Проект "Волшебная соль"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Белецкая Раиса Ивановна

Проект на тему : «Волшебная соль»

Актуальность.

 В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю.  Есть такой город  Соль-Илецке. Соль - Илецк образовался на больших месторождениях соли.  Сейчас добыча соли там ведется под землей, в шахтах. Илецкая соль пользуется спросом во всем мире.  Соль — один из величайших даров, который Земля подарила нам. Казалось бы, что интересного можно сказать о такой банальной вещи как соль.  Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи.     Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни.   Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет. 

Цель: расширить и обобщить знания детей  о свойствах соли, формировать представление о соли, как необходимом для человека продукте. 

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Вызвать познавательный интерес у дошкольника об истории и добычи соли. 
  • Расширять представления о соли, ее свойствах и качествах, характере использования человеком.  
  •  Приобщать к элементарному экспериментированию, способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания                                   в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями.          
  • Побуждать ставить цель, определять последовательность действий, оценивать и корректировать свои действия, радоваться  результату экспериментирования.

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»:

  • Расширять кругозор посредством приобщения к опыту познания окружающего мира. Пробуждать положительное, бережное отношение                       к окружающему миру.

Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»:

  • Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Вызвать интерес к нетрадиционному рисованию (рисование солью).
  • Окрашивание соли

Образовательная область «Речевое развитие»: 

  • Развивать свободное общение со взрослыми посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности. Приобщать к слушанию познавательной и художественной литературы.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук посредством продуктивной деятельности. Активизировать двигательную активность. 

Вид проекта: познавательно- исследовательский, творческий  Продолжительность проекта: краткосрочный, сентябрь-октябрь .  Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.

Основанием для разработки проекта стала следующая гипотеза:             соль  - это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.  

 Используемые принципы реализации проекта: 

- Принцип усвоения разнообразных способов получения информации об истории, добыче, пользе, свойствах и качествах соли.

 -Принцип активности воспитанника в игровой, экспериментальной и творческой деятельности, самостоятельных выводах на основе наблюдений и обобщений.

- Принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности.

- Интеграция образовательных областей, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление об окружающем мире.

В результате реализации проекта возможно шире использовать в работе новые эффективные методы и приемы: экспериментирование, создание проблемных ситуаций, моделирование и другое.

При реализации проекта была решена и ещё одна проблема: ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

В связи с этим, возможно прогнозировать следующий результат:

  ребенок должен получить элементарные знания о соли;

 иметь простейшие представления о свойствах соли, ее применении и вреде;

 понимать пословицы, загадки о соли. Известно, что ребёнок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (как? зачем? почему?).

Вся работа по созданию проекта «Волшебная соль» разделена на несколько этапов:

  1 этап – определение цели и задач проекта

 2 этап -  создание условий для реализации проекта (подбор методического, научно-популярного материала по изучаемой теме, определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду, составление перспективного плана работы над проектом, организация познавательных бесед, дидактических игр, проведение опытов, наблюдений);  3 этап-подведение итогов работы по исследованию свойств, качеств и применения соли (защита проекта, выпуск презентации).

 

Технология реализации проекта 

1. Беседа «Путешествие                      в царство соли»                  

Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. Определение проблемы «Зачем нужна соль?»;  сказка «Соль дороже золота»  

2.Разработка проекта. Определение цели и задач. 

Создание условий для реализации проекта.

3.Формирование творческой проектной группы 

Создание условий для реализации проекта.

Творческая, проектная группа воспитанника, родителей, воспитателя

4.Подбор познавательной, художественной литературы 

Анализ изучаемой литературы и фотографий для организации осуществления проекта

Интернет, детская библиотека

5. Создание детской мастерской для опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебная соль» (изучение свойств и качеств  соли, используемой в быту)

Вызвать у воспитанника интерес к естественнонаучным экспериментам по изучению ископаемого соли и определению ее основных свойств.

Проведение опытов – экспериментов  с использованием необходимого дидактического материала.

6.Экспериментальная игра «Маленькие мастера»- Нарисуем дерево солью». 

Содействовать развитию творческих способностей при выполнении рисунка

7.Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Соль хрустит» 

Способствовать формированию умений проводить опытно – экспериментальную деятельность.

Проведение опытов – экспериментов                с использованием необходимого дидактического материала.

8.Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Растворимость соли» 

Способствовать формированию умений проводить опытно – экспериментальную деятельность.

Проведение опытов –экспериментов с использованием необходимого дидактического материала.

9.Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Плавающее яйцо»

Способствовать формированию умений проводить опытно – экспериментальную деятельность. Добиваться результатов,  делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.

8.Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Кристаллизация соли» 

Способствовать формированию умений опытно - экспериментальной деятельности. Добиваться результатов самостоятельно, делать выводы на основе наблюдений.

9. Презентация проекта 

Реализация проекта .

  Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как только люди узнали вкус соли, они стали ею очень дорожить. Соль была очень дорогим товаром. По своей ценности она приравнивалась к золоту. Соль обходилась настолько дорого, что ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши».  Соль обнаруживается в обычных продуктах, таких как, творог, сыр, хлеб, печенье, кукурузные хлопья, в молочных продуктах, мясе. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах. Соль - важная приправа, без которой пища не так вкусна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту). Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Хлеб - соль!» - так на Руси встречали знатных гостей. Это традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства.  Встреча гостей хлебом – солью имела еще одно важное значение – наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил. Отсюда народная примета – Соль рассыпал-  к ссоре, неудаче.  К соли всегда относились уважительно, экономно. Поэтому про соль придумали много пословиц и поговорок. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. От хлеба – соли и царь не отказывается. Недосол на столе, пересол на спине.

Щепотка соли делает сахар слаще. От хлеба – соли не отказываются. Без хлеба, без соли никто не обедает. Хлеб да соль, да обед пошел. Речь без пословицы, все равно, что еда без соли. Соль – белое кристаллическое вещество с острым, соленым вкусом.   Она хорошо растворяется в воде. В разумных количествах соль сравнительно безвредна. 

Соль применяют не только для еды, но и в других целях.  Если вас ужалит пчела или оса, нужно приложить к месту укуса соль, смешанную с водой. Это снимет боль и не допустит образование опухоли.

Яйца не вытекают, если их варить в соленой воде.

 С помощью соли можно почистить утюг. Насыпать соль на бумажное полотенце и протереть поверхность горячего утюга.

 Когда у меня был насморк, мама промывала мне нос слегка подсоленной водой.

 Если стекла в машине протереть слегка теплым раствором соли, то они не будут запотевать.

 Если убежал суп на плиту, нужно присыпать это место солью и будет легче   убрать пригоревшую пищу.

Опыт №1 «Соль хрустит»  Мы насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего услышали хрустящие звуки.  Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт №2 «Растворимость соли»  Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой». Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.

 Вывод: мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

 Опыт № 3 «Плавающее яйцо» Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в оба стакана яйца, там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. 

Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности и поэтому в море легче научиться плавать (вода соленая и человек практически не тонет).

Опыт №4 «Кристаллизация соли». «Выращивание кристаллов» Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы. Вывод: при испарении воды соль кристаллизуется.

С использованием соли получаются интересные рисунки.

Из соленого теста можно делать красивые поделки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Волшебная соль23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему : «Волшебная соль»

Актуальность. 

 В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю.  Есть такой город  Соль-Илецке. Соль - Илецк образовался на больших месторождениях соли.  Сейчас добыча соли там ведется под землей, в шахтах. Илецкая соль пользуется спросом во всем мире.  Соль — один из величайших даров, который Земля подарила нам. Казалось бы, что интересного можно сказать о такой банальной вещи как соль.  Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи.     Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни.   Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.  

Цель: расширить и обобщить знания детей  о свойствах соли, формировать представление о соли, как необходимом для человека продукте.  

 

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»: 

  • Вызвать познавательный интерес у дошкольника об истории и добычи соли.  
  • Расширять представления о соли, ее свойствах и качествах, характере использования человеком.  
  •  Приобщать к элементарному экспериментированию, способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания                                   в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями.          
  • Побуждать ставить цель, определять последовательность действий, оценивать и корректировать свои действия, радоваться  результату экспериментирования.

 

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»: 

  • Расширять кругозор посредством приобщения к опыту познания окружающего мира. Пробуждать положительное, бережное отношение                       к окружающему миру.

 

Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»: 

  • Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Вызвать интерес к нетрадиционному рисованию (рисование солью).
  • Окрашивание соли

 

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Развивать свободное общение со взрослыми посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности. Приобщать к слушанию познавательной и художественной литературы.

 

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук посредством продуктивной деятельности. Активизировать двигательную активность.  

 

Вид проекта: познавательно- исследовательский, творческий  Продолжительность проекта: краткосрочный, сентябрь-октябрь .  Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.

 

Основанием для разработки проекта стала следующая гипотеза:             соль  - это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.  

 Используемые принципы реализации проекта:

 

- Принцип усвоения разнообразных способов получения информации об истории, добыче, пользе, свойствах и качествах соли.

 - Принцип активности воспитанника в игровой, экспериментальной и творческой деятельности, самостоятельных выводах на основе наблюдений и обобщений.

- Принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности.

- Интеграция образовательных областей, которая позволяет формировать                        у ребенка целостное представление об окружающем мире.

 

В результате реализации проекта возможно шире использовать                         в работе новые эффективные методы и приемы: экспериментирование, создание проблемных ситуаций, моделирование и другое.

При реализации проекта была решена и ещё одна проблема: ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

В связи с этим, возможно прогнозировать следующий результат:

  ребенок должен получить элементарные знания о соли;

 иметь простейшие представления о свойствах соли, ее применении и вреде;

 понимать пословицы, загадки о соли. Известно, что ребёнок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (как? зачем? почему?).

Вся работа по созданию проекта «Волшебная соль» разделена на несколько этапов: 

  1 этап – определение цели и задач проекта

 2 этап -  создание условий для реализации проекта (подбор методического, научно-популярного материала по изучаемой теме, определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду, составление перспективного плана работы над проектом, организация познавательных бесед, дидактических игр, проведение опытов, наблюдений);  3 этап-подведение итогов работы по исследованию свойств, качеств и применения соли (защита проекта, выпуск презентации).

Технология реализации проекта

1. Беседа «Путешествие                      в царство соли»                   Содействовать созданию проблемной ситуации            для дальнейшей исследовательской деятельности. Определение проблемы «Зачем нужна соль?»;  сказка «Соль дороже золота»  

2.Разработка проекта. Определение цели и задач.

Создание условий для реализации проекта.

3.Формирование творческой проектной группы

Создание условий для реализации проекта.

Творческая, проектная группа воспитанника, родителей, воспитателя

4.Подбор познавательной, художественной литературы

Анализ изучаемой литературы и фотографий для организации осуществления проекта

Интернет, детская библиотека

5. Создание детской мастерской для опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебная соль» (изучение свойств и качеств  соли, используемой в быту) 

Вызвать у воспитанника интерес к естественнонаучным экспериментам по изучению ископаемого соли и определению ее основных свойств.

Проведение опытов – экспериментов                                 с использованием необходимого дидактического материала.

6.Экспериментальная игра «Маленькие мастера»- Нарисуем дерево солью».

Содействовать развитию творческих способностей при выполнении рисунка

7.Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Соль хрустит»

Способствовать формированию умений проводить опытно – экспериментальную деятельность.

Проведение опытов – экспериментов                с использованием необходимого дидактического материала.

8.Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Растворимость соли»

Способствовать формированию умений проводить опытно – экспериментальную деятельность.

Проведение опытов –экспериментов с использованием необходимого дидактического материала.

9.Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Плавающее яйцо» 

Способствовать формированию умений проводить опытно – экспериментальную деятельность. Добиваться результатов,  делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.

8.Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Кристаллизация соли»

Способствовать формированию умений опытно - экспериментальной деятельности. Добиваться результатов самостоятельно, делать выводы на основе наблюдений.

9. Презентация проекта

Реализация проекта .

  Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как только люди узнали вкус соли, они стали ею очень дорожить. Соль была очень дорогим товаром. По своей ценности она приравнивалась к золоту. Соль обходилась настолько дорого, что ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши».  Соль обнаруживается в обычных продуктах, таких как, творог, сыр, хлеб, печенье, кукурузные хлопья, в молочных продуктах, мясе. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах. Соль - важная приправа, без которой пища не так вкусна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту). Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Хлеб - соль!» - так на Руси встречали знатных гостей. Это традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства.  Встреча гостей хлебом – солью имела еще одно важное значение – наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил. Отсюда народная примета – Соль рассыпал-  к ссоре, неудаче.  К соли всегда относились уважительно, экономно. Поэтому про соль придумали много пословиц и поговорок. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. От хлеба – соли и царь не отказывается. Недосол на столе, пересол на спине.

Щепотка соли делает сахар слаще. От хлеба – соли не отказываются. Без хлеба, без соли никто не обедает. Хлеб да соль, да обед пошел. Речь без пословицы, все равно, что еда без соли. Соль – белое кристаллическое вещество с острым, соленым вкусом.   Она хорошо растворяется в воде. В разумных количествах соль сравнительно безвредна.  

 

Соль применяют не только для еды, но и в других целях.  

 Если вас ужалит пчела или оса, нужно приложить к месту укуса соль, смешанную с водой. Это снимет боль и не допустит образование опухоли.

  Яйца не вытекают, если их варить в соленой воде.

 С помощью соли можно почистить утюг. Насыпать соль на бумажное полотенце и протереть поверхность горячего утюга.

 Когда у меня был насморк, мама промывала мне нос слегка подсоленной водой.

  Если стекла в машине протереть слегка теплым раствором соли, то они не будут запотевать.

 Если убежал суп на плиту, нужно присыпать это место солью и будет легче   убрать пригоревшую пищу.

Опыт №1 «Соль хрустит»  Мы насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего услышали хрустящие звуки.  Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт №2 «Растворимость соли»  Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой». Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.

 Вывод: мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

 Опыт № 3 «Плавающее яйцо» Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в оба стакана яйца, там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло.  

Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности и поэтому в море легче научиться плавать (вода соленая и человек практически не тонет).

Опыт №4 «Кристаллизация соли». «Выращивание кристаллов» Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы. Вывод: при испарении воды соль кристаллизуется.

 

С использованием соли получаются интересные рисунки.

Из соленого теста можно делать красивые поделки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

НОД "Волшебная соль,свойства соли"

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...

проект "Соль-друг, соль-враг"

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...