Проект "Рождество" и музыкально-театрализованное представление "Чудо Рождества".
проект (подготовительная группа)

Лисиенкова Галина Ивановна

Визуальное знакомство, через музыкально-театрализованное представление, детей дошкольного возраста с праздником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rozhdestvo.docx31.13 КБ
Файл r_o_zh_d_e_s_t_v_o.docx27.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • Средней продолжительности

ТИП ПРОЕКТА

  • Групповой
  • Творческий

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 3 месяца (ноябрь-декабрь-январь)

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной к школе группы, их  родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность

        По данным последних социологических исследований, около 80% россиян считают себя православными. Более точно интерпретируя эти данные, можно сказать, что мы живем в православной стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа.

        Мы понимаем, что человек (взрослый и ребенок) существо не только социальное, но – духовное. Об этом следует помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону детского развития вне поля зрения, но наполняя ее традиционными духовными представлениями и образами. Несомненно, что для русской культуры, русского человека духовно определяющую роль играет православное мировосприятие, православная вера, традиционный уклад жизни.

Праздник Рождества Христова – в России праздник государственный. В жизни каждого ребенка особое место занимают, конечно, праздники. «Пусть каждый, - пишет К.Д. Ушинский, - припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас. Что это – действительно событие в годовой детской жизни, и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника… Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства».

Цель проекта:

        Духовно-нравственное воспитание детей через знакомство с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника Рождества Христова.

Задачи проекта:

  1. Формировать интерес к истории праздника Рождества Христова.
  2. Нравственное осмысление праздничных событий.
  3. Приобщать детей к христианской православной культурной традиции.
  4. Воспитание духовных ценностей – любви, доброты, сострадания.
  5. Развивать речевые, музыкальные, коммуникативные способности детей.
  6. Содействовать возрождению в совместной деятельности детей и взрослых (пении, рукоделии и др.) традиций празднования Рождества Христова в семье и образовательном учреждении.
  7. Обогащение словаря детей словами: Мария, Иосиф, Палестина, Вифлеем, пещера, ясли, Ангелы, Пастухи, Волхвы, Ладан, Смирна, Злато, колядки.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Литературный мини-музей «Сказки Ангела»;
  • Наглядно-иллюстративный материал (икона праздника, рождественские открытки, иллюстрации из книг, скульптурные изображения ангелов и др.);
  • Настольный рождественский вертеп.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

ВЗРОСЛЫЕ (ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ)

Подготовительный этап (ноябрь)

  • Определение плана и средств реализации предстоящих дел.

Аналитический этап (ноябрь)

  • Подобрать иллюстрации, картины, слайды по темам занятий; подобрать детскую литературу по тематике проекта; подготовить материал для изобразительной деятельности; создание кукол для вертепного театра; подобрать музыкальный и художественный материал, атрибуты, декорации и костюмы, распределить роли среди участников для проведения открытого праздничного мероприятия «Рождество Христово».

Основной этап (декабрь-январь)

  • Провести занятия познавательного цикла по ознакомлению детей с историей праздника Рождества Христова;
  • Организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;
  • Предложить родителям вместе с детьми участвовать в районной выставке творчества «Чудо Рождества»; 
  • Привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбома: «Праздник Рождества Христова на полотнах русских и зарубежных художников»;
  • Реализация проекта  в рамках мини-музея: чтение православной детской литературы, посвященной теме праздника Рождества, рассказов и историй на нравственные темы;
  • Показ вертепного театра «Рождество Христово»;
  • Репетиции праздника «Рождество» (музыкальных и хореографических номеров, монологов взрослых участников);
  • Консультации для родителей на стенде: «Детям -  о праздниках»; «Праздник Рождества Христова в рассказах русских писателей XIX-XX веков – жанр «Святочные рассказы»; «Как подготовиться к встрече праздника Рождества: православные обряды и традиции».

Заключительный этап (январь)

  • Участие в открытом праздничном мероприятии «Чудо Рождества»

ДЕТИ:

Подготовительный (ноябрь)

  • Обсуждение плана предстоящих дел

Аналитический этап (ноябрь)

  • Совместный поиск информации
  • Вопросы взрослым и самостоятельный поиск ответов

Основной этап (декабрь-январь)

  • Наблюдения, рассматривание, разучивание, изготовление, оформление;
  • Просмотр видеосюжетов и презентаций по теме «Праздник Рождества Христова»;

Заключительный этап (январь)

  • Участие детей в открытом праздничном мероприятии «Чудо Рождества».

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ,  СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ  РАЗВИТИЕ

  • Организованная образовательная деятельность:  беседы познавательного цикла: «Праздники в нашей стране: Рождество Христово»; «Праздник Рождества (история)»; «Веселое Рождество: традиции встречи праздника»; «Рождественский сочельник»; «Свет Вифлеемской звезды».
  • Рождественская викторина (загадки, чтение колядок)
  • Просмотр презентаций «Рождественская ночь», «Поклонение волхвов Младенцу Христу», «Рождество Христово»
  • Дидактические игры: «Хорошие и плохие дела»; «Путешествие в Вифлеем»; «Церковные праздники»; «Когда это бывает?».
  • Просмотр иллюстраций, картин по темам занятий и бесед.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  •  Организованная образовательная деятельность:  «Праздник к нам приходит: Рождественская история (из Евангелия от Матфея и Луки)»; Цикл занятий (3 занятия) «Рождественская звезда» (чтение рассказов и стихов русских писателей о празднике с объяснением и проговариванием с детьми новых слов и понятий.)
  • Чтение и обсуждение рассказа «Легенда о елочке»
  • Чтение и обсуждение сказки «Рождество зверей» (авт. Мария-Луиза Вер)
  • Прослушивание аудиозаписи сказки и беседа «Рождественская елочка»
  • Подготовка к празднику: чтение и разучивание рождественских стихов и песен

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Лепка:

  • Организованная образовательная деятельность:   лепка из соленого теста «Украшение на елочку», «Ангелочки».

Рисование:

  • Организованная образовательная деятельность:   «В гости к елочке», «Вифлеемская звезда», «Славословие Ангелов», раскраски по мотивам рождественских историй.

Конструирование из бумаги: 

  • Организованная образовательная деятельность:   «Рождественские открытки», «Рождественская звезда», «Ангелы».

Музыка: 

  • Организованная образовательная деятельность:  разучивание песен и танцев к празднику: «Танец Ангелов», танец «Свечи»; «Рождественская песенка»; песня «Рождество Христово»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Приобщение к опыту православной культуры;
  • Формирование положительного отношения к празднованию Рождества Христова, интереса к его истории;
  • Знание детьми истории праздника Рождества Христова;
  • Развитие познавательного интереса, наблюдательности, воображения, творчества;
  • Воспитание у детей познавательной активности; вызвать желание интересоваться Священной Историей Нового Завета.

ПРОДУКТ ПРОЕКТА:

Взрослые и дети:

- открытое музыкально-театрализованное представление «Чудо Рождества».

Родители и дети:

- Выставка рождественских поделок

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • Евангелие в пересказе для детей / авт.-сост. Н.В. Давыдова. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003г.
  • Куломзина С. Закон Божий для самых маленьких. – М.: Паломник, 2013г.
  • Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий. – М.: Айрис-пресс, 2009г.
  • Основы православной культуры для детей дошкольного возраста: Книга для учителя / авт.-сост. О.К. Харитонова под ред. прот.

В. Дорофеева. – М.: Издательский дом «Покров», 2002г.

  • Рождественская звезда / сост. Т.А. Стадольникова. – М.: РИПОЛ классик, 2014г.
  • Рождественская история / худ. Г. Спирин. – М.: РИПОЛ классик, 2014г.
  • Шорыгина Т.А. Православные праздники для детей: сценарии и беседы. – М.: ТЦ Сфера, 2001г.
  • Сказки, рассказы, стихи
  • Произведения изобразительного искусства (репродукции)
  • Иконы Рождества Христова
  • Аудиозаписи
  • Изобразительные материалы
  • Журналы
  • Детские книги
  • Фотоматериалы
  • мультимедийные DVD-пособия



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 г. Вязьмы Смоленской области

Сценарий музыкально-театрализованного представления

«Ч У Д О   Р О Ж Д Е С Т В А»

Действующие лица:

Взрослые:

Мария

Иосиф

Пастухи

Волхвы

Свеча

Ангел

Хор

Дети: читают стихи, исполняют песни и танцы

Музыкальный руководитель:    Здравствуйте, гости дорогие!  Еще недавно мы встречали великий праздник – Рождество Христово.

В этот день сменился не только год, сменилась целая эпоха – ушел старый мир, наступил новый. В эту ночь в Вифлеемской пещере родился Младенец Иисус Христос, принеся с собой самое главное чудо – чудо спасения  человека.

        Праздник Рождества Христова – это всегда веселье, подарки, нарядная елка, сказка, и, конечно колядки. В этот день всей душой мы стремимся прославить рожденного Господа. А сегодня мы хотим вам рассказать историю этого Праздника. Поведать о событиях, случившихся в далекой Иудейской стране вот уже более 2000 лет назад, важных для всего человечества.

Дети читают стихи:

Давайте забудем

И горе, и грусть,

Сегодня родился

Младенец Иисус.

Родился Он ночью,

В холодной пещере,

Его окружали

Лишь птицы да звери

Да ангелы,

Да пастухи и волхвы,

А значит, все люди,

А значит, и вы.

 «В этот светлый праздник»

В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

В этот день мы говорим
О рождении Христа.
В этот день молчать не могут
Наши детские уста.

И сердца желают славить,
Не смолкая ни на миг.
Прославляйте Бога с нами!
Не молчите – Он велик.

«Христос рождается», -поют

На небе Ангелы святые,

И тихий свет оттуда льют

На землю звезды золотые.

«Христос рождается», - поют

Ребята, обходя селение,

И слышит православный люд

О Рождестве Христовом пение.

****

Много было в небе звезд

Теплой ночью ясной.

Тихо спал Иисус Христос

На соломе в яслях.

Дева – Мать,  склонясь над Ним,

Нежно напевала.

Ночь мерцала золотым

Звездным покрывалом.

Пели Ангелы Христу,

Славили рожденье,

В мир принес Он красоту,

Веру во спасенье!

Дети исполняют песню «Наступило Рождество»

( открывается занавес, выходит Свеча (взрослый), а за ней девочки – свечечки)

Танец «Свечи»

Ребенок:

Я праздничная свечка Рождества,

Я маленькая свечка торжества,

Я вестник новой жизни и надежды!

К нам в эту ночь Младенец сходит Бог,

И чтобы нас во тьме найти Он мог,

Живой светильник на окне поставь

И пусть преданье обратится в явь!

Свеча:

В Иудейской стране жил Иосиф – старик,

Жизнью праведной, бедной, простой.

И вручил ему Бог

Живоносный Родник,

Обручив его с Девой Святой.

Ангел светлый принес им блаженную весть,

Что родит Она Божьего Сына.

Значит, роду людскому спасение есть,

Милосердие с нами отныне!..

ВЫХОДЯТ ТРИ ВОЛХВА.

ГАСПАР:

Мы знаем звездам точный счет,

Мы знаем календарь,

И так же Млечный Путь течет,

Как протекал он встарь…

МЕЛЬХИОР:

Но эта яркая звезда

Здесь не бывала никогда!

ВАЛТАЗАР:

Пускай звезда нас приведет

К Тому, кто род людской спасет!

Родится в Вифлееме Он.

Пойдем к Младенцу на поклон!

МЕЛЬХИОР:

Что взять нам в царские палаты?

Какие принести дары?

ГАСПАР:

Возьмем восточные ковры!

ВАЛТАЗАР:

Возьмем роскошные шатры!

МЕЛЬХИОР:

Возьмите ладан, смирну, злато!

УХОДЯТ

СВЕЧА:

Вот слышится шум и движенье окрест,

В повозках, пешком, с домочадцами вместе,

Евреи, поднявшись с насиженных мест,

К родным городам устремлялись и весям.

И плотник Иосиф спешил в Вифлеем,

Как должно потомкам Давидовым всем.

Хор взрослых исполняет песнопение «Эта ночь святая»

СВЕЧА

В Вифлееме тишина,

Спят луга и спят стада.

Ночь светла как никогда –

В небе яркая звезда

Освещает все вокруг:

Реки, горы, лес и луг.

МАРИЯ

Вот уже скоро мы в город войдем,

Где мы приют в Вифлееме найдем?

Много странников собралось в Вифлееме,

Не найти нам ночлега.

ИОСИФ

О бедные мои седины!

Мария бедная моя!

Ложится вечер на равнины,

Но неприкаянна семья…

Сгустились тени, воздух стынет!

Но что я, слабый человек?..

Нет, не забудет Бог о Сыне,

И нам укажет наш ночлег!

А вот пастушечья пещера,

Пускай нам даст приют вертеп!

Меня не обманула вера,

И здесь мы свой преломим хлеб.

МАРИЯ

С нами Бог,

А вол и ослик согреют нас.

Хор взрослых исполняет песню «В ночном саду»

СВЕЧА

Вот уснул Вифлеем, - дома, и дворы…

Лишь овечьи топтались стада,

И казалось: столь тихой и мирной поры

Не бывало еще никогда.

Поднимался туман с иудейских земель

И такой разливался покой,

Будто вся эта ночь, как одна колыбель

Материнской качалась рукой.

СВЕЧА

Мария и Иосиф ждали когда рожденья час настанет.

Открылись в полночь небеса и сотворились чудеса

Вдруг хлев весь светом озарился

К Марии Ангел опустился,

Марии он младенца нес

И в мир пришел Иисус Христос!

                        «Танец Ангелов» исполняют дети

НА СЦЕНЕ ДВА ПАСТУХА, ОНИ СПЯТ, ПОЯВЛЯЕТСЯ АНГЕЛ

СВЕЧА

Вдруг пастухов трепет объял,

Яркий свет кругом засиял.

И погас у них костер.

Ангел крылья распростер.

АНГЕЛ

Проснитесь, спящие! Оставьте

Стада воловьи и овечьи

И Сына Божьего прославьте

В Его обличье человечьем:

1-й ПАСТУХ, ПРОСЫПАЯСЬ, РАСТАЛКИВАЕТ ТОВАРИЩА

Ты говорил о чем-то вслух…

2-й ПАСТУХ

Оставь, - еще не пел петух!

Я крепко спал, мне Ангел снился.

АНГЕЛ

Проснись, не верящий пастух!

Ведь я не сон, а горний дух,

И я не зря тебе явился!

2-й ПАСТУХ

Я не церковник и не воин,

Не книжник и не фарисей,

Своей судьбою бедной всей

Небес посланца недостоин!

АНГЕЛ

Стряхните сон, гоните страх!

Без стражи и порфиры

В яслях воловьих в пеленах

Лежит Спаситель мира!

Взрослый хор исполняет колядку «Рождественское чудо»

АНГЕЛ УХОДИТ.

1-й ПАСТУХ

Скорей к пещере, где в ненастье

Своих мы прятали овец.

Там обитает наше счастье,

Начало мира и конец.

НАПРАВЛЯЮТСЯ К ПЕЩЕРЕ

1-й ПАСТУХ

Мы оставили стада,

Поспешили мы сюда,

Потому что Добрый Пастырь

Здесь родился как Звезда!

2-й ПАСТУХ

Слыша ангельское пенье,

Мы очнулись ото сна:

Было чудное виденье –

Светом ночь озарена.

ПОДХОДЯТ К ПЕЩЕРЕ

1-й ПАСТУХ

Вздох воловий, овечье дыханье,

И высокой звезды колыханье,

И пастушьи простые напевы…

2-й ПАСТУХ

В этих бедных и нищих стенах

Царь Предвечный лежит в пеленах.

Улыбается Мать Его – Дева.

МАРИЯ ПОЕТ КОЛЫБЕЛЬНУЮ (авт. Светлана Потера)

ПОЯВЛЯЮТСЯ ВОЛХВЫ

ГАСПАР

К Вифлеему путь не долог –

Вот он в дымке вдалеке.

Звездный свод, как будто полог,

Спит в Божественной руке.

Не колышется травинка

И не движется вода.

В темноте, как по тропинке

Нас Звезда вела сюда!

ПОДХОДЯТ К ПЕЩЕРЕ. КЛАНЯЮТСЯ МЛАДЕНЦУ.

МЕЛЬХИОР

Сомнений нет – сияет это Чадо

Так, словно в нем скрестились все миры!

ГАСПАР

И доказательств более не надо!

ВАЛТАЗАР

Ему мы принесем свои дары!

МЕЛЬХИОР

Нам к ветхой жизни больше нет возврата,

Ты Царь царей – Тебе принес я злато!

ГАСПАР

Ты – Бог, чья власть над раем и над адом.

Тебе принес я благовонный ладан!

ВАЛТАЗАР

Явился смертным Ты передо мной,

Прими же смирну как удел земной.

МЕЛЬХИОР

О, Мать Пречистая, Источник жизни вечной

В своих девичьих держишь ты руках!..

Божественным и самым человечным

Твое дитя прославится в веках.

СВЕЧА

Вот так средь суеты, гордыни, слез,

В мир беззаконий, зла и преступленья

Был явлен человечеству Христос,

Как будущая жертва искупленья.

И каждый, кто свою украсил ель,

И кто подарки близким приготовил,

Тот вспоминает бедную постель,

Пещеру, пастухов и вздох воловий,

Дитя, как свет, лежащее в яслях,

И мудрецов, пришедших к Откровенью.

И верует, что не познает страх

Ни смерти, ни посмертного забвенья.

Песня «Рождество Христово» (исполняют взрослые и дети)

Да будет с вами мир, да будет с вами свет,

Пусть вас не обойдет Благая весть отныне.

В Евангелии вы отыщете ответ

И сердцем обретете вы святыню.
Музыкальный руководитель:

        Да, мои дорогие друзья, и печаль о грехах, и радость, надежда на обновление – все есть в этой благой вести. Но напрасно вы думаете, что это сказка, которую нашептывает вам седое время. Все, что вы услышали сегодня – истинная правда. Вся история человечества подтверждает это. Даже новое летосчисление ведется от этого удивительного события – Рождества Христова! И нынешний год тоже отсчитан от Его рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий осеннего праздника"Музыкальная ярмарка" (музыкально-театрализованное представление для подготовительной группы)

Сценарий осеннего праздника "Музыкальная ярмарка" (музыкально-театралтизованное представление для подготовительной группы)Цель: научить детей ценить традиции русской культуры, видеть красоту слова, му...

Сценарий музыкально-театрализованного досуга в старшей группе (Познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром, музыкальное занятие)

Цель занятия приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности...

Программа по дополнительному образованию в области музыкально-театрализованной деятельности «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕРЕМОК»

Рабочая программа по дополнительному образованию в области музыкально-театрализованной деятельности «Музыкальный теремок» составлена с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандарт...

Новогоднее музыкально-театрализованное представление по мотивам повести Н.В.Гоголя « Ночь перед Рождеством"

Действующие лица:Взрослые:ВедущийДед МорозСолохаЧертОксанаСнегурочка...

«Обеспечение качества музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из...

Театрализованная игра "Хватай- держи" Конкурсная работа отмеченная дипломом V Городского Музыкально-Театрализованного Фестиваля «Звуки Музыки»

 В театрализованной игре «Хватай держи» дети раскрывают свои музыкальные и артистические способности, исполняя арии Мышей, Кота и  Хозяйки, в одноименной мини-опере на муз...

Сценарий театрализованной деятельности «Музыкально – театрализованный калейдоскоп по произведениям С.Я. Маршака»

Под музыку выходит ведущий:- Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о замечательном детском писателе – Самуиле Яковлевиче Маршаке. Его стихи и сказки при...