающими; негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности, так и к коллегам; нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации; ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой; немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими; неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них; ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д. снижение качества жизни в целом.

Слайд 7

Стадии «профессионального выгорания» Стадия напряжения Стадия раздражения начинается приглушение эмоций; педагог неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с коллегами; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. снижается потребность в общении с друзьями и коллегами; появляется устойчивая негативность восприятия себя и других; нарастает апатия; появляется повышенная раздражительность. Стадия творческого кризиса полная потеря интереса к работе и к жизни, эмоциональное безразличие, ощущение отсутствия сил, озлобленность, грубость, резкость в общении, развитие психосоматических заболеваний. Человек стремиться к уединению.

Слайд 8

Психоэмоциональное истощение не должно достигать критических значений!!! Потеря трудоспособности Личностная отстраненность Сворачивание личных достижений Эмоциональное истощение

Слайд 9

Способы профилактики «эмоционального выгорания» и поддержка психического здоровья.

Слайд 10

Профилактика «профессионального выгорания» Саморегуляция это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Физиологическая Естественная Эмоциональная

Слайд 11

Способы физиологической саморегуляции : Различные движения потягивания и расслабления мышц Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой . Релаксация

Слайд 12

Упражнения на снятие напряжения.

Слайд 13

Способы естественной саморегуляции : Длительный сон Вкусная еда Общение с природой и животными Музыка, танцы Баня, сауна, массаж SPA- процедуры

Слайд 15

Способы эмоциональной саморегуляции : Смех, улыбка, юмор Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий «Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; Размышления о хорошем, приятном Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Вдыхание свежего воздуха Занятие любимым делом - хобби Чтение стихов

Слайд 16

Повышение самооценки Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря :«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!». Дарите себе подарочки и милые безделушки.

Слайд 17

Упражнение «Мне нравится, что ты…» на развитие самооценки.

Слайд 18

Выводы ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ! НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!

Слайд 19

Главный секрет – улыбка!

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Вступление на семинаре- пактикуме «Модный педагог».

Добрый день, уважаемые коллеги.

(Слайд1)  

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания работников.

Что же такое профессиональное выгорание?

 (Слайд 2)

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».

(Слайд3)

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

(Слайд4)

Причины возникновения симптомов «профессионального выгорания» у педагогов:

  • Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций.
  •  Загруженность в течение рабочего дня.
  •  Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка.
  •  Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте.
  •  Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
  •  Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.
  •  Ответственность перед администрацией, коллегами за результаты своего труда.

 

(Слайд5)

Ситуации, влияющие на возникновение симптомов «профессионального выгорания».

  • Начало своей деятельности после отпуска, курсов.
  •  Проведение открытых занятий, мероприятий, на которые было потрачено много сил, а в результате не получено соответствующего удовлетворения.
  •  Окончание учебного года.
  • Ситуации негативного, эмоционального общения с участниками образовательного процесса

(Слайд 6)

Признаки «профессионального выгорания»

  • сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость, отстраненность в общении с окружающими;
  • негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности, так и к коллегам;
  • нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации;
  • ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой;
  • немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;
  • неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них;
  • ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.
  • снижение качества жизни в целом.

(Слайд 7) 

Стадии «профессионального выгорания»

  Напряжения- начинается приглушение эмоций; педагог неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с коллегами; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Раздражения - снижается потребность в общении с друзьями и коллегами; появляется устойчивая негативность восприятия себя и других; нарастает апатия; появляется повышенная раздражительность.

Стадия творческого кризиса -полная потеря интереса к работе и к жизни, эмоциональное безразличие, ощущение отсутствия сил, озлобленность, грубость, резкость в общении, развитие психосоматических заболеваний. Человек стремиться к уединению.

(Слайд 8) зачитать

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.

 Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.

Сворачивание личных достижений – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

(Слайд 9)

Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания?

(Слайд10)

Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя.

Слайд11 зачитать

Слайд 12

Я предлагаю Вам сейчас заняться «Методом быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения».

Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп.

Упражнение «Муха».

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» .

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

Слайд 13 зачитать

Слайд 14

Давайте немного расслабимся, представим себя на уединенном пляже и послушаем прекрасную музыку.

Слайд 15 зачитать

Слайд 16 зачитать

Слайд 17 Сейчас я предлагаю вам напомнить друг другу о своих положительных качествах. Для этого один из вас возьмет мягкий мячик и скажет другому, выбранному им человеку, назвав его по имени, о том, что ему в нем нравится, что у того хорошо получается, продолжив фразу: «Мне нравится, что ты... » Например, «Иван, мне нравится, что ты умеешь сохранять спокойствие в трудных ситуациях».

Тот, кто получит мячик, должен ответить: «Да, я... а еще я... » — и назвать три вещи, которые он умеет делать.

Например, «Да, я умею быть спокойным в трудных ситуациях. А еще я умею хорошо играть в волейбол, улыбаться и помогать другим».

 Слайд 18 зачитать

Слайд 19зачитать

Слайд 20 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...