Семинар – практикум для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно – эстетическому развитию дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка

Воропаева Лариса Борисовна

Цель  семинара - практикума : Обощение и систематизация знаний педагогов в огрганизации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_seminar.docx104.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно-эстетическому направлению развития детей»

Семинар – практикум  для педагогов «Организация развивающей

предметно – пространственной среды по художественно – эстетическому

 развитию дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Воспитатели группы: Киселева Любовь Ивановна

                                      Воропаева Лариса Борисовна

г. Шарыпово 2017 год

Форма проведения: игра «Творим вместе».

Цель: Обобщение и систематизация знаний педагогов в организации развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ по художественно – эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Здравствуйте дорогие коллеги, приглашаю вас на игру «Творим вместе». Сегодня мы поговорим на тему «Развивающая предметно - пространственная среда, как средство художественно – эстетического развития дошкольников».

Упражнение: «Грецкий орех»

Цель: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
Грецкие орехи по числу участников высыпаются в центр круга. Предлагается каждому участнику взять по одному ореху и внимательно его рассмотреть, изучить его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные черточки, затем орехи складываются обратно, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно её только почувствовать. А дети тем более все уникальны и задача педагогов создать такие условия, чтобы каждому ребенку было комфортно.

Сюрпризный момент.

(Раздается сигнал звонка по скайпу, включается видеосвязь. Появляется Домовой Дядюшка АУ.)
Домовой: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я живу в детском саду уже очень давно, вы про меня своим воспитанникам часто читали. Я даже знаю, кто читал, а кто не читал. Слышал я, что вы здесь обсуждаете, как сделать предметно-развивающую среду в группах комфортной и уютной, чтобы ребятишкам было интересно и весело проводить время.  За все годы, проведенные в детском саду, а жил я не только в вашем, но и в других садах, да и сейчас наведываюсь в разные, когда попросят или, когда самому нужно, так вот, я повидал очень многое. И я знаю, что сейчас ФГОС требует от детских садов кардинально менять предметно-развивающую среду. Ведь на дворе 21 век! А как менять и что менять мне не совсем и всегда понятно, да и вообще, что это такое ФГОС и РППС?
Ведущий: Ну, что ж Дядюшка АУ,  попробуем тебе объяснить. Итак, уважаемые коллеги, что же такое ФГОС? (Федеральный государственный образовательный стандарт)

Верно и именно он подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования, т.е. создание (РППС).

Дядюшка АУ: А что же такое РППС (развивая предметно-пространственная среда)

- А какие функции выполняет РППС? (образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную).

Верно среда, окружающая ребенка, и должна стимулировать его на инициативу, самостоятельность, проявление творчества и самодеятельности.
Дядюшка АУ: а самостоятельность и самодеятельность в чем?
Ведущий: Во всех видах деятельности: (помогают называть воспитатели)
-игровой;
-двигательная активность;
-коммуникативная деятельность;
-познавательно-исследовательская деятельность;
-восприятие художественной литературы и фольклора;
-продуктивная деятельность;
-музыкально-художественная деятельность;
-трудовая деятельность.
которые пронизывают все образовательные области.
Домовой: С деятельностью мне все понятно. Но только вот не могу разобраться, каким требованиям должна соответствовать развивающая среда. Вы мне можете помочь?

Ведущий: Конечно, давай мы тебе поможем, а сделаем мы это с помощью игры «Волшебники».

Уважаемые коллеги! В таблице закодированы названия основных требований, предъявляемых ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (РППС). Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия и озвучить их согласно данной последовательности цифр.

Деловая игра для педагогов дошкольного образования «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»

Домовой АУ: Вот спасибо, помогли мне разобраться с требованиями к организации РППС. Теперь я могу подсказать и в других садах, как им нужно организовать среду.

Ведущий: Мы много говорим о развитии самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию, этому способствует художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, формируются его нравственно-волевые качества, эстетические чувства, отношение к труду. Главное сделать это не навязчиво, осторожно, чтобы не спугнуть зародившееся желание творить, необходимым условием для этого является создание Центра художественно – эстетического развития, что позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, побудит к самостоятельным активным действиям ребёнка, где побуждает не взрослый, а предметный мир, т.к. она  насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребёнком свободу выбора.

Ведущий: Как вы думаете, что это может обозначать?

Ведущий: Верно 4 составляющих, которые предполагает центр искусства, перечислите их (центр книги, изо, театр, музыкальный).

А я предлагаю вам еще немного поработать. Но уже творчески. Давайте с вами прослушаем произведение музыкальное. Закрываем глаза и внимательно слушаем. Прослушали? Про что это произведение. Правильно, это «Вальс цветов». Посмотрите на экран. Что изображено? Правильно это цветы. Но не просто цветы. Давайте сравним с вами два цветка. Что у них общего? А что различного? Я вам предлагаю поиграть со мной. Давайте соберём из частей целое. А сейчас, я предлагаю пока звучит вальс раскрасить цветок в один из предложенных оттенков. Слушаем еще раз и начинаем рисовать. Молодцы посмотрите, какая красота у нас с вами получилась. А сейчас, образуйте, пожалуйста, 4 клумбы? (Педагоги распределяются на 4 подгруппы).

Задание: Я предлагаю вам поиграть в игру «Дизайнер», наполните, пожалуйста ваши центры необходимым материалом. На выполнение этого задания у вас 5 минут (раздаю таблицы, запускаю песочные часы, после окончания заслушиваем ответы групп).

Ведущий: Замечательно, но что ж центры мы с вами наполнили, но без мудрого и грамотного педагога самостоятельно детям точно не развить свои творческие способности, поэтому я предлагаю вам следующее задание, оно называется «Раздумье», для его проведения, объединитесь в две команды с помощью вот этих красивых осенних листочков. (Педагоги образовывают 2 команды и получают задания для решения педагогических ситуаций).

Первая команда

Занятие рисования.

- Кто нарисует весенний ветер? – спрашивает воспитатель.

К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом – ветки деревьев хлещут по облакам…

- Чудесные рисунки, - поощряет воспитатель смельчаков. – Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно.

Затем воспитатель рисует на доске завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него получился предмет. У одного получилась машина, у другого – крокодил, у третьего – человечек, у четвертого собака и т.д.

В группе хохот, но каждому хочется добавить свое.

- Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас.

Вопросы и задания:

  1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми.

Вторая  команда

Воспитательница организовала прогулку в парк. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины. Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала:

- Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз – книгу о русской живописи.

- А где эти картины? – спросил кто-то из воспитанников.

- Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех посмотреть.

Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье.

Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.

Вопросы и задания:

  1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми
  3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной формы организации обучения?

(После обсуждения ситуации в группе, педагоги зачитывают ее и отвечают на вопросы)

Ведущий: Замечательно, с такими талантливыми педагогами, мы непременно создадим замечательную РППС и будем продолжать развивать творческие способности у наших воспитанников. А в заключении нашего семинара, я предлагаю вам на этих красивых осенних листочках написать короткое послание, ответив на «Что вы думаете о прошедшем мероприятии?» (Педагоги пишут свое отношение к проведенному мероприятию)

Ведущий: А сейчас на фоне замечательного произведения П.И. Чайковского «Октябрь», мы с вами устроим необыкновенные листопад в нашем музыкальном зале. (Каждый из педагогов зачитывает написанное и подбрасывает листок).

Ведущий: Спасибо всем за участие в нашем семинаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно пространственная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной ра...

Методические рекомендации «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ для физического развития детей в соответствии с ФГОС»

Примерные условия для реализацииОО "Физическое развитие"в группе  раннего возраста, младший дошкольный возраст, физкультурный зал   Условия расположения в группе;Рекомендуемый перечень ...

Создание предметно-пространственной среды для познавательного развития детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Современные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях....

Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

  Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1 и 2 младших группах в соответствие с ФГОС ДО

   Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материал...

Консультация для педагогов " Организация предметно- пространственной среды как средство развитие речи"

Согласно ФГОС ДО речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речев...

Аналитический отчет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе «Солнышко» в соответствии с ФГОС»

Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного дет...