ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Резчикова Лариса Викторовна

выступление для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад19.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Управление дошкольного образования

Альметьевского муниципального района»

Выступление на семинаре:

 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Учитель-логопед МБДОУ №37 «Сказка»

Резчикова Л.В.1кв. кат.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Ценность – термин, широко используемый в философской, социологической, педагогической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг.                                                                              В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми.

Проблема ценностей возникает в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о человеке. Что касается педагогики и педагогической деятельности, то ценности, как и цели в образовании, воспитании и саморазвитии человека отражают гуманистический смысл образования. «Педагогические ценности – это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворить потребности педагога, но и служить ориентиром его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей»

В зависимости от того, какие ценности предлагает воспитание и обучение, определяется цель и смысл  образования.  

Н.Е.Щуркова выделяет пять ценностей – это, прежде всего, «другие люди», вторым – проявление отношения к самому себе, его «Я»,  третий объект – общество и коллектив. Важнейшей нравственной категорией является четвертая, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать, – это труд. Пятым объектом является нравственная ценность Родины.Отношение к «другим людям» проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность. Интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность.

В контексте российских национальных особенностей и традиций, объективных потребностей и перспектив развития России, с учетом ее социальной безопасности может быть сформирована следующая система основных национальных ценностей.

Национальные ценности России

Любовь к России  -  Государственное единство.Семья.Свобода личности. Демократия,Равноправие народов. Самоотверженность в защите Отечества.Материальное и духовное состояние- Территориальная целостность.Коллективизм. Добросовестный труд. Социальная справедливость. Многонациональная культура. Духовность.

Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.

Всякая система ценностей динамична и подвижна: они изменяется в социальном времени и социальном пространстве.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта, и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.  

Значение исследования ценностных ориентаций индивида определяется тем, что они представляют собой основной «канал усвоения духовной культуры общества» [4], превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Формированию ценностных  ориентаций во многом способствует процесс развития личности в целом.

Процесс ориентации ребенка на ценности общества имеет, по крайней мере, два аспекта: содержательный и функциональный.  Содержательный аспект зависит от системы ценностей, принятых в обществе. Эволюция ценностей общества происходит постоянно, изменяя приоритеты и иерархию, обесценивая одни и выдвигая другие.

Функциональный аспект – сам процесс присвоения личностью. Характер присвоения зависит, прежде всего, от уровня культуры общества. Эволюция ценностей подвержена влиянию множества факторов, ведущим, среди которых выступает – экономическая система общества.  Процесс формирования новых ценностей – длительный, не поддающийся однозначной внешней регуляции, а требующий исторически длительное время, чтобы в первичных социальных группах сформировалась атмосфера, благоприятная для созревания новых ценностей.

Ценностные ориентации - это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения, которой решаются многие ключевые вопросы жизнедеятельности человека.

Ценности — это определяющий элемент культуры, ее ядро. Для того чтобы оценить, что значимо и полезно, а что — нет, что есть добро, а что есть зло, и человек, и общество постоянно применяют определенные мерки, критерии.  

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ценностно-смысловые ориентиры

Характеристика

Механизмы формирования

Человек ценность

Признание прав личности, уважение без относительно пола, возраста, национальности, социального положения, вероисповедания  

Учить детей адекватно воспринимать других людей, знакомить с культурой, традициями и обычаями   других людей, учить делать людям добро

Эстетические ценности

Умение видеть прекрасное в жизни, природе, искусстве, способность понимать прекрасное и строить свою жизнь по законам красоты.

Развивать потребность жить по законам красоты. Посещение выставок, театров, знакомство с прекрасным в окружающей действительности  

Ценности познавательного характера

Образование как ценность, которая необходима каждому в эпоху бурного развития научно-технического прогресса информационного века

Создание ситуаций и постановка перед детьми практических задач, которые   выявляют у них необходимость получения знаний

Труд как ценность

В ценностных ориентациях данного порядка отражены радость труда, любимая профессия, труд как благо общества, возможность и необходимость трудиться с полной отдачей сил

Создание ситуаций, позволяющих детям  трудиться, заботиться о ближних; рассказы о профессиях родителей и знакомство с людьми труда

Отечество как ценность

Ключевыми понятиями являются: Отечество, мир, свобода, справедливость. Ценность данной группы – история, язык, культура, национальное сознание, традиции

Создание ситуаций, в которых ребенок испытывает гордость за социальные и культурные достижения страны, уважение к историческому прошлому страны, привязанность к месту жительству – малой родине  

Вместе с тем поведение человека определяется его потребностями. Они бывают врожденными (биологические потребности) и приобретенными, вызываемыми ощущением отсутствия чего-либо и побуждающими к действию. Размер необходимых потребностей и способы их удовлетворения представляют собой продукт истории и зависят от культуры.

На современном этапе развития общества процесс образования и воспитания ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия нового опыта, новых ценностей и смыслов жизни. Задача образования любой ступени обучения заключается в том, чтобы развить такие личностные смыслы подрастающего поколения,  которые помогли бы ему преобразовывать себя, свои отношения с миром и, в дальнейшем, творчески преобразовывать общество.

Если попытаться с максимальным доверием отнестись к проекту Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», то можно предположить, что он означает позитивный поворот к дошкольному детству, связанный с осознанием значительности тех образовательных ресурсов, которые в нем заложены. Такое предположение имеет еще и то основание, что рост интереса к дошкольному детству относится к числу общемировых общественных тенденций.

Новое содержание дошкольного образования предполагает новые подходы к формированию и развитию личности ребенка 5-6 лет, обладающего способностями применять знания и умения в жизненных ситуациях в виде ключевых компетентностей.

В последнее время общественность ориентирует на признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Здоровье – важнейшая ценность человеческого бытия. Человек должен беречь свое здоровье, заботиться о нем, не растрачивать силы, закаливать свой организм. Физическое здоровье – основа психического и духовного здоровья человека.  

Не менее значимым в дошкольном детстве является воспитание  нравственных смыслов.

Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.

В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств. Детское сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей — важно только, чтобы за призывами следовал труд. Если ребенок чувствует, что рядом с ним — люди, что своими поступками он приносит им радость, он с малых лет учится соразмерять собственные желания с интересами людей.

Дети не могут жить без радостей. Наше общество делает все для того, чтобы детство было счастливым. Но радости не должны быть беззаботными. Когда малыш, срывая плоды радости с дерева, заботливо выращенного старшими, не думает о том, что останется людям, он теряет важнейшую человеческую черту — совесть. Учить чувствовать— это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости — это дружба, товарищество, братство.

К началу дошкольного возраста (к 3-4 годам) ребенок входит в сферу нравственных отношений людей. Он знает многие нормы и способен их соблюдать. А значит, несет личную ответственность и за их нарушение. Но именно теперь перед нами в полный рост встает главная задача: как сделать так, чтобы ребенок не только мог, но и хотел соблюдать моральные нормы? Как воспитать у него нравственные мотивы?  Дошкольник ждет одобрения близких взрослых, страшится наказания и поэтому старается соблюдать нормы и требования. Так возникает и работает один из главных нравственных мотивов дошкольника - стремление сохранить и упрочить позитивное отношение к нему близких, значимых взрослых. Назовем этот мотив мотивом, ориентированным на внешний, социальный контроль.

Принятие детьми дошкольного возраста этических норм и формирование моральных чувств - часть общего процесса активного вхождения ребенка в жизнь взрослых людей, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности и поступков.

Ценностно-смысловая компетентность дошкольников - это механизм самоопределения ребенка в ситуациях игровой и иной деятельности ценностей, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков, принимать ответственные  решения. От неё зависит индивидуальная траектория ребенка и программа его жизнедеятельности в будущем. Анализ различных определений позволяет нам констатировать, что ценностно-смысловая компетенция - это интегративное многоаспектное явление, показатель развития личности, в основе которого лежит понятие ценности, ориентированные на нравственные отношения, поступки, качество личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»

Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»по теме: «...

Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»

I.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...

Формирование социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста

Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей дошкольных учреждений. В нем рассматривается проблема социально -личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их взаимоде...

презентация «Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»

Презентация на тему: «Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста»Социально-коммуникативная  компетентность  –    это гот...

Родительское собрание на тему "Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста".

Социально-коммуникативная компетентность– это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций ...