Педагогическая концепция
методическая разработка

Оксана Сабурова

Основные функции работы в детском саду связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эфективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнение целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_saburova.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА –

ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

(МАДОУ «Улыбка»)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Сабуровой Оксаны Сергеевны

г. Лабытнанги

2016 г.

Однажды Сократ сказал, что «все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач».

Я считаю, что психолог объединяет в себе эти три профессии. Потому что: хороший психолог – это врач, для которого главный закон: «Не навреди». Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием.

Хороший психолог – это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта взрослых и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог-психолог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.

Важная цель моей работы: помочь ребенку уверенно войти в жизнь, в общество, в наше время здоровым и гармоничным образом. При этом усилия родителей, педагогов и всех остальных взрослых, окружающих ребенка, должны соединиться.

Основные функции моей работы в детском саду связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Для того, чтобы в полном объеме реализовать свою цель работы я поставила перед собой следующие задачи:

  • участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации» (большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т.п.);
  • наблюдать и определять особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития;
  • определять готовность ребенка к школе и проводить соответствующие коррекционные работы.

В своей деятельности руководствуюсь следующими принципами:

  1. принцип индивидуального подхода к человеку любого возраста на основе понимания и признания индивидуальности человека как ценности безотносительно к его культурным и социальным особенностям. В основе данного принципа лежат важнейшие психологические закономерности: постепенность, неравномерность, индивидуальное своеобразие всех психических процессов и свойств личности, асинхронность психического развития, индивидуальные варианты прохождения возрастных этапов онтогенеза;
  2. принципы «Не навреди» и «Во имя ребенка». Это особенно важно ввиду того, что ребенок сам не формулирует психологический запрос. Это ставит перед педагогом-психологом задачу формирования адекватного запроса на психологическую помощь ребенку;
  3. принцип профессионального взаимодействия и сотрудничества психолога со всеми субъектами образовательного пространства – родителями, воспитателями, любыми другими взрослыми, имеющими отношение к ребенку;
  4. принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  5. принцип необходимости и достаточности – позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму;
  6. принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Проводя индивидуальные и групповые развивающие занятия, диагностику и развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения, восприятия, творческих способностей, подготовку ребенка к школе, осуществляет профессиональное консультирование родителей по вопросам детско-родительских и семейных отношений, можно решить такие  проблемы, как:

  • трудности в адаптации к условиям детского сада, затруднения на занятиях;
  • трудности в отношениях между родителем и ребенком;
  • трудности в установлении контакта со сверстниками, педагогами;
  • одиночество, непонимание со стороны окружающих, плохое настроение, страхи;
  • плохой сон;
  • много времени проводит за компьютером;
  • дерется, обзывается;
  • грызет ногти;
  • не слушается;
  • забывчивость;
  • застенчивость;
  • гиперактивность.

Большую часть времени дети дошкольного возраста проводят в играх, причём за годы от трёх до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами.

С дошкольным возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности: труда и учения. Определённые этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив дошкольное детство на три периода:

  • Младший дошкольный возраст: 3 – 4 года;
  • Средний дошкольный возраст: 4 – 5 лет:
  • Старший дошкольный возраст: 5 – 6 лет.

Младшие дошкольники играют чаще в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют внимание, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными. Главное в них – имитация определённых отношений между людьми, в частности – ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Здесь впервые проявляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские навыки и умения. Так же символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно всё более активно включаются представления и мышление.

В старшем дошкольном возрасте игра начинает превращаться в трудовую деятельность, где дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление.

По характеру того, что и как изображает в своём рисунке старший дошкольник, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели.

Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется педагогом, но при этом я в своей практике использую известный постулат: ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, т. е. отношение к информации, которую ребенок получает – первично, а сама информация – вторична.

Большую роль в нашей практической деятельности играет мотивация, как один из приемов активизации познавательной деятельности детей, которая рассматривается как единство интеллектуальной и мотивационной сферы.

Потребность, которая не только переживается, но и осознается как недостаток в чем-то объективном, представляет подлинный мотив целенаправленных действий.

Я считаю, что эффективным средством повышения познавательной активности у дошкольников является использование ситуативного познавательного интереса, т. е. интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, мы знаем, что ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен. К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольников.

Внутренняя мотивация – это возможность в процессе пребывания ребенка в садике развивать его индивидуальные склонности и способности. Реализуя данный аспект, я опираюсь на конкретные познавательные способности каждого ребенка и создаю для него индивидуальную траекторию развития.

Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка.

Для детей с высокими познавательными способностями я создаю условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью использую индивидуальную и дополнительную работу.

При таком подходе у воспитателя появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей.

Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т. к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.

Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Чтобы занятия проходили не только весело и шумно, я использую методики терапии и релаксации:

  • изотерапия – эффективный инструмент в психологической работе, использование которого даёт ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации;
  • музыкотерапия – это лекарство, которое слушают (мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления);
  • ароматерапия (применение средств ароматерапии в детской комнате позволяет поддержать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна);
  • игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения;
  • песочная терапия позволяет развить не только воображение, но и улучшает моторику из-за необычности песка
  • цветотерапия (цвету издавна придавалось мистическое значение и благотворное или отрицательное действие на человека. Одни цветы ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, другие раздражают, вызывают не лучшие эмоции. Одни бодрят, другие угнетают. Причем на одних они действуют так, а на прочих иначе).

Также важным частью моей деятельности является работа в сенсорной комнате.

Сенсорная комната используется для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми.

Особенно важным моментом работы в этом направление то, что сенсорная система детей только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают их познавательную активность, а именно: развитие коммуникативной сферы, психических процессов детей и гармонизацию их эмоционально-волевой сферы.

Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья. Широкий диапазон возможностей сенсорной комнаты и разнообразие оборудования позволяет использовать её многофункционально.

Для осуществления поставленных задач в сенсорной комнате используются следующие методы, приёмы и средства: музыкотерапия со звуками природы и животных, песочная терапия, работа с ширмой, игры и игровые упражнения, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения, специальное игровое оборудование для развития восприятия, внимания, мышления, интерактивная доска.

Также можно назвать игровое оборудование на развитие внимания и памяти, которое используется мной в работе:

  • «Зеркальный уголок»;
  • «Набор тактильных шаров»;
  • «Сложи узор»;
  • «Что это?»;
  • «Определи на ощупь» и пр.

Занятия в комнате с дошкольниками начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях (в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Задания и упражнения со специальным оборудованием позволяет значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия

Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то я начинаю с активационного блока и постепенно перехожу к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлено на подвижные игры с повышенной активностью.

После активационного блока занятие продолжается в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.

От того, в каких условиях будет развиваться ребенок, зависит его будущее. В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы, такие как память, восприятие, мышление, речь. Я считаю, что моя работа способствует всестороннему развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция учителя-логопеда

Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...

Моя педагогическая концепция

Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...

Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

Моя педагогическая концепция

«Музыка как средство нравственного воспитания детей  дошкольного возраста»Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание д...

Моя педагогическая концепция

Моя педагогическая концепция основана на чувстве защищенности и базируется на принципах:- научить ребенка любить себя и окружающий его мир;- научить ребенка уважать и соблюдать общепринятые нормы пове...

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"

Концепция педагога о выборе своей профессии....