тезисы
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ходзицкая Галина Владимировна

Аннотация. В cтатьe рассматриваeтся вопрос о необходимости профилактики нарушений письмeнной рeчи уже в дошкольном возрасте. Опиcываются процeссы формирования письма c точки зрeния дeтской нeйропсихологии. Влияниe каждого этапа на дальнейшее развитие письменной речи и письма. Перечислены предпосылки нарушений письменной речи.

Ключевые слова: пиcьмо, письменная речь, нейропcихология, блоки мозга, предпосылки нарушений письма, диcграфия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тезисы16.14 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.016:514

Г.В. Ходзицкя

(cтуд. 2 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», магистерская программа «Логопедические технологии преодоления
расстройств речевой деятельности», Институт детства, ФГБОУ ВО
«Новосибирский государственный педагогический университет» г. Новосибирск)

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ МЕХАНИЗМОВ НАРУШЕНИЯ

Аннотация. В cтатьe рассматриваeтся вопрос о необходимости профилактики нарушений письмeнной рeчи уже в дошкольном возрасте. Опиcываются процeссы формирования письма c точки зрeния дeтской нeйропсихологии. Влияниe каждого этапа на дальнейшее развитие письменной речи и письма. Перечислены предпосылки нарушений письменной речи.

Ключевые слова: пиcьмо, письменная речь, нейропcихология, блоки мозга, предпосылки нарушений письма, диcграфия.

Концепция Н. А. Бернштейна об уровневой организации движений послужила основой для формирования нейропсихологических представлений о мозговых механизмах движений и их нарушениях при локальных поражениях мозга.

Весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока: I-й – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей извне) информации; III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности.

Понимание речи – формируется с первых дней жизни (1-й функциональный блок мозга). Речь (сознательная, экспрессивная) – с 2-х лет. До этого – гуление, лепет, отдельные слова (2-й функциональный блок мозга). Продуктивная речь – развернутые речевые высказывания, высший речевой синтез, возможность оперировать абстрактными символами – с 9-12 лет (3-й функциональный блок мозга). То, что пропущено, не сформировано в младенчестве, само по себе не компенсируется автоматически в более старшем возрасте, а требует специальных и сложных усилий.

Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

Процесс письма имеет сложную психофизиологическую организацию. В ней можно выделить два основных уровня: 1) сенсомоторный, или анализаторный, психофизиологический, который обеспечивает технику письма; 2) психолингвистический (письмо как речевая деятельность).

Все анализаторы образуют сложную условно рефлекторную систему, они связаны между собой и взаимодействуют в процессе обеспечения письма.

Исходя из такой структуры, можно выделить следующие предпосылки формирования письма: а) навык символизации; б) развитое фонематическое восприятие; в) владение фонематическим анализом и синтезом; г) сформированность графомоторных навыков.

Мотивационный уровень письма обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Включение их в функциональную систему письма обеспечивает создание замысла, который удерживается посредством внутренней речи. Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга.

В школьном возрасте ребенок должен научиться переводить услышанное и сказанное слово в его зрительный образ (письмо) и наоборот, зрительный образ переводить в артикуляционный и слуховой (чтение).

У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза.

Актуальность проблемы дисграфии в школьном возрасте показывает необходимость профилактической работы по устранению ее предпосылок в дошкольном детстве. Предпосылки проявляются в несформированности какой-либо функции или ряда функций, которые в норме должны быть развиты перед поступлением ребенка в школу. Отклонения ведут к невозможности овладения полноценного навыка письма, тормозят развитие ребенка в целом и провоцируют проблемы при усвоении школьной программы.

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

Л. В. Ковригина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной техники рисования дошкольников.

Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной техники рисования дошкольников....

Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной технике рисования.

Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной технике рисования ."Влияние нетрадиционной техники рисования на положительные эмоции детей"...

Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...

Тезисы доклада к родительскому собранию Тема:ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ К ПРИРОДЕ

Трудно привести  к  добру  нравоучениями — легко примером. ...

Тезисы к педагогическим чтениям "Создание развивающей образовательной среды в условиях новых требований" 2013 год

В данных тезисах раскрываю основные идей своего опыта работы "Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения спортивным играм и упражнениям"...

Тезисы к выступлению на родительском собрании

Тезисы к выступлению на родительском собрании в младшей группе...