Календарно - тематическое планирование в средней группе «Весна»
методическая разработка (средняя группа)

Шаркевич Жанна Анатольевна

Программное содержание:

1.      Обогащение представлений детей о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей, трудовой деятельности (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения; прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов, пробуждаются от спячки животные, появляются насекомые; дети легко одеты, могут играть с песком, водой).

2.      Развитие эмоциональной отзывчивости и разнообразия переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

3.      Обогащение опыта исследовательских действий по изучению качеств и свойств объектов живой и неживой природы, обогащать опыт исследовательских действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей № 22 «Веселые нотки»

Календарно  - тематическое планирование в средней группе «Весна»

Воспитатель - Шаркевич Ж.А

 тема:  «Весна».  Итоговое событие: выставка детских работ. Проект: «Времена года »

Цель: Расширять знания детей об окружающей среде; умение видеть прекрасное в весеннее время года. Воспитывать бережное отношение к природе.

18.03. 2019г.

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая (подгрупповая)

Индивидуальная

понедельник

Утро

Утренняя гимнастика: Комплекс № 28 картотека

КГН: Развивать умение мыть руки по мере загрязнения и перед едой.

Беседа: о весне - Расширять кругозор детей, развивать связанную речь, развивать память, вспомнить сезонные изменения в природе. Цель: создать условия для формирования представлений о весеннем времени года.

Дидактическая игра: «Дерево, куст и травка» - закрепить знания о растениях и умения различать и показывать движениями высоту.

Календарь природы: Учить рассказывать   об условиях, необходимых для  роста и развития растений.

Индивидуальная работа:  «Выложи сам»- из камней и ракушек выложить весеннее дерево.

Инструктаж: Техника безопасности во время музыкальных занятий.

«Цветы  в вазе» - формировать умение составлять композицию из заготовленных деталей, вырезанных открыток и журналов. Продолжать упражнять в аккуратном и ровном наклеивании.

Внести в уголок книги – иллюстрации, картинки по теме недели.



Консультация «Как избежать авитаминоза»,

НОД

1. Музыка(по плану музыкального руководителя)

2.Познавательное развитие (ФЦКМ) «К нам весна шагает быстрыми шагами» Познакомить с признаками весны. Н. С. Голицына стр. 177

Прогулка

Наблюдение: за образованием сосулек, капели. Обходя участок с детьми, отмечать, с какой стороны дома образуются сосульки.

Художественное слово: «Бабушка, внучка и курочка» - Продолжать расширять опыт слушания сказки.

Дидактическая игра:   «Зима или весна?» - расширение знаний детей о времени года.

Подвижная игра: «Ловишки с ленточками» - тренировать в беге врассыпную, уворачиваться от водящего.

Трудовая деятельность: покормить птиц – побуждать воспитанников заботиться о птицах.

Индивидуальная работа:  закрепление названий деревьев.

Самостоятельная деятельность: Игры по интересам.

Опыты, экспериментирование: «Поиграем с солнечными зайчиками?» - способствовать формированию представления детей о явлениях неживой природы: солнечный свет, солнечное тепло.

Обед

КГН: «Перед едой мой руки с мылом».(«Правила этикета в детском саду в стихах»)Перед тем, как сесть за стол, руки ты свои помой. Это нужно для того, чтобы не болел живот!

Вечер

Бодрящая гимнастика: Комплекс № 15 картотека

Чтение художественной литературы:  Стихи В.Демьянов «Веселые льдинки»

Сюжетно - ролевая игра: «Парк для прогулок»  - использовать в игре макеты домов изготовленные вместе с детьми.

Дидактическая игра: «Что где лежит?» способствовать формированию умение воспитанников определять местоположение предмета по отношению к другому объекту.

Слушание музыкальных произведений по теме «Весенние пробуждения» - способствовать  развитию интереса к музыке, желание слушать музыку.

«Подбери слово»- способствовать формированию умений детей составлять рассказы по картинкам, подбирать слова, сходные по звучанию; активизировать словарь, совершенствовать слуховое восприятие.

 

Рассматривание открыток, фотографий с видами природы весной в городе и на селе - расширение знаний детей о сезонных изменениях.

Прогулка

Наблюдение:  за состоянием погоды – обогащение знаний детей о явлениях природы.

Художественное слово:  стихотворения Ф.Гаврилова «Весна» - Создать условия для приучения детей слушать стихотворения.

Дидактическая игра: «Назови ласково» - активизация словаря. 

Подвижная игра: «Веснянка» -  Учить двигаться в соответствии с текстом.

Трудовая деятельность:  вместе с воспитателем убрать веточки с территории участка.

Индивидуальная работа:  Повторить ходьбу и бег по кругу с изменением направления движения и врассыпную;

Самостоятельная деятельность: Игры с выносными игрушками – учить организовывать взаимодействия с товарищами.

  Индивидуальные беседы по интересующим вопросам.

 тема:  «Весна».  Итоговое событие: выставка детских работ. Проект: «Времена года »

Цель: Расширять знания детей об окружающей среде; умение видеть прекрасное в весеннее время года. Воспитывать бережное отношение к природе.

19.03. 2019г.

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая (подгрупповая)

Индивидуальная

вторник

Утро

Утренняя гимнастика: Комплекс № 28 картотека

КГН: Учить детей перед умыванием засучивать рукава.

Беседа: Приметы весны.

Цель: Обобщать знания о весенних изменениях в природе.

Дидактическая игра: «Бывает – не бывает» - закреплять знания о приметах весны..

Календарь природы: полив рассады.

Индивидуальная работа:  «Придумай» - придумывание словосочетаний с использованием существительных и прилагательных. Развивать словарный запас слов по теме «Весна»

Инструктаж: Правила поведение при проведении занятий по подвижным играм в группе.

«Цветы» - продолжать учиться вырезать предметы круглой формы, складывать круг пополам. Учиться составлять композицию на листе бумаги. Аккуратно пользоваться клеем и кисточкой.

Иллюстрации с весенними признаками.



Беседа с родителями. «Одежда по сезону»

НОД

1. Физическое развитие Занятие № 8 Пензулаева Л. И. стр.77. Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную, с остановкой по сигналу воспитателя.

2. Речевое развитие Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна». Учить пересказывать  текст без помощи вопросов. Н. С. Голицына стр. 180

Прогулка

Наблюдение: «Капель» - расширить представление о весне. Обогатить их знания новыми словами и понятиями.

Художественное слово: А. Алферов «Отшумели все метели…» 

Дидактическая игра:   «Что бывает короткое, длинное?» - уточнить представление о величинепредметов, развивать быстроту мышления..

Подвижная игра: «Зайка серый умывается» -выслушать текст и выполнить движение в соответствии с текстом..

Трудовая деятельность: покормить птиц – побуждать воспитанников заботиться о птицах.

Индивидуальная работа: выложить узор (палочки, камушки, льдинки)

Самостоятельная деятельность: Игры по интересам.

Опыты, экспериментирование: «Какая лужа высохнет быстрее?».

Обед

КГН: «Обезьяний питомник».(«Правила этикета в детском саду в стихах»)! А. Усачев стр.10

Вечер

Бодрящая гимнастика: Комплекс № 15 картотека

Чтение художественной литературы:  Загадки о весне.

Сюжетно - ролевая игра: «Собираемся на прогулку» Картотека № 4.

Дидактическая игра:

«Что где лежит?» способствовать формированию умение воспитанников определять местоположение предмета по отношению к другому объекту.

Дидактическая игра по социально-коммуникативному развитию: «Назови ласково» - воспитывать доброжелательное отношение детей друг другу.

 «Ландыш» - упражнять в рисовании и закрашивании красками.

 Атрибуты к сюжетно-ролевой игры.

Рассмотрение иллюсраций.

Прогулка

Наблюдение:  за состоянием погоды – обогащение знаний детей о явлениях природы.

Художественное слово: Е. Благинина «Но завтра снова солнце встанет»

Дидактическая игра: «Придумай предложение» - составить предложение со словом, заданным в определенной форме.

Подвижная игра: «Дальше бросишь – ближе бежать» - упражнять в беге на перегонки, в метании снаряда, быстроте.

Трудовая деятельность:  уборка участка по мере необходимости.

Индивидуальная работа:  Прыжки через предмет.

Самостоятельная деятельность: Игры с выносными игрушками – учить организовывать взаимодействия с товарищами.

Индивидуальные беседы по интересующим вопросам.

 тема:  «Весна».  Итоговое событие: выставка детских работ. Проект: «Времена года »

Цель: Расширять знания детей об окружающей среде; умение видеть прекрасное в весеннее время года. Воспитывать бережное отношение к природе.

20.03. 2019г.

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая (подгрупповая)

Индивидуальная

среда

Утро

Утренняя гимнастика: Комплекс № 28 картотека

КГН: Способствовать формировании. расширения представлений детей о комнатных растениях.

Беседа: «Чем весна отличается от других времен года?» - способcтвовать формированию умения высказывать свою мысль, выслушивать других.

Дидактическая игра: «Что изменилось?» -  развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Календарь природы: полив рассады.

Индивидуальная работа:  Группировка предметов по разным признакам.

Инструктаж: Правила поведение при проведении занятий по подвижным играм в группе.

«Ласковые слова»-

активизация ласкательных существительных

Рассматривание иллюстраций, плакатов о весне и весенних явлениях.

Раскраски на тему «Весна», трафареты.



Консультация: «Прогулки весной»

НОД

1. Художественное творчество. Лепка: «Мы гуляем на участке»  Расширять представление о весенних явлениях природы.. Н. С. Голицына стр. 182

2.Физическая культура на улице Занятие № 9 Упражнять детей в ходьбе попеременно широким и коротким шагом. Л. И. Пензулаева стр. 78

Прогулка

Наблюдение: за изменениями в природе. Отметить свойства снега в теплую погоду. 

Художественное слово: С. Вангели «Подснежник» -  учить следить за развитием сюжета.

Дидактическая игра:  Кто как кричит?» -  учить детей слышать и развивать фонематическое восприятие.

 Подвижная игра: «Попади снежком в цель» - Учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

Трудовая деятельность: продолжать разбирать снег на участке, чтобы быстрее таял.

Индивидуальная работа: Учить детей быстро бегать, ориентироваться в пространстве.

Самостоятельная деятельность: Игры по интересам.

Опыты, экспериментирование: «Движение воздуха» - показать детям, что воздух невидим, его можно почувствовать.

Обед

КГН: Развивать умение мыть руки по мере загрязнения и перед едой.

Вечер

Бодрящая гимнастика: Комплекс № 15 картотека

Чтение художественной литературы:  просмотр мультфильма «Весна» - серия Лунтик.

Сюжетно - ролевая игра: Игра-ситуация:           

« Накрываем на стол» - Развитие интереса в игре.

Дидактическая игра: «Что из чего сделано?» - активизировать произношение прилагательных.

Экспериментирование «Плавает-тонет»: Выявить свойства предметов, вспомнить из чего они сделаны.

Видео презентация «Приметы весны»

 

Настольно – печатные игры  по желанию детей

Развивать умение определяться в выборе игры

Прогулка

Наблюдение: за солнцем - развивать познавательные  интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.

Художественное слово: А. Барто «Куда весна пропала».

Дидактическая игра: Наоборот» - учить подбирать противоположные по значению слова.

Подвижная игра: «Займи место» - учить образовывать круг, квадрат, треугольник.

Трудовая деятельность:  уборка участка по мере необходимости.

Индивидуальная работа:  Упражнять: в ходьбе и беге по кругу; с выполнением задания.

Самостоятельная деятельность: Игры с выносными игрушками – учить организовывать взаимодействия с товарищами.

Индивидуальные беседы по интересующим вопросам.

 тема: «Весна».  Итоговое событие: выставка детских работ. Проект: «Времена года »

  • Цель: Расширять знания детей об окружающей среде; умение видеть прекрасное в весеннее время года. Воспитывать бережное отношение к природе.

22.03. 2018г.

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая (подгрупповая)

Индивидуальная

Четверг

Утро

Утренняя гимнастика: Комплекс № 28 картотека

КГН: Способствовать формированию словаря: « полотенце махровое», «чистое»; «мыло душистое».

Беседа:  «К нам пришла весна» - способствовать формированию развитию речи как средство общения; развивать понимание речи и активизировать словарь.

Календарь природы: Способствовать воспитанию желания ухаживать за растениями.

Индивидуальная работа: закрепить знание цветов и оттенков.

Дидактическая игра: «Наоборот» - учить подбирать противоположные по значению слова.

Инструктаж: правила поведения на участке во время прогулки.

Способствовать формированию умения сравнивать 4-5 предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

Предложить настольные игры –домино, лото –создавать доброжелательную атмосферу, воспитывать дружелюбие.

Предложить понаблюдать за таянием снега и учить составлять короткие рассказы.

НОД

1. Музыка(по плану музыкального руководителя)

2.Познавательное развитие(ФЭМП) « » Учить сравнивать предметы по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формир. элем.  матем.  предст.» стр. 39

Прогулка

Наблюдение: за солнцем -  развивать познавательные  интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.

Художественное слово: «Заучивание стихотворения «Весна» С. Вышеславца» - развивать образность речи детей, понимание значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.

Дидактическая игра: «Найди нужный цвет»- способствовать формированию умения воспитанников применять знания о цветах, действовать по устной инструкции. Развивать внимание.

Подвижная игра: «Солнышко и дождик» - Приучать действовать сообща, придерживаясь определённого направления.

Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке – способствовать формированию умения работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.

Индивидуальная работа:  Упражнять: в ходьбе и беге по кругу; с выполнением задания; в прокатывании мяча между предметами.

Самостоятельная деятельность: Самостоятельная игровая деятельность на участке.  Выносной материал – оборудование для труда.

Опыты, экспериментирование: «Свойство солнечных лучей».

Обед

КГН:  Побудить воспитанников к разрешению проблем – стремление заботиться о своем внешнем виде, с помощью зеркала находить недостатки во внешнем виде и исправлять их.

Вечер

Бодрящая гимнастика: Комплекс № 15 картотека

Индивидуальная работа: работа по закреплению названий времен года.

Чтение художественной литературы: стихи о весне, заучивание по выбору воспитанников – способствовать созданию положительных эмоций.

Сюжетно-ролевая игра: «Семья» - Умение распределять роли, развивать речь, пополнять словарный запас.

Дидактическая игра: «Времена года» -  Подобрать картинки-признаки к разным временам года.

 Конструирование: «Весенние грядки» - Вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке,  удовлетворять потребность детей в декоративном оформлении конструкций.

«Дорисуй половину» - продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, развивать умение рисовать красками.

 Приготовить атрибуты к играм.

Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности

Прогулка

Наблюдение: за поведением птиц у кормушки.

Художественное слово: рассказ В. Драгунского «Друг детства» - способствовать формированию умений детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею.

Дидактическая игра: «Назовите признаки весны» - способствовать закреплению знаний детей о весне.

Подвижная игра: «Солнечные зайчики» - способствовать формированию веселого настроения.

Трудовая деятельность:  Очистка участка от опавших веточек - воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

Индивидуальная работа:  совершенствовать умение детей объединяться в игре.

Самостоятельная деятельность: Игры с выносными игрушками – учить организовывать взаимодействия с товарищами.

 «Как учить наблюдать за изменениями в природе».

 тема: «Весна».  Итоговое событие: выставка детских работ. Проект: «Времена года »

  • Цель: Расширять знания детей об окружающей среде; умение видеть прекрасное в весеннее время года. Воспитывать бережное отношение к природе.

22.03. 2019г.

Режим

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для совместной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая (подгрупповая)

Индивидуальная

пятница

Утро

Утренняя гимнастика: Комплекс № 28 картотека

КГН: Во время приёма пищи побуждать детей к самостоятельности, формировать умение держать ложку правильно.

Беседа:  «Весна» - продолжать формировать представления о весне.

Календарь природы: Полив растений в центре природы – продолжать побуждать заботиться о растениях.

Индивидуальная работа: совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Дидактическая игра: «Я назову, а ты опиши» - содействовать развитию диалоговой речи, межличностному общению.

Инструктаж: правила поведения на физкультурных занятиях.

Продолжаем учиться катать из пластилина «колбаску».

Просмотр презентации о весне.

Консультация для родителей:

«Как избежать авитаминоза»

НОД

1. Физическая культура Занятие № 10 Л. И. Пензулаева стр. 79 Закреплять навыки ползания на четвереньках.

2.Художественное творчество. ИЗО «Весна пришла!» Учить передавать впечатление от природы.. Н. С. Голицына стр. 181

Прогулка

Наблюдение: красота весенней природы - создать условия для формирования представлений детей о красоте весенней природы.

Художественное слово: Заучивание пословиц  о весне  - понимание значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову.

Дидактическая игра: «Весенний хоровод» -  Сплочение, поднятие эмоционального настроя детей.

Подвижная игра: «Летчики» - Учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга.

Трудовая деятельность: Уборка снега с дорожки - воспитывать трудолюбие.

Индивидуальная работа:  «Донеси – не урони» - создать условия для упражнения в умении нести предмет осторожно.

Самостоятельная деятельность: Игры с выносным материалом (грузовые машины, куклы, одетые по сезону) - Создать условия для развития самостоятельности и инициативы через игровую деятельность.

Опыты, экспериментирование: «Свойство солнечных лучей».

Обед

КГН:  Дежурство по столовой (разложить правильно столовые приборы, салфетницы, хлебницы).

Вечер

Бодрящая гимнастика: Комплекс № 15 картотека

Индивидуальная работа: работа по закреплению названий времен года.

Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Весна» - способствовать созданию положительных эмоций.

Сюжетно-ролевая игра: «Праздничное чаепитие» - Умение распределять роли, развивать речь, пополнять словарный запас.

Дидактическая игра: «Времена года» -  Подобрать картинки-признаки к разным временам года.

 

Подбери слова на заданный звук.

 

Материал для развития мелкой моторики: «Шнурочки». «Выложи по контуру».

Прогулка

Наблюдение: за небесными объектами – побуждать интерес детей видеть в обычном необычные вещи.

Художественное слово: М Клюкова «Воробьи»  - формировать умение  эмоционально воспринимать содержание произведения, осмысливать идею.

Дидактическая игра: «Назовите признаки весны» - способствовать закреплению знаний детей о весне.

Подвижная игра: «Воробьи и кот» -  Учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

Трудовая деятельность:  собрать игрушки в корзину - поддерживать у детей стремление приносить пользу, интерес к трудовым поручениям.

Индивидуальная работа:  Добиваться улучшения техники прыжков на двух ногах.  

Самостоятельная деятельность: Игры с выносными игрушками – учить организовывать взаимодействия с товарищами.

 Индивидуальные беседы по интересующим вопросам.