Дидактические игры по трудовому воспитанию
картотека (старшая группа)

Рагимова Татьяна Николаевна

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

 

Игра «Кому это нужно?»

 

Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по трудовому воспитанию

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Игра «Кому это нужно?»

Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.

Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Ход игры:

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель: Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям

Игра«Для человека какой профессии это нужно?»

Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Ход игры:

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.

Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.

Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать

внимание.

Ход игры:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок.

Все идут по кругу и произносят слова:

Мы с тобой трудиться будем,

Порученье не забудем.

Не зевай, выполняй

И за мною повторяй!

Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке. Дети повторяют движение и угадывают его.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ

Игра «Зачем нужно это делать?»

Цель: Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять

знания о трудовых процессах.

Ход игры:

Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

— Зачем нужно растение? (Лейка.)

— Почему нужно кормить? (Птичка.)

— Что нужно мыть? (Тарелка.)

— Что нужно чистить? (Ковер.)

— Что нужно стирать? (Платье.)

— Что нужно гладить? (Рубашка.)

— Что нужно печь? (Пирожки.)

— Что нужно менять? (Постельное белье.)

— Кого нужно купать? (Ребенок.)

Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.

— Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?

— Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?

— Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

— Зачем ухаживать за своим телом?

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ Игра «Выбираем работу»

Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:

Будем дружно подрастать

И работу выбирать.

  • космонавты мы пойдем И ракеты поведем.

(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.)

  • капитаны мы пойдем,

Корабли мы поведем.

(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)

  • вертолетчики пойдем, вертолеты поведем.

(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)

Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.

А мы в летчики пойдем, Самолеты поведем.

Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.

  • комбайнеры мы пойдем
  • комбайны поведем.

Мы в пожарные пойдем

  • пожар тушить начнем.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ В ПРИРОДЕ

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Уточнять знания детей о правилах ухода за растениями и животными, посадки и пересадки растений, деревьев, уборке сада, сборе урожая; воспитание бережного отношения к природе.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений, деревьев, овощей или уборки урожая, осенней листвы, снега, чистки аквариума и т.д, и просит разложить их по порядку выполнения действий, объясняя свой выбор.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана), Будем нос им вытирать (показывает действие с платком), Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).

Воспитатель просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Жила-была куколка Маша.

Все звали её Растеряша.

Вот и сегодня: проснулась,

Сладко она потянулась.

Ножки она одевала –

Носочки свои потеряла.

Платьице Маша надела:

«А фартук куда же я дела?»

Капают слёзы из глаз,

Носик захлюпал тотчас.

Где же платок носовой?

Нет его, ой-ёй-ёй-ёй!

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

  • свой домишко не пропал» Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла, Ищешь, ищешь и найдёшь! Здравствуй, пальчик, Как живёшь? »

Игра «Как труд людей разрушает или

спасает нашу планету»

Цель. Уточнять представления детей об экологической опасности, которой подвергается наша планета. Способствовать экологическому воспитанию детей, закреплять представления о труде людей связанном с экологией страны.

Ход игры

Детям раздают двухсторонние карточки с изображением весёлого и сердитого

смайлика. Педагог задаёт детям вопросы

Если речь идёт о загрязнении планеты – дети показывают сердитый смайлик, если нет – весёлый смайлик и обосновывают свой выбор. Можно разделить детей на команды и устроить мини-соревнование. Побеждает команда, которая дала больше правильных и обоснованных ответов

Вопросы:Что происходит когда…?

  • промышленные предприятия, машины, электростанции выделяют дым и газы в атмосферу.

-        заводы        и        фабрики        сбрасывают        отходы        производства        в        реки        и        моря.

  • Вырубают леса, из-за строительства городов.
  • на заводах и фабриках стоят очистные сооружения.
  • по дорогам сплошным потоком едут машины.
  • пожарные тушат пожары в лесах.
  • возле городов скапливается большое количество мусора на свалках, часто отходы горят.

  • от катастроф на нефтяных танкерах нефть попадает в моря и океаны.
  • учёные изобретают топливо, которое не выделяет вредных газов.
  • почву удобряют химическими удобрениями.
  • жители городов создают парки и заповедники и т.д.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Игра«Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Ход игры:

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

Игра«Продолжи предложение»

Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Ход игры:

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…) Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

Игра«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

Ход игры:

Если бы не было учителей, то …

Если бы не было врачей, то …

Если бы не было дворников, то… и т.д.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

Игра «Угадай профессию».

Цель: Расширять представления детей о профессиях, учить детей правильно называть профессии людей по ассоциациям.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик — кроликовод.

Ведро и швабра—уборщица.

Теленок — телятница.

Билет — кондуктор.

Овца — овцевод.

Касса — кассир.

Олень — оленевод.

Рубанок — столяр.

Виноград — виноградарь.

Краска и кисть —маляр.

Чай — чаевод.

Мастерок — штукатур.

Хлеб — хлебороб.

Кульман — инженер.

Сад — садовод.

Молот и наковальня — кузнец.

Цветы — цветовод.

Огнетушитель — пожарный.

Пчела — пчеловод.

Самолет —летчик

Трактор — тракторист.

Космический корабль —

Машина — шофер.

космонавт.

Экскаватор — экскаваторщик.

Пожарная машина —пожарный.

Комбайн — комбайнер.

Бульдозер — бульдозерист.

Подъемный кран — крановщик.

Гоночная машина —гонщик

Поезд — машинист.

Корабль — капитан.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о

материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши:

  • Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло. Подставляет кукле называемые ею предметы.

  • Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша?

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.). Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5лет

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 летИгра «Накроем стол для кукол».Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами э...

Дидактические игры по трудовому воспитанию для детей средней группы.

Дидактические игрыпо трудовому воспитанию для детей средней группы....

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей

Ручной труд.Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у ра...

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 лет

Эти игры помогут педагогам в увлекательной форме развивать и прививать навыки трудолюбия, учат детей сотрудничеству в коллективе....

Дидактические игры по трудовому воспитанию

Дидактические игры по трудовому воспитанию...

Буклет "Дидактические игры по трудовому воспитанию дошкольников"

данный буклет будет хорошим помощником в трудовом воспитани дошкольников для воспитателей и родителей...

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей

Дидактические игры  по трудовому воспитанию детей во второй группе раннего возраста...