Презентация "Структура исследовательской деятельности на прогулке"
презентация к уроку (средняя, старшая группа)

Л. В. Михайлова

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно  ориентирована на каждого ребёнка.  Совершенствовать воспитание личности ребёнка невозможно без обогащения его опыта  образами природы – полными и яркими.
   С помощью познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура Исследовательской деятельности на прогулке

Слайд 2

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С . Л. Рубинштейн

Слайд 3

Д ети по природе своей – исследователи . Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка. Совершенствовать воспитание личности ребёнка невозможно без обогащения его опыта образами природы – полными и яркими. С помощью познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ).

Слайд 4

Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно. В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи. Ну, а р оль воспитателя конечно же, заключается в том, чтобы поддержать, сохранить первые, яркие детские впечатления, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

Слайд 5

ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА

Слайд 6

Структура исследовательской деятельности : ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО РАЗРЕШИТЬ ( выбор темы исследования ); ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ); ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ (ПОИСК ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ); ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ (СБОР ДАННЫХ, РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЙСТВИЯХ); АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА (ПОДТВЕРДИЛОСЬ - НЕ ПОДТВЕРДИЛОСЬ); ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ.

Слайд 7

В познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно выделить такие эффективные методы познания закономерностей и явлений окружающего мира, как - наблюдение, экспериментирование, экскурсии . Н аблюдения. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес.

Слайд 8

В осенний период в ходе прогулок с детьми мы: сравниваем листочки по форме, величине, цвету, наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков; собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем), тренируемся в порядковом счёте; наблюдаем за деревьями, цветами, тучками; развиваем исследовательский интерес к осенней природе и природным явлениям.

Слайд 9

В зимний период в ходе прогулок с детьми мы: обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек; наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой; наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки и рассматриваем их по величине, форме; сравниваем деревья; наблюдаем за следами на снегу; проводим опыты со снегом; развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы.

Слайд 11

В ходе прогулок с детьми в весенний период мы : формируем способность выделять особенности весеннего состояния растений; развиваем исследовательский интерес к жизни птиц и насекомых весной; осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их; измеряем длину ручейков шагами; измеряем глубину ручейков с помощью палочки; наблюдаем за снежным покровом, за лужами; пускаем корабликов в лужи и ручейки; наблюдаем за сосульками, за ветром и облаками; р ассматриваем первые листочки, сравниваем их по величине.

Слайд 12

В летний период на прогулках с детьми мы: развиваем умение наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов; развиваем наблюдательность, любознательности исследовательский интерес в процессе ознакомления с неживой природой; осуществляем наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, тенью, растениями, насекомыми, птицами; осуществляем игры-опыты с песком, водой, ветром, природным материалом.

Слайд 13

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ. При планировании экспериментальной деятельности по ознакомлению с явлениями природы необходимо учитывать сезонность . А также должны быть созданы необходимые условия для исследовательской деятельности: как для проявления детьми самостоятельности и удовлетворения своих потребностей и интересов, так и совместной деятельности со взрослыми, где ребенок обучается определенному алгоритму действий. На прогулке можно проводить следующие эксперименты : « Твердое - жидкое »; « Лед-вода»; « Где быстрее растает лёд»; « Следопыты»; « Взаимодействие воды и снега»; « Свойства снега, воды, песка»; « Почва на участке»; « Жизнь под снегом»; « Солнечные зайчики»; « Откуда берутся семена»; « Почему семена прорастают?»; « Куда дует ветер?»; « Свойства песка» и др.

Слайд 14

В результате спланированной организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково –исследовательской деятельности, дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. У детей развиваются такие качества личности, как: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность, целеустремлённость.

Слайд 15

Экскурсии. Экскурсии по территории детского сада и за его пределами, а также по экологической тропе проводятся с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, развитию исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы. Используя наблюдения за объектами живой природы, можно научить ребёнка эффективным способам взаимодействия с окружающим. На экскурсии появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей.

Слайд 16

ОРГАНИЗУЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Критика –враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения. Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца. Подводить итоги исследования.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание». Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа).

Образовательная область «Познание».Развитие познавательно-исследовательской деятельности.Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа)....

Перспективное планирование исследовательской деятельности на прогулке

Представлен практический материал по познавательно-исселедовательской деятельности дошкольников от 3-7 лет в условиях прогулки, основанный на многолетнем опыте работы....

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке

Доклад на педагогическом совете на тему «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке». Примерное тематическое планирование прогулки «Пробуждение весны»....

Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке.

Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке....

Конспект мероприятия "Детская исследовательская деятельность на прогулке"

Конспект мероприятия "Детская исследовательская деятельность на прогулке"Работа содержит практический материал  по детской исследовательской деятельности (изучение свойств воздуха, воды и песка) ...