Презентация для старшего дошкольного возраста на тему: "Гжель"
презентация к уроку (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. Мастера Гжели постоянно находились в поиске новых форм и технологий производства керамики.
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву
В 18 веке к Гжели постепенно приходит слава одного из крупнейших районов, который производит художественную майолику. Гжельская майолика украшалась лепной и яркой многоцветной росписью.
В живописи, живой и непосредственной, народные мастера воссоздавали сказочные архитектурные пейзажи, сцены охоты, изображали различных животных, птиц, растительные и геометрические мотивы.
В 1802 году гжельцами были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета. В результате длительных экспериментальных работ с глиной по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс", роспись по которому выполнялась синей смальтовой краской.
" Полуфаянс" явился как бы переходным материалом от майолики к тонкому фаянсу. Он возник в Гжели как подражание английскому фаянсу, но уступал ему в технических свойствах.
В 1840-х гг. полуфаянс Гжели достигает своего расцвета: роспись синего цвета украшает квасники, кувшины. В росписях разнообразие мотивов: травы, цветы, листья, геометрические орнаменты, изображения петухов, домиков, заборов.
1820-1830 годы были плодотворными для гжельской керамики. В это время был освоен выпуск изделий из тонкого фаянса и фарфора. Это уже являлось признаком высочайшего мастерства.
Первым гжельским производителем фарфора был крестьянин деревни Володино Павел Куликов. Секрет фарфора он узнал, работая на заводе Отто в Перове. Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего и никого не пускал на свой заводик.
Потом производство фарфора широко развилось в Гжели. Мастера - модельщики на гончарном круге вытачивают гипсовые модели изделий. C гипсовой заготовки изготавливается форма для отливки.
Жидкую фарфоровую массу (шликер) литейщик заливает в формы. Гипс впитывает влагу, шликер затвердевает. Отлитые изделия идут на первый обжиг.
Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.
Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива. Темный, серый с мушкой черепок низкосортных изделий скрашивала яркая, броская роспись, которая выполнялась преимущественно в надглазурной технике, но часто сочеталась и с подглазурной.
Во второй половине XIX века сложился отдельный промысел росписи фарфора. Одни мастерские занимались росписью кобальтом, другие надглазурной росписью мелких предметов, третьи расписывали "крупнину" (блюда, большие вазы).
Росписью занимались женщины-"писарихи", которые сами создавали свои орнаменты и многократно варьировали композиции, ставшие традиционными: "мушель", розу "картошкой", "виноград" и другие.
Национально своеобразное искусство народного русского фарфора, которое создали мастера гжельского промысла, оказало своё влияние и на изделия знаменитых частных русских заводов.
В 1930-х годах в Гжели был организован ряд артелей. Так в 1936 году в д. Турыгино создана артель "Художественная керамика", которая до настоящего времени представляет современный гжельский художественный керамический промысел.
В основном артель повторяла дореволюционные образцы фарфоровых фигурок и ваз. Делались и попытки создать новые образцы в традициях народного искусства.
Промысел в те годы сильно окреп и привлек к себе многих талантливых мастериц росписи фарфора.
Образцы для производства создают художники со специальным образованием.
По-прежнему, роспись выполняется только вручную. Поэтому любое созданное произведение уникально и хранит почерк мастера.
В 1987 г. в майолике Гжели была освоена традиционная роспись солями цветных металлов по сырой эмали. Ю.И.Петлина овладела системой гжельского "пятицветия", основанной на использовании четырех красок – коричнево-лиловой, зеленой, желтой, синей по белому фону эмали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
Конспект ОД в группе старшего дошкольного возраста "Кукла Дуняша" (изготовление узелковой куклы как один из видов игрового тренинга по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста)
Цель: координировать общую и тонкую моторику; воспитание чувства уверенности в своих силах....
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...
Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.
Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста КВН для детей старшего дошкольного возраста «Мы - граждане России»
Педагогическое мероприятие в подготовительной группе КВН "Мы- граждане России"...