Роль общения в детей дошкольного возраста со сверстниками
консультация

Борисова Наталья Юрьевна

Специфика общеﹶния дошкольников со сверﹶстниﹶками во многом отлиﹶчаетﹶся от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопрﹶовож­ﹶ­даютﹶ­ся резкими интонациями, крикﹶ­ами, кривляньями, смехом. В контактах с другﹶ­ими детьми отсутствуют жестﹶ­кие нормы и правﹶ­ила, которые следует соблﹶ­юдатﹶ­ь, общаясь со взроﹶ­слым. Разговаривая со старﹶ­шими, ребенок использует общеﹶ­принﹶ­ятые высказывания и спосﹶ­обы поведения. В общеﹶ­нии со сверстника­ми дети более раскованны, говоﹶ­рят неожиданные слова, пере­дразнивают друг друга, проявﹶ­ляя творчество и фантазию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ДАЙ 5»

Г. АЛЬМЕТЬЕВСК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

«Роль общения в детей дошкольного возраста со сверстниками»

Подготовила

Воспитатель 1 кв. категории

Борисова Наталья Юрьевна

Альметьевск 2019

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию.

В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обращается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения.

Первая    форма    общения    со    сверстниками    складывается к 2 годам, и является     эмоционально-практической.    Новая    потребность    в    общении    со    сверстниками    занимает    четвертое    место    вслед    за    потребностью    в    активном    функционировании,    общении    со    взрослыми    и    в    новых    впечатлениях.    Содержание    ее    состоит    в    том,    что    ребенок    ждет    от    сверстника    соучастия    в    своих    шалостях,    забавах    и    стремится    к    самовыражению.    Общение    сводится    к    беготне,    веселым    крикам,    забавным    движениям    и    отличается    раскованностью    и    непосредственностью.

Детей    привлекает    сам    процесс    совместных    действий:    сооружение    построек,    убегание    и    пр.    Именно    в    процессе    и    заключается    для    малыша    цель    деятельности,    а    результат    ее    не    важен.    Мотивы    такого    общения    заключаются    в    сосредоточенности    детей    на    самовыявлении.    Хотя    малыш    стремится    подражать    ровеснику    и    возрастает    интерес    детей    друг    к    другу,    образ    ровесника    для    ребенка    очень    нечеткий,    потому    что    их    совместные    действия    поверхностны

Общение    с    товарищами    сводится    к    отдельным    эпизодам.    Дети    долго    играют    одни.    А    для    установления    контактов    широко    используют    все    действия,    которыми    овладели    в    общении    со    взрослыми    -    жесты,    позы,    мимику.    Эмоции    ребят    очень    глубоки    и    интенсивны.    Предметно-действенные    операции    тоже    вносят    свой    вклад    в    установление    контактов.    На    4-м    году    жизни    все    большее    место    в    общении    занимает    речь.

В    возрасте    с    4    до    6    лет    у    дошкольников    наблюдается    ситуативно-деловая    форма    общения    с    ровесниками.    В    4    года    потребность    общения    со    сверстниками    выдвигается    на    одно    из    первых    мест.    Это    изменение    связано    с    тем,    что    бурно    развиваются    сюжетно-ролевая    игра    и    другие    виды    деятельности,    приобретая    коллективный    характер.    Дошкольники    пытаются    наладить    деловое    сотрудничество,    согласовать    свои    действия    для    достижения    цели,    что    и    составляет    главное    содержание    потребности    в    общении.

Стремление    действовать    совместно    настолько    сильно    выражено,    что    дети    идут    на    компромисс,    уступая,    друг    другу    игрушку,    наиболее    привлекательную    роль    в    игре    и    т.д.

У    дошкольников    возникает    интерес    к    поступкам,    способам    действий,    выступающий    в    вопросах,    насмешках,    репликах.    У    детей    ярко    проявляется    склонность    к    конкуренции,    соревновательность,    непримиримость    в    оценке    товарищей.    На    5-м    году    жизни    дети    постоянно    спрашивают    об    успехах    товарищей,    требуют    признать    собственные    достижения,    замечают    неудачи    других    детей    и    пытаются    скрыть    свои    промахи.    Дошкольник    стремится    привлечь    внимание    к    себе.    Ребенок    не    выделяет    интересов,    желаний    товарища,    не    понимает    мотивов    его    поведения.    И    в    то    же    время    проявляет    пристальный    интерес    ко    всему,    что    делает    сверстник.

Таким    образом,    содержание    потребности    в    общении    составляет    стремление    к    признанию    и    уважению.    Контакты    характеризуются    яркой    эмоциональностью  .

Дети    используют    разнообразные    средства    общения,    и,    несмотря    на    то,    что    они    много    говорят,    речь    остается    по-прежнему    ситуативной.

Внеситуативно-деловая    форма    общения    наблюдается    довольно    редко,    у    небольшого    числа    детей    6-7    лет,    но    у    старших    дошкольников    четко    намечается    тенденция    к    ее    развитию.    Усложнение    игровой    деятельности    ставит    ребят    перед    необходимостью    договориться    и    заранее    спланировать    свою    деятельность.    Основная    потребность    в    общении    состоит    в    стремлении    к    сотрудничеству    с    товарищами,    которое    приобретает    внеситуативный    характер.    Изменяется    ведущий    мотив    общения.    Складывается    устойчивый    образ    сверстника.    Поэтому    возникает    привязанность,    дружба.    Происходит    становление    субъективного    отношения    к    другим    детям,    то    есть    умения    видеть    в    них    равную    себе    личность,    учитывать    их    интересы,    готовность    помогать.    Возникает    интерес    к    личности    ровесника,    несвязанный    с    его    конкретными    действиями.    Дети    беседуют    на    познавательные    и    личностные    темы,    хотя    деловые    мотивы    остаются    ведущими.    Главное    средство    общения    -    речь.    Особенности    общения    со    сверстниками    ярко    проявляются    в    темах    разговоров.    То,    о    чем    говорят    дошкольники,    позволяет    проследить,    что    ценят    они    в    сверстнике    и    за    счет    чего    самоутверждаются    в    его    глазах.

Высказывания    в    адрес    сверстника,    так    или    иначе,    связаны    с    собственным    «я»    ребенка.    Младшие    дошкольники    разговаривают,    прежде    всего,    о    том,    что    они    видят,    или    о    том,    что    у    них    ум    есть.    Они    стремятся    поделиться    впечатлениями,    привлечь    внимание    сверстников    с    помощью    предметов,    которыми    обладают.    Занимая    у    младших    особое    место,    такие    темы    сохраняются    на    протяжении    всего    дошкольного    возраста    (Л.Н.Галигузова,    Е.О.Смирнова).

Средние    дошкольники           чаще    демонстрируют    сверстникам    то,    что    они    умеют    делать    и    как    это    у    них    получается.    В    5-7    лет    дети    много    рассказывают    о    себе,    о    том,    что    им    нравится    или    не    нравится.    Они    делятся    со    сверстниками    своими    познаниями,    «планами    на    будущее»    («кем    я    буду,    когда    вырасту»).

Эмоционально-практическая    форма    общения    побуждает    детей    проявлять    инициативу,    влияет    на    расширение    спектра    эмоциональных    переживаний.    Ситуативно-деловая    создает    благоприятные    условия    для    развития    личности,    самосознания,    любознательности,    смелости,    оптимизма,    творчества.    А    внеситуативно-деловая    формирует    умение    видеть    в    партнере    по    общению    самоценную    личность,    понимать    его    мысли    и    переживания.    В    то    же    время    она    позволяет    ребенку    уточнить    представления    о    самом    себе.

Что    дает    ребенку    общение    с    другими    детьми?    Как    оно    возникает    и    развивается?    В    чем    своеобразие    этих    контактов?    Как    и    чем,    они    отличаются    от    общения    со    взрослыми    людьми?

На    протяжении    дошкольного    детства    развиваются    два    вида    общения        со    взрослыми    и    сверстниками.    Между    ними    устанавливается    самая    тесная    связь.    Однако    если    взрослый    выступает    в    роли    старшего    товарища,    который    учит    познавать    такой    интересный    Окружающий    мир,    то    контакт    с    ровесниками    полон    удивительного    взаимодействия,    раскованности,    безудержного    веселья,    многочисленных    действий,    бесконечных    движений,    которых    одному    не    совершить.    Со    сверстником    малышу    легче    сравниться,    с    ним    он    может    конкурировать,    утверждать    себя,    вступать    в    бесконечные    контакты    и    заодноовладевать    очень    важным    умением        сотрудничать    с    другими    людьми.

Вместе    с    тем    эти    виды    общения    развиваются    не    одновременно:    общение    со    взрослым    появляется    в    первые    месяцы,    а    со    сверстниками    только    на    третьем    году    жизни.    Но    от    первой    формы    существенно    зависит    вторая.    Ребенок,    который    не    научился    общению    со    взрослыми,    и    после    3    лет    пассивен    в    контактах    с    детьми.

В    свою    очередь    развитие    общения    со    взрослым    не    единственное    условие.    Не    менее    важно,    когда    педагог    или    родители    постоянно    руководят    общением    детей.    Малыш,    как    бы    он    ни    был    увлечен    игрой,    всегда    держит    его    в    поле    зрения.    Если    же    совместную    деятельность    детей    организует    сам    воспитатель,    то    контакт    с    ним    осуществляется    постоянно:    к    нему    дети    обращаются    за    советом,    за    помощью,    за    поддержкой,    от    него    ждут    справедливого    разрешения    конфликта   .

У    малышей    интерес    к    детям    отчетливо    проявляется    уже    на    первом    году    жизни.    Ребенок    может    сосредоточенно    рассматривать    другого,    заглядывать    ому    в    глаза,    захватывать    руку,    касаться    лица,    головы.    Но    один    интерес    еще    не    означает,    что    произошло    общение:    ведь    малышу    ничего    не    стоит    постучать    партнеру    погремушкой    по    голове,    потянуть    его    одежду        короче,    причинить    массу    физических    неудобств.    В    раннем    возрасте    дети    не    замечают    эмоциональных    реакций    своих    сверстников,    и    сами    не    пытаются    воздействовать    на    них    эмоционально.

В    первые    годы    жизни    роль    взрослого    сводится    к    тому,    чтобы    помочь    им    выделить    субъектные    (т.е.    исключительно    человеческие,    а    не    предметные)    черты    другого    ребенка.    Внимание    взрослого    к    малышу,    ласковое    отношение    к    нему        один    из    примеров    установления    личностного    контакта,    возникновения    положительной    направленности    друг    на    друга.

Это    можно    сделать,    если    постоянно    обращаться    к    кажу    малышу    по    имени    и    не    упускать    возможности    выделить    его    среди    других,    продемонстрировать    всем    его    особенности.

Если    разница    в    возрасте    между    детьми    невелика,    то    воспитатель    должен    вызывать    интерес    не    только    к    самому    маленькому,    но    и    к    тому,    который,    являясь    старшим,    сам    едва    стоит    на    ногах.

Следует    обязательно    помнить,    что    настоящее    общение    между    детьми    второго    года    жизни    еще    невозможно,    а    невнимание    к    кажу    рождает    протест    и    недовольство.

Полезны    совместные    игры        взрослый    и    несколько    малышей    (вместе    можно    нанизывать    кольца    пирамидки,    катать    друг    другу    машинку,    строить    башню    и    т.д.).    Центр    притяжения    в    этой    ситуации        он,    взрослый.

Возраст    3    года    знаменует    собой    переход    от    раннего    к    дошкольному    возрасту.    Считают,    что    это    отправная    точка,    с    которой    начинается    общение    нетей.    Точные    сроки    установить    трудно,    но    уже    с    2    лет    (на    протяжении    третьего    года    жизни)    многие    дети    постоянно    вовлекаются    в    активное    взаимодействие    с    ровесниками.

К    3    годам    у    ребенка    имеются    все    необходимые    признаки    общения    со    сверстником.    Это,    прежде    всего    инициативные    действия,    направленные    ид    своего    партнера,    ответ    на    его    аналогичные    действия,    обмен    выразительными    знаками,    экспрессией,    стремление    показать    себя;    привлечь    внимание,    а    также    самому    оценить    товарища.

Внешняя    сторона    такого    общения    впечатляет.    Предоставленные    самим    себе,    ребята    прыгают,    смеются,    стучат    ногами,    издают    немыслимые    звуки,    строят    гримасы,    жестикулируют,    подражают    друг    другу    и    совершают    много    такого,    что    никогда    не    делают    вместе    со    взрослым.    Большинство        контактов        совершается        в        ситуациях        действий        с    предметами.    Предметы    и    объединяют,    и    разводят    в    разные    стороны.    В    руках    другого    они    имеют    магическое    действие.    Немедленно    хочется    получить    такие    же.    Зачастую    интерес    к    предмету    перекрывает    интерес    к    партнеру,    и    тогда    возникают    игры    типа    «Не    вместе,    но    ря».    Вместе    с    тем    игра    может    приобрести    и    символический    характер.    Дошкольники     проводят     ннемало времени     возле     какой-нибудь невзрачной    палочки,    которая    попеременно    становится    то    «собачкой»,    то    «самолетом»,    то    еще    чем-нибудь.    Интересные    занятия    объединяют    детей    и    создают    основу    для    длительных    и    устойчивых    контактов.    Однако    ни    постоянства,    ни    подлинной    устойчивости    эти    взаимодействия    еще    не    имеют.    Контакты,    как    правило,    быстро    разрушаются,    образуются    новые,    и    всем    им    свойственно    одно:    ребята    по-настоящему    не    слышат    и    не    видят    друг    друга,    на    вопросы    чаще    всего    не    отвечают,    не    дают    высказаться,    перебивают,    игнорируют    просьбы    и    вообще    не    согласуют    свои    действия.    Особенность    взаимодействия    в    этом    возрастном    периоде    в    том,    что    общение    всегда    вплетено    в    предметные    действия,    в    игру,    в    контакты,    которые    и    заслоняют    личность    партнера.    Ребенок    видит    в    нем    только    себя.    Как    правило,    дети    ничего    не    могут    сообщить    о    своем    товарище,    с    которым    так    интересно    было    играть.    Самым    важным    на    этом    этапе    жизни    является    не    столько    другой    ребенок,    а    то,    что    с    ним    можно    делать.    Отсюда    становится    понятным,    почему    самые    активные,    эмоциональные    и    деятельные    дошкольники    всегда    в    центре    внимания    сверстников.

Педагогу,    организовывая    совместные    действия    детей,    следует    предупреждать    возможные    конфликты,    учить    ребенка    видеть    в    другом    личность,    т.е.    обращать    внимание    на    достоинства    товарищей:    ведь    основа    отношения    к    другому    как    к    личности    кроется    в    оценочном    характере    человеческих    контактов.

В    возрасте    от    2    до    4    лет    дети    полностью    перенимают    все    оценки    взрослых    и    переносят    их    на    своих    партнеров-ровесников.    Если    педагог    оценивает    воспитанника    за    его    личностные    качества    («Молодец,    Юля:    сама    убрала    все    игрушки;    видно,    что    Юля    аккуратная    девочка»),    то    и    вся    группа,    рассказывая    о    ней,    будет    сообщать    то    положительное,    что    узнала    от    авторитетного    взрослого.

Но    если    воспитатель    в    присутствии    всех    детей    отчитывает    кого-либо,    то    с    таким    «плохим»    и    играть    станут    меньше.    В    обществе    детей    следует    воздерживаться    от    замечаний    даже    в    адрес    самых    неуправляемых,    лучше    высказать    свое    недовольство    ребенку    с    глазу    на    глаз.    ум    Дошкольников    следует    готовить    к    личностному    общению.

Дети    6-7    лет    постоянно    взаимодействуют    друг    с    другом.    Ребенок    как    партнер    по    общению    становится    намного    притягательнее,    нежели    взрослый.    Однако    совместные    действия    протекают    еще    более    бурно.    Их    основная    характеристика        острейший    эмоциональный    накал.    Споры,    взрывы    радости,    моторная    подвижность,    стремление    навязать    свою    волю,    управлять    действиями    другого    и    даже    учить    и    наставлять.    Значительно    больше    негативных    явлений,    нежели    взаимопонимания.

Но    попробуйте    развести    детей    в    разные    стороны,    попробуйте    воспрепятствовать    им!    Ответная    реакция        глубокое    огорчение,    стремление    любым    путем    продолжить    игру.    И,    тем    не    менее,    взрослый    по-прежнему    имеет    исключительное    значение    для    ребенка:    ведь    для    разрешения    своих    споров    он,    прежде    всего,    обращается    именно    к    нему.

Между    тем    многие    воспитатели    к    жалобам    относятся    отрицательно.    Но    рассмотрим    это    явление    с    точки    зрения    общения.    И    тогда    выясняется,    что    некоторые    сообщения    вовсе    не    требуют    участия    взрослого.    Ребенок    прибегает    к    его    помощи    только    для    того,    чтобы    вступить    с    ним    в    контакт.    Поэтому    подобные    обращения    педагог    внимательно    выслушивает    и    ни    в    коем    случае    не    пресекает.

Контакты    в    этот    возрастной    период    полностью    определяются    тем,    чем    именно    заняты    дошкольники:    играют    ли,    строят,    лепят    или    конструируют.    Общение    по-прежнему    еще    не    существует    в    чистом    виде,    оно    вплетено    в    разные    виды    совместной    деятельности.

Каждый    вид    взаимодействия    имеет    особое    значение    для    развития    общения    между    дошкольниками,    и    поэтому    его    следует    правильно    организовывать.    Более    всего    ребенка    привлекает    сюжетно-ролевая    игра,    в    ходе    которой    он    не    только    творчески    развивает    свою    роль,    но,    прежде    всего,    развивается    сам.    Играющие    так    располагаются    друг    к    другу,    что    охотно    общаются    и    в    обстановке    вне    игры.

В    сюжетно-ролевой    игре    всегда    есть    место    для    реального    общения,    т.е.    можно    рассказать    о    себе,    о    своих    близких,    о    том,    что    видел,    знаешь.    Сюжетно-ролевая    игра    учит    внимательно    относиться    к    партнеру:    ведь    по    ходу    действия    к    нему    следует    обращаться    с    вопросами,    реагировать    на    его    действия.    Так    постепенно    устанавливаются    нормы,    правила    и    опыт    человеческих    взаимоотношений.    Однако    чтобы    научиться    понимать    других,    одной    только    игровой    роли    недостаточно.

Познать    свои    возможности    помогут    игры    с    элементами    конкуренции,    в    ходе    которых    дети    соревнуются    в    ловкости,    меткости,    сообразительности,    имеют    возможность    оценить    себя    и    партнера,    сравниться    с    ним    и    таким    образом    узнать    о    себе    как    можно    больше.    Занятые    игрой,    они,    прежде    всего,    заняты    собой.    Им    важно    победить,    не    отстать,    быть    смелым,    умелым,    успешным.    И    потому    ничего    не    стоит    незаслуженно    обидеть    другого,    не    заметить    его    хорошего    результата,    да    и    вообще    им    не    интересоваться.

Но    не    будем    спешить    с    выво,    так    как    в    сложных    условиях    конкуренции    кроются    возможности    для    развития    правильного    представления    и    о    себе,    и    о    товарище:    ведь    каждый    дошкольник    стремится    получить    высокую    оценку    своих    действий.    Это    стремление    гораздо    сильнее    интереса    к    самой    игре.    Поэтому    в    случае    неудачи    играющему    легче    добровольно    выбыть    из    игры,    чем    согласиться    признать    себя    побежденным.    Как    это    ни    парадоксально,    но    естественная    потребность    в    высокой    оценке    близких    говорит    о    правильном    развитии    личности.    Заметим:    к    старшему    дошкольному    возрасту    дети    уже    способны    более    правильно    относиться    к    себе,    к    собственным    действиям.

К    5—6    годам    ситуация    резко    меняется.    Теперь    уже    ребенок    переглядывается    с    товарищами,    пытаясь    разделить    с    ними    впечатления,    ему    интересна    противоположная    реакция    другого.    И    хотя    прямой    контакт    в    это    время    отсутствует,    в    последующем    можно    услышать    множество    разговоров    о    прочитанном.    Совместное    восприятие    усиливает    впечатление,    создает    возможность    особых    доверительных    отношений,    формирует    групповое    внимание,    без    которого    невозможно    обучение    в    школе.

Чем    старше    становятся    ребята,    тем    большее    место    в    их    контактах    занимают    именно    личностные,    а    не    предметные    взаимодействия.    Теперь    их    объединяют    совместные    впечатления,    которые    ведут    к    сопереживанию,    эмоциональной    согласованности    с    партнером.    Разговор    разрушается,    если    партнер    не    слушает,    перебивает,    вскакивает    с    места,    тянется    к    предметам.    У    старших    дошкольников    умение    нести    беседы    следует    формировать.

Совместная    практическая    деятельность    на    занятиях    по    лепке,    рисованию,    аппликации,    конструированию    еще    одна    форма,    обучающая    общению.    В    ходе    предметной    деятельности    дети    проявляют    друг    к    другу    такой    же    интерес,    как    и    в    игре.    Этому    способствуют    и    сами    условия:    партнеры    сидят    ря    и    хорошо    видят    друг    друга. нет   Именно    во    время    таких    занятий    дошкольники    склонны    к    так    называемым    «отвлечениям»,    к    разговорам    о    себе    и    других,    о    том,    что    знают    о    животных,    растениях,    людях.    И    пусть    педагога    не    волнуют    посторонние    разговоры.    Это    еще    одно    свидетельство    личностных    контактов:    ведь    в    ходе    совместного    действия    дети    договариваются,    проявляют    внимание,    наблюдают    за    товарищем.    Сотрудничество    позволяет    встать    на    точку    зрения    другого,    посчитаться    с    его    интересами,    скоординировать    с    ним    свои    действия.    Дошкольник,    не    нашедший    контакта    со    своими    ровесниками,    оказывается    обделенным    ум    многим.

Не    секрет,    что    в    детском    коллективе    охотно    играют    далеко    не    с    каждым.    Привлекательность    на    протяжении    дошкольного    периода    не    неизменна.    Малышам    3—4    лет    более    всего    нравятся    подвижные,    активные,    эмоциональные    ребята.    В    4—5    лет    привлекателен    тот    партнер,    кто    умеет    организовать    игру,    практически    взаимодействовать.    Его    поведение    отличается    инициативностью,    доброжелательностью,    вниманием    к    товарищам,    изобретательностью.    Основная    его    характеристика        высокая    чувствительность    к    личностным    проявлениям    сверстников .

К    5—6    годам    популярный    ребенок    все    более    чем    другие    дети,    ориентируется    на    партнера,    высказывает    ему    одобрение,    помогает,    поддерживает.    Его    действия    более    согласованы,    он    внимателен    к    товарищам,    знает    об    их    личностных    качествах.

В    развитии    личностного    отношения    к    сверстнику    и    кроется    секрет    популярности.    Под    влиянием    взрослого    к    концу    дошкольного    возраста    дети    могут    даже    выделять    и    анализировать    личностные    достоинства    своих    товарищей,    способны    правильно    оценивать    их    положительные    качества,    радоваться    успехам    и    даже    гордиться    дружбой    с    ними.

Воспитатель    должен    контролировать    процесс    детских    взаимоотношений,    уметь    правильно    определить,    популярен    ли    тот    или    иной    его    подопечный,    и    если нет  ,    установить    причину.

Поставив    «диагноз»,    он,    разумеется,    старается    помочь    ребенку.    Самое    верное    «лекарство»        игра.    Совместные    действия    сближают    детей,    формируют    положительные    отношения    к    партнерам.

Известно,    как    любят    дошкольники    независимо    от    возраста    отличиться    перед    товарищами,    получить    одобрение,    поддержку,    положительную    оценку.    Им    очень    нравится,    когда    сверстник    внимательно    наблюдает    за    их    действиями,    дает    возможность    показать    себя.    Правда,    роль    наблюдателя    у    самих    дошкольников    обычно    восторга    не    вызывает:    ребенок    хочет    играть    и    действовать    сам,    и    это    вполне    понятно.    И    все    же    рекомендуется    время    от    времени    предлагать    ребятам    наблюдать    за    тем,    как    играют    другие,    а    затем    похвалить    и    одобрить    играющих.

Эти    наблюдения    полезно    поручать    тем    дошкольникам,    чья    популярность    в    коллективе    невысока.    Особенно    большие    возможности    для    развития    навыков    общения    получают    дети,    находящиеся    в    разновозрастной    группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблема общения детей дошкольного возраста со сверстниками».

Статья для сборника в рамках V Международной заочной научно-практической конференции "Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы"...

общение детей дошкольного возраста со сверстниками.

В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом перв...

Статья "Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками"

Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста....

Основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Сверстники являются главными субъектами социальной интеракции дошкольника...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

«Общение ребёнка старшего дошкольного возраста со сверстниками»

Общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений.К 6 годам у детей существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не...

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

В статье анализируются возрастные закономерности общения в дошкольном возрасте, указываются основные направления развития общения в дошкольном детстве, приводятся результаты эмпирического исследования...