Формирование основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
статья

Гарина Светлана Анатольевна

«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть»  В.Ф.Одоевский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_osnov_muzykalnoy_kultury.docx18.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад  № 79» г. Бийска

 «Формирование основ музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста»

Гарина Светлана Анатольевна,

                       музыкальный руководитель

«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть» В.Ф.Одоевский

Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда наряду с ним звучит музыка. С помощью языка звуков и интонаций музыка участвует в беседе, рассказывает об окружающем нас мире, о природе, человеке. Познание ребёнком этого своеобразного языка начинается с того момента, когда появляется первый интерес к музыкальному звуку, музицированию, когда возникает желание рассуждать о средствах музыкальной выразительности. Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений. Учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её. В процессе слушания развивается музыкальное восприятие - мышление. Элементарные представления о языке музыкального искусства формируются прежде всего в разнообразных видах детской музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве) на занятиях.

 «Человек стал человеком, – писал В.Сухомлинский – когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой».

В искусстве, особенно в музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки.

В. Сухомлинский подчёркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами». Музыка вызывает у слушателя различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль. Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному сопереживанию. В целом восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять. В связи с этим проведение занятий по восприятию музыки предусматривает: специальный подбор музыкального репертуара; использование соответствующих возрасту методов работы с ним; использование других видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмических движений, игра в оркестре, пения); использование различных видов художественной деятельности детей, произведений художественной литературы и изобразительного искусства (слушание стихов и прозы; рисование, просмотр репродукций картин, слайдов, видеоматериалов и т.д.). Синтез различных видов искусств, когда ребёнок, воспринимая музыкальное произведение опирается на доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу, является наиболее продуктивным. Наглядность, живое слово (поэзия, проза) помогают ребёнку в раскрытии музыкального художественного образа. Восприятие, сопереживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребёнку овладение сложным музыкальным языком. Подбор музыкального репертуара осуществляется на основе принципов художественности и доступности детям дошкольного возраста. Дети с самого начала получают представление о многообразии и богатстве мира музыки, что способствует их музыкальному развитию, расширяет художественный кругозор. Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей.

Программа по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены. Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по восприятию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно: знакомство детей с доступными для их восприятия  классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, распределяя их по жанрам и видам; формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам; развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности, формирование навыка слушания музыки; создание фонда любимых детских произведений. Дети старшего дошкольного возраста с огромным интересом слушают шедевры классической музыки: «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Карнавал животных» Сен-Санса, отрывки из балетов П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др. Очень действенным способом для запоминания музыки является выражение своих впечатлений через иллюстрацию, когда полученные яркие впечатления от прослушанного произведения, ребенок передаст в своем рисунке. Также очень значимым событием в жизни ребенка является живое общение с музыкой-собственное исполнение в детском оркестре и концерт. Прекрасным приобщением к музыке является музыкальная гостиная-приглашение учащихся музыкальной школы в детский сад. Эти яркие музыкальные впечатления надолго остаются в памяти ребенка и, зачастую, являются толчком для поступления в музыкальную школу.

В содержании программы по восприятию музыки можно выделить три этапа: Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.

На первом этапе музыкальный руководитель должен пробудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в душе ребёнка. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать её общий характер. Огромное значение имеет слово педагога, посвящённое музыке. Очень важно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также и все последующие пояснения. По высказываниям детей, по мимике, по выражению лица ребёнка в процессе слушания мы можем судить об их активном музыкальном восприятии и заинтересованности.

На втором этапе перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Музыкальный руководитель обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Можно использовать игрушки и игровые приёмы обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием произведения, отрывки видео с концертов классической музыки. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже неоднократно слышанной, путём привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.

Для того, чтобы развить интерес у детей к слушанию классической музыки, необходимо познакомить их с инструментами симфонического оркестра. Детям всегда нравится узнавать знакомые музыкальные тембры, слышать и различать их. Дети подготовительной группы способны различать музыкальные инструменты по их тембру и высоте. Так, например, зная, как выглядят инструменты симфонического оркестра и различая их по их тембру, ребенок способен узнавать их при прослушивании. Таким образом, различая разнообразные музыкальные и тембровые краски; имея элементарные представления о строении музыкального произведения ( наличие вступления, контрастных частей и заключения), имея достаточно разнообразный музыкальный кругозор и «багаж» музыкальных впечатлений, ребенок будет слушать музыку с бОльшим пониманием и желанием.

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребёнок начинает узнавать их, что говорит о сформировавшихся представлениях о музыке. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. Появляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения потому, что хотят вновь испытать и пережить вызванные ими чувства. Важным элементом в формировании у детей основ музыкальной культуры является воспитание  культуры слушания и исполнения. Примерив на себя роль исполнителя в детском оркестре, ребенок не только учится понимать строение и музыкальные оттенки произведения, но и понимает важность исполнительского мастерства. Например, одна группа детей выступает в роли исполнителей, а другая- в роли слушателей. Таким образом, дети получают опыт исполнительского мастерства и приобщаются в культуре слушания. Ведь всегда интересно свой небольшой детский опыт использовать на практике и самим организовать на занятии или на празднике  детский оркестр. А за старание услышать в ответ благодарные аплодисменты от слушателей-своеобразную оценку своего творчества.

Восприятие детей старшего дошкольного возраста становится более осознанным, управляемым. Развивается произвольная память, устойчивое внимание. Дети подготовлены слушать сложные произведения. У них достаточно развита речь, богатый словарный запас. Дети могут высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами: различать двух и трёхчастную форму, песенный, танцевальный и маршевый жанры, способны различать музыкальные тембры в произведениях, а также их эмоциональную окраску.

 Элементарные представления о выразительных средствах музыки,  систематичность музыкальных впечатлений  на музыкальных, дополнительных занятиях и развлечениях помогают формированию основ музыкальной культуры у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста в детском саду"

Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обознач...

Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»

Цель  работы -  формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стала задача пересм...

Консультация на тему: "Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста".

В консультации подробно рассмотрены основные моменты формирования основ правовой культуры у старших дошкольников....

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....

Статья "Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Экономическое воспитание дошкольников — новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти треб...