Универсальный наставник - это воспитатель ДОУ.
статья

Соловьева Галина Михайловна

. Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодого воспитателя, способствующая повышению его профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnyy_nastavnik.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальный наставник - это воспитатель ДОУ.

Соловьева Галина Михайловна

Воспитатель высшей категории

МАДОУ Детский сад № 4 «Золотой ключик»

Советского городского округа.

Проблема профессионального становления личности приобретает все большую значимость.  Работа с молодыми специалистами сегодня является приоритетным направлением в деятельности любого образовательного учреждения. Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодого воспитателя, способствующая повышению его профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении.

Я, Соловьева Галина Михайловна, работаю воспитателем в МАДОУ Детский сад № 4 «Золотой ключик» с1978 года. Общий стаж моей педагогической деятельности – 41 год. Образование среднее – специальное. Окончила полный курс Черняховского педагогического училища.

Я считаю, что воспитатель в роли наставника - это универсальный специалист, т.к. он объединяет сразу две сферы:

  • консультант – проводит систематическую работу с молодыми и   начинающими воспитателями, но не учит, как что-либо делать.

Основная задача наставника, создать условия для того, чтобы подопечный сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели.

  • предметник – способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку.

На протяжении многих лет являясь наставником, делюсь  методическими наработками, консультациями, методами и приёмами. Провожу мастер-класс, совместную проектную деятельность и открытые показы образовательной деятельности со стажерами и молодыми коллегами.

Мой сайт: http://nsportal.ru/soloveva-galina

Основная линия моей работы: попробуй сам + предложи коллегам + поделись с родителями и найди единомышленников, тем самым, объединив усилия.

Основная цель: развитие личности, как воспитателя, способного успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающего качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Концепцией модернизации российского образования, современной жизнью.

Мои основные задачи в рамках наставничества:

  • способствовать формированию потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности;
  • показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в готовности передавать их дошкольникам;
  • развивать интерес к методике построения и организации результативного образовательного процесса;
  • ориентировать начинающего воспитателя на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;
  • привить молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепление воспитателя в образовательном учреждении;
  • ускорить процесс профессионального становления воспитателя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

В ноябре 2018 года  к нам в учреждение на преддипломную практику пришла студентка Черняховского педагогического колледжа Трещева Александра Сергеевна. Свою деятельность я направила, в первую очередь на саморазвитие профессиональной и индивидуальной творческой деятельности студентки-практикантки, оказывая систематическую помощь с учетом потребностей.

Наша совместная работа осуществлялась поэтапно:

1-й этап – адаптационный. Провела диагностику профессиональных затруднений для выявления недостатков в умениях и навыках (собеседование, где Александра Сергеевна рассказала о своих трудностях, проблемах). Выработали программу адаптации. Определили круг обязанностей и полномочий студентки - практикантки, составили совместную план - программу работы.

2-й этап – основной (проектировочный). Разработали и реализовали программу адаптации. Осуществляла корректировку профессиональных умений Александры Сергеевны, помогая выстроить ей собственную программу  самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Проверяю уровень профессиональной компетентности, посещая самостоятельно проведённую образовательную деятельность практикантом, для определения степени готовности Александры Сергеевны к самостоятельному выполнению своих функциональных обязанностей воспитателя.

Для осуществления системности в работе с практикантом или начинающим воспитателем, используются следующие направления деятельности:

- глубокое изучение и освоение молодым специалистом образовательной программы ДОУ;

- овладение комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой образовательной деятельности дошкольников данного возраста;

- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности молодого специалиста.

В процессе осуществления руководства молодым специалистом, мною выполняются следующие функции:

- определяю методику обучения молодого специалиста, вместе с ним разрабатываю план его профессионального становления;

- проверяю усилия подшефного, даю нужные советы и рекомендую необходимую литературу;

- привлекаю молодого специалиста к разработке планов - проектов, основной образовательной деятельности и различного рода учебно-методической документации;

- учу составлению календарно-тематических планов;

- наблюдаю образовательный процесс, проведения мероприятий и провожу их анализ;

Итоги проведённой преддипломной и дипломной практики студентки Александры Сергеевны Трещевой фиксировались в отчёте, где отмечались  выполненные виды работы.  Даю краткую характеристику итогов их выполнения и реализации профессиональных компетентностей будущего воспитателя.

На основе отчёта обсудила с Александрой Сергеевной об особенностях её профессиональной деятельности, и дала рекомендации по её дальнейшему совершенствованию. Приятно, что Александра Сергеевна Трещева вернулась работать в наш коллектив уже дипломированным молодым воспитателем.

Я считаю, что наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация.  Наставник должен быть терпеливым и целеустремленным. Сопровождая адаптацию молодого коллеги, он  применяет наиболее эффективные формы наставничества: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия. Презентация для воспитателей.

Презентация содержит раскрытие понятий универсальные учебные действия, а также краткую характеристику типов УУД,...

Консультация для воспитателей "Применение в работе с детьми методов, способствующих развитию универсальных учебных действий"

В связи с введением ФГОС дошкольного образования итогом освоения образовательной программы являются интегративные качества ребенка:·        инициативность·...

Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявле...

Методическая разработка:консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Аннотация к методической разработке.Консультация для воспитателей.Тема:«Зимующие птицы нашего края»Образовательная область: познавательное развитие детей дошкольного возраста.Автор-составитель: воспит...

Год педагога и наставника. Эссе воспитателя.

Год педагога и наставника имеет значительное влияние на образовательную систему. Он помогает увидеть и оценить вклад педагогического мастерства, повышает престиж педагогической профессии.  Продол...