Музыкальная акварель
статья

Музыкальная акварель (практическое пособие для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и для родителей).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_akvarel.docx174.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная акварель

(практическое пособие для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и для родителей)

Составитель:

Перминова Татьяна Алексеевна, музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №43 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

                                                             

                      Настоящее методическое пособие - результат длительного практического опыта, накопленного за время работы в дошкольном учреждении с учащимися 1-ш класса, а в дальнейшем с детьми старшего дошкольного возраста. Оно адресовано музыкальным руководителям дошкольных учреждений и родителям.

                     Игра представляет собой одну из основных форм жизни современного ребенка. Наблюдения за детьми в детском саду и практика работы с ними показывают, что игра – это и любимый вид деятельности детей. Она не только доставляет удовольствие и радость, но, являясь активным видом деятельности, развивает и воспитывает его.

                В игре формируется личность ребенка, она помогает ребенку понимать окружающий его мир. Одновременно с этим в игре развиваются интеллектуальные чувства, вызванные мыслительной деятельностью (чувства удивления, радости, любопытства), фантазию и творческие способности.

                 У детей чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами их жизни. А музыка, обладая силой эмоционального воздействия и источником духовной энергии, совместно с игрой развивает, формирует и   воспитывает эти чувства. Поэтому музыкальные игры, представленные в данной работе, развивают у детей эмоциональное восприятие, слуховую сосредоточенность, стимулирующие музыкальное развитие, способствующие развитию музыкальных способностей каждого ребенка.

                Эмоциональное восприятие детей идет от простейших различий ярких звуков к восприятию красоты гармоничности их сочетаний. Дети, вслушиваясь в музыку, угадывают ее, воспроизводят ритм, чисто интонируют, импровизируют музыкально – ритмическими движениями.

Практика и опыт работы с детьми показывают, что играя с большим количеством детей педагог не имеет возможности уделять внимание каждому ребенку. А ведь активное внимание со стороны взрослого в процессе музыкальных игр имеет для детей решающее значение: развивается детская музыкально-игровая фантазия и музыкальность.

                Чтобы шло развитие детской фантазии и музыкальности, провожу короткие встречи с подгруппами детей 5-7 человек. Эти встречи наиболее эффективны, чем продолжительные музыкальные занятия, отстоящие друг от друга по времени.

                            Кроме музыкальных встреч с подгруппами детей провожу музыкально-игровые занятия и со всей группой детей, но провожу их значительно реже, и, в основном, с детьми младшего дошкольного возраста.

                       Регулярные музыкальные встречи с подгруппами детей направлены на знакомство с новым или же на повторение хорошо знакомого музыкального материала. Для этого была оформлена музыкальная папка, в которую вошли карточки (ритмические интервалы – «животные», ключи скрипичный и

басовый, ноты разной длительности, пауза, форте, пиано, диез, бемоль), нотный стан, столбица (устойчивые, неустойчивые ступеньки).

                            Интерес и стремление детей быть активными участниками музыкальных встреч зависят от репертуара.  Поэтому весь репертуар был тщательно отобран, обновлен и проверен в работе с детьми. В репертуар включены музыкальные произведения русских, зарубежных советских и современных композиторов.

                Сочетания музыки с игровыми действиями, позволяют выявить музыкальные задатки детей, развить музыкальные способности, певческие и двигательные навыки.  Интересные по содержанию игры дают возможность каждому ребенку подумать, высказаться, проявить свою фантазию в движениях, в игре на музыкальных инструментах.

                Каждая музыкальная встреча с детьми должна быть увлекательной, поэтому игры варьируются так, чтобы ребятам было интересно играть и рассказать о них своим родителям.

                Стараюсь перенимать все новое в музыкальной педагогике дошкольников, ищу возможности сделать процесс музыкального развития, воспитания и обучения детей разнообразным, интересным и радостным.

                Внедрение данного практического пособия в работу с детьми будет способствовать активному продвижению детей в музыкальном развитии, воспитании и обучении детей, дает возможность деятельно – творческому самовыражению каждого ребенка, приобщать детей к музыкальной грамоте и традициям музыкальной культуры прошлого и настоящего.

        Привожу пример звуковой игры «Угадай-ка»

Звуковая игра «Угадай-ка»

Цель: развитие умения вслушиваться в звучание двух звуков, чувства ритма, музыкальной памяти, способностей к импровизации в музыкально-ритмических движениях, чистое интонирование, звукоподражание.

Игровой материал: карточки с изображением животных, символизирующих интервалы: еж, кукушка, ворона, медуза, олень, осел, жираф; музыкальные молоточки, перчаточная игрушка Еж, жетоны.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть. Читает:                                    

 - Стали звуки дружно в ряд,                                                                                                    

   На зверей, они глядят                                                                                                          

   Нас узнай - говорят

Педагог играет на фортепиано интервалы – два звука вместе и по – отдельности, предлагает сочетанию звуков дать название (на кого из животных по звучанию они похожи). Дети, вслушиваясь и фантазируя, дают свои названия.

Затем дети достают из «Музыкальной папки» карточки с изображением животных. Педагог снова проигрывает на фортепиано все интервалы, читая:

- Два звука рядышком стоят, колят как иголочки острые ежа.

- В лесу поет кукушка: «Ку – ку – ку».

- Сидит ворона на суку, поет: «Кар – кар - кар».

-  Прозрачная медуза плавает, жидкая такая – форму меняет, жалит.  

-  Осел стоит и не идет, а поет: «Иа – иа».

-  А олень все скачет, скачет, не догнать его никак.

-  А жираф такой красивый, шею тянет высоко.

На первых встречах дети закрывают все карточки, оставляя открытыми две карточки с изображением ежа и жирафа.

Педагог снова проигрывает секунду (еж), дети слушают, ищут карточку.

Затем проигрывается в разной последовательности октаву (жираф)  - секунду (еж). За правильные ответы - жетоны.

Далее педагог исполняет песню «Еж» И. Пономарева без слов. Дети угадывают песню, поют ее, звукоподражание и имитация в движениях – пыхтят, показывая иголки ежа пальцами.

Педагог проигрывает на фортепиано «Еж» Д. Кабалевский. Дети импровизируют в музыкально – ритмических движениях образ ежа.

Подсчет жетонов. Победитель надевает на руку перчаточную игрушку «Еж», остальные дети берут музыкальные молоточки и начинается музыкальная игра «Догонялка» Хорошко.

На второй встрече педагог играет секунду -  октаву. – терцию (кукушка).

Дети импровизируют полет кукушки в музыкально – ритмических движениях, звукоподражание «Ку – ку – ку – ку – ку - ку».

На третьей встрече педагог играет секунду -  октаву. – терцию – септиму (осел). Звукоподражание «Иа – иа - иа».

На четвертой встрече педагог играет секунду -  октаву. – терцию – септиму – кварту (ворона). Импровизация в музыкально – ритмических движениях как сидит на суку ворона, звукоподражание «Кар – кар – кар» и ворона вспорхнула. Музыкальное произведение «Ворона» Е. Тиличеева, сборник «Музыкальный букварь» под ред. Н. Ветлугиной.

На пятой встрече педагог играет секунду -  октаву. – терцию – септиму – кварту – сексту (олень). Импровизация в музыкально – ритмических движениях скачущего оленя.

На пятой встрече педагог играет секунду -  октаву. – терцию – септиму – кварту – сексту – квинту (медуза). Импровизация в движении образа медузы.

На заключительной встрече педагог проигрывает на фортепиано все интервалы в разной последовательности. Дети поднимают карточки с изображениями животных. За правильные ответы получают жетоны.

Звуковая игра «Угадай-ка»

i (4)

cuckoo_female_rufous_300_tcm9-139785

1264080751_vorona

Интервалы

Секунда

Терция

Кварта

        медуз

 

олень 2

       

        Osel (1)

           

            0050-130-Kak-zhuzhzhit-shmel

Квинта

Секста

Септима

Октава

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры, М., Педагогика, 1978
  2. Удовольствие -  в игре. М., Знание, 1983
  3. Вартанян И.А. Звук – слух – мозг, Л., 1981
  4. Одаренные дети. М., Прогресс, 1991
  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1987
  6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.. Просвещение, 1968
  7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, Академия развития. 1997
  8. Баренбойм Л.А. За полвека. Л.. Советский композитор, 1989
  9. Кирюшин В.В. Библиотека музыкального мифа. М., 1992

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Акварель" программа

В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видет...

конспект комплексного занятия по рисованию в старше-подготовительной группе:"Знакомство с жанром живописи - маринистика. Рисование акварелью "Море".

Конспект занятия для детей старше - подготовительной группы. Для проведения такого занятия требуется большая предварительная работа по ознакомлению детей с жанрами живописи: натюрморт, портрет, пейзаж...

Рисование акварелью и гуашью по теме: "Ирисы".

1.Загадки о ирисах.2.Рассматривание ирисов на иллюстрациях( на что обратить внимание.)3.Смешивание цветов, чтоб получить сиреневый цвет.4.Техника рисования ирисов....

"Рисование акварелью по манке"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5537475","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"143","width":"190"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5537520","at...

Тема “Золотые краски осени”. Рисование. Техника: акварель по мокрому листу.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Мастер класс "Сказки живой акварели"

Техника рисование Акварель по мокрому....