«Совместная деятельность родителей и детей в музыкальных праздниках и развлечениях, как одна из форм взаимодействия музыкального руководителя с семьёй».
статья

Лежнева Елена Александровна

                                                «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности  родители лучше узнают своих 

                                                детей, становятся ближе»

                                                                                         В.А.Сухомлинский

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Совместная деятельность родителей  и детей в музыкальных праздниках и развлечениях, как одна из форм взаимодействия музыкального руководителя с семьёй».

                                Музыкальный руководитель

                                                 СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №5

                                   Лежнева Елена Александровна

                                                «Могучая духовная сила воспитания заложена в

                                            том, что дети учатся смотреть на мир глазами

                                            родителей. Только в совместной деятельности

                                                  родители лучше узнают своих детей, становятся

                                                  ближе»

                                                                                         В.А.Сухомлинский

 

        Взаимодействие музыкального руководителя и семьи актуально на современном этапе развития образования. ФГОС определяет родителей как непосредственных участников воспитательно-образовательного процесса детского сада. При таком сотрудничестве родители вырастают в своей самооценке  и постепенно убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это важно для их собственного ребенка. Семья всегда была и остается жизненно необходимой, эмоциональной средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей. В связи с этим  я ставлю такие задачи, как

- вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через разнообразные формы дифференцированной работы;

- активизировать участие родителей в мероприятиях детского сада, приобщить их к музыкальному искусству;

- способствовать развитию совместной музыкально-художественной деятельности родителей и детей.

        Считаю, что музыкальный руководитель должен проводить целенаправленную и систематическую работу с родителями  по привлечению их к участию в детских праздниках и развлечениях с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

       На первом родительском собрании я  знакомлю родителей с программой музыкального воспитания в младших группах, требованиями к внешнему виду детей на занятиях и праздниках, провожу анкетирование родителей.

 В анкету включен следующий вопрос:

Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, в их подготовке:

 а) помочь в разработке сценария, подготовке музыкального или литературного материала;

б) выступить со своим ребёнком с танцем или песней;

 в) исполнить роль;

 г) исполнить произведение на музыкальном инструменте;

 д) сшить костюм;

 е) принять участие в играх, аттракционах.

 ж) другое (что именно)

     При анализе анкет отмечаю, кто из родителей с готовностью откликается на предложение сотрудничества, намечаю формы работы с семьями воспитанников, продумываю сценарии совместных  (с активным участием родителей) утренников и развлечений и подразделяю родителей на условные группы.

1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.

2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.

3. Родители – критические наблюдатели - равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

     Сотрудничество с семьями воспитанников по музыкальному образованию осуществляю через разные формы работы. Сегодня остановлюсь на привлечении родителей к совместным праздникам и развлечениям с детьми.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. В процессе проведения праздников и развлечений возникает уникальная возможность музыкально-содержательного взаимодействия между детьми и родителями. А это и есть один из современных подходов к проведению праздников. Моя цель помочь, направить, дополнить и поддержать  деятельность родителей с целью построения партнерских взаимоотношений. Уметь общаться с родителями, убеждать их, увлекать интересными нововведениями – залог успешной совместной деятельности. Детям также нравится такое сотрудничество, это придаёт им уверенность в своих силах, они ценят участие родителей и гордятся их успехами. Такой подход устраняет отчуждённость, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей и педагогов, решает многие проблемы детско-родительских отношений. Личный пример родителей, их активность дает хороший воспитательный и эмоциональный эффект в развитии ребёнка.

        Но как убедить мам и пап в необходимости такой совместной деятельности? Ведь гораздо удобнее прийти на праздник в качестве зрителей, не затрачивая никаких физических и духовных усилий. Я использую разные варианты включения родителей в праздник - от простых совместных игр, коммуникативных танцев, сказок импровизаций с распределением ролей прямо на празднике, до постановки спектаклей для показа родителями детям. Таким образом, варианты вовлечения родителей могут быть самыми разными, надо только продумать эти моменты, правильно распределить их в ходе проведения мероприятия. 

      В моей методической копилке немало сценариев совместных праздников для детей дошкольного возраста и их родителей, и мы проводим такие праздники во всех возрастных группах. Например, на праздники в младшие группы я приглашаю  мам и пап детей с условием, что они будут не зрителями, а  участниками праздника.

 В старших группах обращаю внимание на народные традиции, например проводится праздник «Игры наших бабушек» с участием бабушек воспитанников. Использую русские народные песни, танцы, игры, и в музыкальном материале обыгрываю элементы русского народного костюма. Русский  платок у каждой бабушки на плечах, и дети на празднике с удивлением наблюдают  превращение ярких платков в карусель, в домик, в ширму для пряток. Совместная игровая деятельность на доступном детям фольклорном материале доставляет много радостных эмоций и детям, и бабушкам.

Сложная задача – привлечь пап к педагогическому взаимодействию. Поэтому особое внимание уделяю совместной деятельности с папами, каждый год провожу музыкально-спортивный праздник ко Дню защитника Отечества, где участвуют папы и дети в различных играх и конкурсах, демонстрируют свою смелость, ловкость, находчивость и выдержку.

Праздники провожу не для родителей, а с привлечением родителей. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. В каждой группе праздник отличается своей изюминкой и оригинальностью, сюрпризами и конкурсами. Разнообразие музыкальных пауз и сюрпризов, сценок, совместных с родителями танцев, нежных слов и стихов, игра на музыкальных инструментах – все радует и дарит море положительных эмоций.

     Остановимся конкретно на видах совместной деятельности в праздниках и развлечениях:

- оформление праздничных интерьеров музыкального зала; (сталкиваемся с проблемой материального обеспечения, поэтому  фантазируем, придумываем, создаем несложные оформительские элементы совместно с родителями)

- моделирование и пошив костюмов для праздников, развлечений;( родители готовят основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике.)

- изготовление праздничных атрибутов к театрализованным представлениям (изготовление различных ширм, снежинок , цветов из ткани для танцев, осенних листьев, поролоновых масок, шапочек сказочных героев, декораций и.т.д).

- привлечение  к участию в конкурсах и играх; (конкурсные программы «А ну-ка, бабушки!», «Вперёд красавицы», «Папы защитники», а также игры и аттракционы в календарных праздниках )

 - исполнение родителями, бабушками, дедушками, братьями и сёстрами различных ролей; (Дед Мороз, Кикимора, Фея Воды,  Баба Яга, Звездочёт, Леший и др.)

- инсценировка сказок; (всегда хочется сказать спасибо творческим и активным родителям которые находят время в своём загруженном графике для инсценировок сказок)

- участие в семейных гостиных, музыкальных клубах; ( здесь исполняются авторские песни, родители музицируют вместе с детьми)

- исполнительская деятельность на праздниках;( всегда приятно и трогательно наблюдать за танцами и слушать песни в исполнении родителей или видеть результаты совместной творческой деятельности родителей с детьми )

- выбор подарков для детей к праздникам и организации чаепития; ( дети всегда ждут этот момент, а без помощи родителей такие радостные моменты неосуществимы) 

- организация фотосъёмки на празднике и фотовыставки после  праздника; (Забавные фотографии останутся главным воспоминанием о празнике или развлечении и помогут  вспомнить интересные моменты)

        Каждый праздник с участием родителей получается  ярким, красочным, добрым, радостным, счастливым! А объединяет  всех совместное творчество родителей, таланты детей, мастерство и креативность педагогов! Анализируя результаты работы с семьей за последние годы, я пришла к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей к совместной деятельности  по подготовке и проведению детских праздников, большинство из них начинают активно участвовать в такой деятельности. А итогом этой работы становится  сближение родителей с детьми, обогащение отношений между ними через эмоциональное общение, появление у них потребности в содержательном досуге. Пройдут годы, дети вырастут, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло музыкального общения, радость сопереживания, которые они с особой силой смогли ощутить именно рядом со своими родными и близкими. И если у ребёнка через много лет останутся воспоминания о детском празднике, как о светлой, волшебной, радости общения, значит, эта работа была не напрасной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Театральная студия «Арлекин» как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников». Соавторы музыкальный руководитель Гутова Н.Н и воспитатель Моисеенко Н.Н

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это може...

Выступление на окружном семинаре для инструкторов по физической культуре по теме: « Спортивные праздники и досуги, как одна из форм взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя»

Невозможно представить себе жизнь  ребенка в детском саду без веселых  и шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов....

"Праздники и развлечения как одна из форм организации музыкальной деятельности детей"

Презенация на данную тему покажет и расскажет о моей деятельности в детском саду, ведь праздники и развлечения являются одной из форм организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, н...

Методическая разработка по теме: «Современные форма взаимодействия музыкального руководителя с семьёй»

Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных и эстетических чувств. Одно...

Современные формы взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим коллективом и семьёй в рамках ФГОС

quot;Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе" В.А...