Конспект НОД "Кукла би-ба-бо"
план-конспект занятия (старшая группа)

Манакова Лидия Юрьевна

Знакомство детей с увлекательным миром  кукольного театра, с его персонажем Петрушкой,  побуждать детей к импровизации  с использованием доступных средств выразительности (мимики и жестов).Обучать детей кукловождению .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_bi-ba-bo.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №58» общеразвивающего вида

Утверждаю:

Зав. МБДОУ «Д/с № 58»

____________М.В. Функ

«      __»___________2019

Конспект

 непрерывно образовательной деятельности с детьми старшей группы №3,

направленной на реализацию по образовательной области  «Познавательное развитие»

Тема: «Кукла би-ба-бо»

                                                   Разработчик: Манакова Лидия Юрьевна

                 

               

г. Барнаул

Тема: «Кукла  би-ба-бо»

 Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 Оздоравливающе компонента: Психогимнастика, ( игровое упр. «Дин-Дон»),Артикуляционная гимнастика , пальчиковая гимнастика, физ. минутка ( «Кукловод») проветривание

Цель: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре

Задачи:

Образовательные задачи: познакомить воспитанников с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол.

Развивающие: развивать творческие способности и речь воспитанника.

Воспитательные: побудить детей к импровизации, используя театральные куклы; создать творческую атмосферу на занятии.

 Оборудование: Перчаточные куклы би-ба-бо, ширма настольная,  колокольчик  иллюстрированный материал по истории куклы, сундук, ширма, схемы эмоций,  аудио запись.

Предварительная работа: 

Чтение и заучивание скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей. Методы и приемы: Минутка вхождения в день, коммуникативное  упражнение «Динь-дон-дон», словесная игра «Разминка театральная», игровое упражнение «Школа мимики», хоровое проговаривание волшебных слов, присказка, рассказ, показ иллюстраций, артикуляционная гимнастика «Театральная репетиция», речевая  разминка, чистоговорки, Пальчиковая гимнастика «Куколки», словесная игра «Разминка театральная», игровое упражнение «Кукловод», Игровое упражнение «Озвучь героя», игра «Аплодисменты».

Ход деятельности:

1 часть. Вводная (звучит музыка)

- Собирайтесь дети в круг ,

  Я- твой друг и ты – мой друг.

  Вместе за руки возьмёмся

  И друг другу улыбнёмся! ( Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

- Поприветствуем друг друга с помощью колокольчика

Игровое упражнение «Динь-дон-дон»

- Добрый день, Настенька, Динь-дон-дон! Здравствуй , Машенька, Динь-дон-дон! (Дети называют имя соседа в ласковой форме, передовая колокольчик).

- Какие красивые у вас имена, вы  умеете ласково называть друг друга.    

- Предлагаю поиграть в игру «Разминка театральная».

Сказки любите читать? (да, очень)

А в них играть? (да)

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Иль на волку, иль на козу?

Или на принца, или на Бабу Ягу? (жесты, мимика).

- Что такое мимика? (выражение нашего лица).

- Верно, а жесты? (Жесты — это движения различных частей тела (кистей рук, ног, головы)

Игровое упражнение «Школа мимики»

Бывает, без сомнения,

У людей разное настроение.

Его я буду называть,

А вы попробуйте показать.

Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе (использование предметных картинок)

Подошла к концу разминка,

Постарались все сейчас.

А теперь вопрос для вас:

- Кто из вас помнит, с каким видом театра мы познакомились на прошлом занятии? (С настольным театром)

- Правильно, мы знакомились с настольным театром.

- Как вы думаете, почему он так называется? (Потому, что в него можно играть на столе).

- Какие еще театры есть? (Теневой, театр картинок, кукольный)

- Кто из вас был в кукольном театре?

- В кукольном театре были многие из вас, смотрели кукольные представления.

- Кто помогает оживить кукол? (Люди, кукловоды)

- Вы хотите больше узнать о кукловодах, познакомиться с историей театральной куклы и научиться, ими управлять? (да).

- Приглашаю вас посетить музей театра.

- Волшебные слова помогут нам очутиться там. Нужно закрыть глаза и всем вместе дружно произнести волшебные слова.

Хоровое проговаривание волшебных слов

Повернись, повернись и в музеи очутись.

Дети , закрывают глаза. Звучит отрывок из музыкального произведения "Приглашение в гости к сказке..." и открываются двери.

Детей встречает хозяйка музея.

2 часть. Основная

- Здравствуйте, гости дорогие. Проходите.  Я, хозяйка музея театра. Рассаживайтесь поудобней. Рада видеть вас. Сегодня я хочу познакомить вас с новым видом театра - театр перчаточной куклы би-ба-бо, еще его называют театром «Петрушки». Только сегодня и только вам расскажу о том, почему он так называются, и откуда появился. Слушайте.

Слушайте, послушайте,

Расскажу вам сказочку

Длинную – предлинную.

Хорошую – прехорошую,

Интересную – преинтересную

Эту сказку когда-то рассказала баба деду, 

Дед – соседу, сосед – куме, 

Кума – вороне да сороке.

Сорока жить не могла, покуда всем не разнесла!

От нее и я знаю, да и вам расповедаю

Информационный блок

- Давным давно в  Древней Греции возникло волшебное искусство. Назвали его театральным. Театр – это такое место, куда приходят люди чтобы посмотреть представление. В этих представлениях участвовали люди и куклы (картинка №1).

И вот однажды, на свет появилась такая кукла, которую одевали на руку- как перчатку- и называли её Петрушкой (картинка №2).

 - Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку. (картина №3) Он высмеивал человеческие пороки, глупость, жадность, трусость и жестокость. Эти представления проходили на улице. И у Петрушки долгое время не было своего дома. (картинка №4)

- И наконец такой дом- театр появился в Санкт Петербурге   и стал он называться кукольным театром для детей.( картинка №5)

 - Петрушка жил на Руси. А вот в других странах тоже были куклы похожие на нашего Петрушку, такие же длинноносые и крикливые забияки.  Называли этих кукол по – разному: в Англии – Панч (картинка №6) во Франции – Полишинель (картинка №7), в Италии – Пульчинелло (картинка 8), в Германии – Касперле (картинка 9), в Турции – Карагез (картинка 10). Все эти куклы были перчаточными.

- Перчаточными, их называют по тому что, стоит одеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает.

Где же они? Я их в сундук складывала.

Достаю  Петрушку куклу, показываю детям.

- Управляет такой куклой человек, которого называют – кукловод.

- Но не думайте, что кукловодом быть так легко.  Кукловод должен уметь правильно говорить и хорошо владеть своими руками. Чтобы кукла двигалась и говорила

- Добиться это можно только благодаря постоянным тренировкам и разминкам.

- Перед началом спектакля артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была плавная и красивая.

- Сейчас мы с вами тоже потренируемся.

Артикуляционная гимнастика «Театральная репетиция»

-Выпрямите спинку, расправьте плечи. Начали! 

Мы - слоники.

Наши губки - хоботочки. (Сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у»)

Улыбнемся как лягушки. (Произнесем «И-и-и»)

Двигаем губами от правой щеки к левой.

Двигаем губами по кругу.

Раздаем орешки щечкам.

 «Прополощем рот» воображаемой водой.

- Проведём речевую разминку

Нужно произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро)

- Ес-ес-ес- мы идем в лес.

- Су-су-су- тихо осенью в лесу.

- Ес-ес-ес - опустел осенний лес.

- Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.

- Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса.

- Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.

Пальчиковая гимнастика

- Поиграем с пальчиками  

На большом диване в ряд  (Хлопки ладошки, кулачки поочередно)

Наши куколки сидят.

Две матрёшки, Чипполино  (прокручивают)

И весёлый Буратино.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот как можем мы считать.

- Вот и готовы наши пальчики,  чтобы  оживить куклу. Но для этого  мне её нужно надеть на руку. Посмотрите, на какие пальцы она надевается – на указательный, средний и большой палец. На указательный палец,  надевается голова куклы, на большой и средний палец – руки куклы.

 Показываю детям

- Покажите, на какие пальцы надевается кукла.

- Представьте себе, что на руке у вас кукла, покачайте головой куклы, похлопайте в ладоши (показываю двумя руками, одна рука с куклой другая без куклы).

- Я и для вас, приготовила перчаточные  куколы.

Раздаю кукол детям.

- Надевайте куклу на правую руку, вспомните на какие пальчики надо надевать перчаточную куклу. Покажите ваших кукол.

- Сейчас оживим наших кукол.

- Петрушка, нам покажет, как он это делает, а мы  будем повторять все движения за ним.

Игровое упражнение «Кукловод»

- Вот как  хлопаем в ладоши и киваем  головой,     повернёмся мы направо, повернёмся мы налево  и поклонимся не раз. Вот так, вот так, мы поклонимся не раз (все слова сопровождаются показом действий).

- Как только куклу мы  одели  на руку, она ожила.  И  начала  не только двигаться но и говорить, голосом своего героя.

- Посмотрите на своих кукол, они заскучали, им хочется очень поприветствовать Петрушу.

Игровое упражнение «Озвучь героя»

- Поприветствуйте Петрушку от имени своего героя – голосом своей куклы.  (Дети поочередно приветствуют петрушку).

Игра «Аплодисменты»

- Все мы с вами сейчас были кукловодами. Учились управлять перчаточными куклами. И у нас это хорошо получилось.

Поиграли от души.

Все артисты высший класс!

И теперь аплодисменты для нас…

- Аплодисменты для Маши и  Миши. Поклон, снимаем куклу и кладем на театральный лоток (дети снимаю кукол).

- В старые времена Петрушка выступал за ширмой на площадях и ярмарках, в городах и деревнях вместе с друзьями. Волшебство кукольного театра в том, что вы видите только куклу, а кукловода не видно, он за ширмой. А сейчас вы увидите и куклу и кукловода.

Появляется Петрушка.

Петрушка:

- Здрасьте гости заезжие,

Господа приезжие!
Все собрались, никого не ждем.
Давайте разговор начнем.

Я хочу вам задать несколько вопросов! Вы готовы? (Готовы).

Кто главный герой в кукольном театре? (куклы).

Как называется кукла, одетая на руку? (Перчаточная , куклы би-ба-бо)

Почему их так называют? (По тому, что надевается на руку на пальчики как перчатка)

Кто управляет куклой во время спектакля ? (Кукловод)

Молодцы ребята, вы все  хорошо справились заданием.  Вы не только познакомились с историей театральной куклы,  но ваши руки оживили её. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться.  

Доследующей встречи  в музеи театральных наук. Где я вас буду ждать.

А, сейчас закроем глаза и произнесем волшебные слова  (Звучит музыка )

Раз, два, три  повернись и в группе очутись. (Двери открываются )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....