проект "Включение детей с ОВЗ в группу сверстников"
проект

Михасько Олеся Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.      Описание проекта  ……………………………………………………

1.1    Актуальность проекта………………………………………………

1.2    Описание проблемы, на решение которой направлен проект……..

2.      Цель и задачи проекта…………………………………………………….

3.      Что предлагается сделать в ходе проекта………………………………

4.      Команда проекта …………………………………………………………

5.      Ожидаемые результаты проекта…………………………………………

6.      Механизм оценки результатов…………………………………………

7.      Дальнейшее развитие проекта и заключение…………………….…

8.      Риски проекта……………………………………………………………

9.      Бюджет проекта…………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….

Приложение 1……………………………………………………………..

Приложение 2……………………………………………………….….....

Приложение 3……………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Описание проекта

1.1 Актуальность проекта

На сегодняшний день в современном мире все больше внимания уделяется индивидуальности человека, его уникальности и непохожести. Все мы действительно разные, у каждого из нас свои черты, свое видение этого мира, свое представление и способы преобразования собственных возможностей.

В связи с этим в современном Российском образовании возрастает роль самого субъекта деятельности, предоставление ему возможностей в проектировании собственных образовательных траекторий и свободу выбора учебных действий независимо от физических и умственных способностей.

Таким образом, перед нами, педагогами, встала задача предоставить каждому ребенку возможность удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровня образования.

 

1.2 Описание проблемы, на решение которой направлен проект

 

Из всего многообразия проблем, стоящих перед современным образованием, не последнее занимает проблема инклюзивного образования, а именно, недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования.

Зачастую перед нами встает вопрос, как обеспечить естественное включение ребенка с ОВЗ в процесс взаимодействия со сверстниками.

Существуют различные теоретические обоснования, трактующие нам о том, как важно обеспечить безбарьерную среду обучения для детей с особыми потребностями и оказания им поддержки в процессе совместного обучения и общения с другими детьми. Данный проект направлен не только на важность проблемы, но и на ее действенную реализацию.

2. Цель и задачи проекта

 

Цель проекта: Включение детей с ОВЗ в процесс взаимодействия со сверстниками посредством технологии DIR Floortime.

Задачи проекта:

- Рассмотреть теоретические основы технологии DIR Floortime

- Выделить элементы, подходы и стратегии данной технологии, позволяющие осуществить цель проекта.

- Применить данные приемы технологии в процессе игровой деятельности с детьми, испытывающими потребность в поддержке со стороны взрослого.

- Провести промежуточные итоги и разработка рекомендаций для педагогов и родителей в  обеспечении поддержки инициативы детей в становлении игровой деятельности.

 

3. Что предлагается сделать в ходе проекта

 

Целевая группа: Дети дошкольного возраста, посещающие муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 264» по адресу ул. Даурская 16а.

Общее количество детей – В фокус результативности проекта целевой группой обозначены 10 детей с ОВЗ.

 Время проведения проекта планируется на период с …… г. по ……...

 

3.1 Описание отдельных мероприятий:

Деятельность по проекту предполагается по  трем этапам:

1 этап «организационный» (…………), целью которого станет формирование базы данных и целевых групп детей. Этап предполагает также проведение встреч с родителями с целью информирования о проекте и привлечения к сотрудничеству; формирование команды специалистов; проведение серии семинаров для участников проекта. Задача педагогов изучить теоретические аспекты метода DIR Floortime.

2 этап «деятельностный» (…………….),  целью которого станет внедрение стратегий метода Floortime в игровую деятельность детей и педагогов.

Данный этап предполагает использование различных форм работы:

индивидуальные игровые сессии с детьми; подгрупповые игровые сессии с детьми до 5 человек; групповые игры с детьми; посещение и совместное проведение занятий со смежными специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, психолог, логопед, воспитатель).

 

Алгоритм применения стратегий  в рамках технологии метода Floortime педагогами

Игровая сессия Floortime или игровое взаимодействие может длиться от 5 до 15 минут и состоит из следующей последовательности действий:

  1. Наблюдаем за ребенком или детьми и их действиями. Настраиваемся  на одну волну. Возможно повторение действий за детьми.
  2. Продолжаем повторять их действия, подключая комментирование действий одного или нескольких детей, тем самым следуя и настраиваясь на одну волну с детьми и их игрой.
  3. Выделяем и отмечаем моменты проявления инициативы со стороны детей, не нарушая при этом хода игры. Поддерживаем мимику, позы и жесты детей в сторону происходящего. Делаем паузы и мягкие препятствия для проявления еще большей инициативы в сторону развития игры и игрового взаимодействия.
  4. Поддерживаем ребенка в момент соединения простых действий в более сложный сюжет. Демонстрируя или ненавязчиво предлагая (не навязывая) собственную идею развития сюжета или решения возникшего препятствия.
  5. Совместно радуемся полученным достижениям или результату. Закрепляя для себя закрытие игровой сессии процессом саморефлексии.

3 этап «аналитический» (………..),  будет включать разработку сборника практических рекомендаций для педагогов и родителей по включению детей с ОВЗ в группу свертников; анализ и подведение итогов реализации проекта, подготовка отчетов.

 

 

4. Команда проекта

 

5. Ожидаемые результаты проекта

 

В результате реализации проекта нами ожидаются:

- Положительная динамика в показателях развития этапов игровой деятельности.

- Снижение тревожности повышение показателей адаптации детей к дошкольному учреждению.

-  Повышение мотивации у детей к установлению  контакта друг с другом. А также увеличение длинны коммуникативных циклов в процессе взаимодействия детей с ОВЗ.

- Повышение сплоченности педагогического коллектива посредством реализации совместного проекта.

- Улучшение результатов образовательной деятельности.

- Вовлечение всех субъектов образовательного процесса,  в решении проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей.

 

6. Механизм оценки результатов

 

 Результат после осуществления проекта будет оцениваться по следующим показателям:

- Саморегуляция и внимание.  Дети воспринимают окружение и звуки, поддерживают общее внимание на возрастном уровне с полным спектром эмоционального проявления.

-  Контакт и общение. Дети откликаются на инициацию со стороны взрослого или ребенка и остаются эмоционально вовлеченными с  полным спектром эмоционального проявления.

- Преднамеренность и обоюдная коммуникация. Дети используют жесты, слова, выражения лица для передачи своего намерения. Инициируют  и участвуют в двустороннем общении на возрастном уровне с полным спектром эмоционального проявления, (либо с допустимым ограниченным эмоциональным репертуаром).

- Сложная коммуникация. Непрерывный поток эмоционального общения, используемый для совместного решения социальных проблем на уровне цикличности и возвращения к контакту.

 

7.. Дальнейшее развитие проекта и заключение

8.  Риски проекта

9. Бюджет проекта

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Теоретическое обоснование технологии DIR Floortime

 

Программа Floortime лежит в основе терапевтической модели DIR (Developmental — развивающая, Individual differences – учитывающая индивидуальные особенности, Relationship-based – основанная на построении отношений), которая ранее была  рассчитана (на сегодняшний день актуальна для решения множественных задач развития коммуникации)  на детей младшего и школьного возраста, имеющих различные трудности в развитии, включая расстройства аутистического спектра, а также их семей.

Эта программа включает в себя работу над всеми функциональными уровнями развития, которые выделяются в модели DIR. Она учитывает индивидуальные особенности ребенка в обработке информации и направлена на создание такой обучающей среды, в которой ребенок будет продвигаться в своем развитии, отталкиваясь от тех навыков и умений, которыми он уже обладает.

Итак, программа Floortime включает в себя два принципа одного развивающего процесса, о которых необходимо всегда помнить. Первый принцип — это принцип следования за ребенком. Второй заключается в том, чтобы входя в мир ребенка и разделяя его мир, вовлекать его в совместное со взрослым пространство, поднимать его на следующий уровень развития, наделяя новыми знаниями и развивая каждый из его функциональных уровней.

Однако нашей целью является не только следование за ребенком, но и создание условий, при которых ребенок сможет развивать свои функциональные способности. В этом заключается диалектика подхода Floortime – разделить с ребенком его интересы, настроиться на его «волну», но делать это с целью вовлечения его в наш совместный мир, где он сможет развивать и совершенствовать свои способности, проявляя собственную инициативу и самостоятельность.

Floortime — это не просто следование за ребенком и вхождение в его пространство, это вовлечение его в нашу совместную деятельность, пробуждение его желания строить взаимоотношения с окружающими его людьми, его стремления к совместной деятельности, к обучению посредством его окружения.

Следующий важный момент. Для того чтобы действовать в соответствии с принципами Floortime необходимо абсолютно четко понимать индивидуальные особенности обработки информации. Если ребенок, к примеру, характеризуется низким уровнем активности, нам потребуется немало энергии, чтобы создать совместное с ним пространство. Если ребенок гиперчувствителен к звукам и прикосновениями, наше воздействие на ребенка должно быть максимально мягким и осторожным.

То же и с особенностями слухового восприятия и восприятия речи. При этом мы не хотим говорить монотонно, или специально замедлять темп речи, чтобы ребенок успевал ее обрабатывать. Что нужно делать, так это сохраняя нормальный темп речи, использовать более простые фразы и повторять их по нескольку раз. Если мы хотим сказать ребенку: «Открой дверь», не надо говорить это монотонным голосом, но с выразительностью и подходящими к ситуации интонациями, и показывать ребенку жестом, что мы хотим. Говорить энергично и ритмично и простыми фразами.

Многие дети могут иметь хорошую зрительную память, но при этом за деталями они не видят целостной картинки пространства, и не могут найти выход из ситуации посредством визуальных стимулов. Образно выражаясь, такие дети «за деревьями не видят леса». Многие из таких детей имеют трудности в планировании своих движений и выполнении последовательных действий. Таким образом, мы начинаем с доступного для ребенка уровня, постепенно повышая уровень взаимодействия, при этом мы учитываем индивидуальные особенности обработки информации.

Кроме того, мы должны принимать во внимание особенности личности тех, кто общается с ребенком – членов семьи, педагога, терапевта, воспитателя. Каковы наши собственные характеристики и предпочтения? Что дается нам легко, а что с трудом? Каков наш собственный уровень энергии? Если он высок, то мы бы могли эффективно вовлекать в совместную деятельность ребенка со сниженным уровнем активности. Или мы умеем хорошо успокаивать гиперактивного ребенка? Как мы воспринимаем то, что ребенок нас избегает – как личную обиду и отвержение лично нас, и поэтому больше не пытаемся наладить с ним контакт? Или, наоборот, совсем игнорируем его «убегание в себя» и причины, побудившие его на это, и упрямо продолжаем принуждать его к взаимодействию вместо того, чтобы попытаться расположить его к себе? Только ответив на эти вопросы, мы сможем выбрать правильную стратегию построения отношений с ребенком.

Программа Floortime учитывает как собственные интересы ребенка, то, от чего он получает удовольствие, так и те трудности, с которыми ребенок сталкивается. Ребенок никогда не делает ничего бесцельно, а мы никогда не делаем с ним ничего бесцельно. Взаимодействуя, взрослый учитывает индивидуальные особенности ребенка, а также особенности своей личности.

Как положить начало взаимодействию с ребенком? Ключом к этому будет использование инициативы ребенка. Мы не хотим делать только что-то С РЕБЕНКОМ или ДЛЯ РЕБЕНКА. Мы хотим, чтобы и РЕБЕНОК сделал что-то ДЛЯ НАС. В этом и состоит вызов.

Как только первые шаги в направлении построения двустороннего взаимодействия и общения с ребенком сделаны, начинается самое трудное и для родителей, и для профессиональных терапевтов и педагогов. И эта трудность заключается в том, чтобы превратить эти первые шаги в постоянно идущий процесс, чтобы сделать так, чтобы его течение не прерывалось. Ребенок может единожды ответить на посыл от взрослого, или сам инициировать коммуникацию в том случае, когда в этом возникла необходимость, и тогда он использует улыбку, кивок головой, жест руками или позу тела, и, возможно даже, слова. Однако, самое трудное для детей с проблемами в развитии, включая аутичных детей — это постоянно поддерживать процесс двусторонней коммуникации.

Диалектика программы Floortime состоит в том, что с одной стороны ребенок является ведущим звеном в любой обучающей деятельности, и все занятия выстроены под его особенности, потребности и желания, а с другой стороны, взрослый (родитель, педагог, терапевт) встраивает мир ребенка в свой, взрослый мир, тем самым поднимая его на более высокий уровень развития. При планировании занятий учитываются все аспекты – особенности функционирования всех сенсорных систем ребенка (зрение, слух, т.д.), а также их взаимодействие, способность ребенка к адекватной модуляции входящего сенсорного сигнала, особенности функционирования нервной системы ребенка, особенности взаимоотношений с ребенком в семье и  на занятиях с терапевтом.

Floortime — это не только  набор техник, используемых несколько раз в день по 20 или более минут дома с мамой, папой или другим взрослым, помогающим с ребенком. Это своего рода философия общения, которая должна лежать в основе всех взаимодействий с ребенком в любой среде – в школе, в машине, в магазине. Независимо от того, в каком контексте происходит ваше общение с ребенком, необходимо чтобы каждый из вас стремился к общению с другим.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.        Описание проекта  ……………………………………………………

1.1        Актуальность проекта………………………………………………

1.2        Описание проблемы, на решение которой направлен проект……..

2.        Цель и задачи проекта…………………………………………………….

3.        Что предлагается сделать в ходе проекта………………………………

4.        Команда проекта …………………………………………………………

5.        Ожидаемые результаты проекта…………………………………………

6.        Механизм оценки результатов…………………………………………

7.        Дальнейшее развитие проекта и заключение…………………….…

8.        Риски проекта……………………………………………………………

9.        Бюджет проекта…………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….

Приложение 1……………………………………………………………..

Приложение 2……………………………………………………….….....

Приложение 3……………………………………………………………..

1. Описание проекта

1.1 Актуальность проекта

На сегодняшний день в современном мире все больше внимания уделяется индивидуальности человека, его уникальности и непохожести. Все мы действительно разные, у каждого из нас свои черты, свое видение этого мира, свое представление и способы преобразования собственных возможностей.

В связи с этим в современном Российском образовании возрастает роль самого субъекта деятельности, предоставление ему возможностей в проектировании собственных образовательных траекторий и свободу выбора учебных действий независимо от физических и умственных способностей.

Таким образом, перед нами, педагогами, встала задача предоставить каждому ребенку возможность удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровня образования.

1.2 Описание проблемы, на решение которой направлен проект

Из всего многообразия проблем, стоящих перед современным образованием, не последнее занимает проблема инклюзивного образования, а именно, недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования.

Зачастую перед нами встает вопрос, как обеспечить естественное включение ребенка с ОВЗ в процесс взаимодействия со сверстниками.

Существуют различные теоретические обоснования, трактующие нам о том, как важно обеспечить безбарьерную среду обучения для детей с особыми потребностями и оказания им поддержки в процессе совместного обучения и общения с другими детьми. Данный проект направлен не только на важность проблемы, но и на ее действенную реализацию.

2. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Включение детей с ОВЗ в процесс взаимодействия со сверстниками посредством технологии DIR Floortime.

Задачи проекта:

- Рассмотреть теоретические основы технологии DIR Floortime

- Выделить элементы, подходы и стратегии данной технологии, позволяющие осуществить цель проекта.

- Применить данные приемы технологии в процессе игровой деятельности с детьми, испытывающими потребность в поддержке со стороны взрослого.

- Провести промежуточные итоги и разработка рекомендаций для педагогов и родителей в  обеспечении поддержки инициативы детей в становлении игровой деятельности.

3. Что предлагается сделать в ходе проекта

Целевая группа: Дети дошкольного возраста, посещающие муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 264» по адресу ул. Даурская 16а.

Общее количество детей – В фокус результативности проекта целевой группой обозначены 10 детей с ОВЗ.

 Время проведения проекта планируется на период с …… г. по ……...

3.1 Описание отдельных мероприятий:

Деятельность по проекту предполагается по  трем этапам:

1 этап «организационный» (…………), целью которого станет формирование базы данных и целевых групп детей. Этап предполагает также проведение встреч с родителями с целью информирования о проекте и привлечения к сотрудничеству; формирование команды специалистов; проведение серии семинаров для участников проекта. Задача педагогов изучить теоретические аспекты метода DIR Floortime.

2 этап «деятельностный» (…………….),  целью которого станет внедрение стратегий метода Floortime в игровую деятельность детей и педагогов.

Данный этап предполагает использование различных форм работы:

индивидуальные игровые сессии с детьми; подгрупповые игровые сессии с детьми до 5 человек; групповые игры с детьми; посещение и совместное проведение занятий со смежными специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, психолог, логопед, воспитатель).

Алгоритм применения стратегий  в рамках технологии метода Floortime педагогами

Игровая сессия Floortime или игровое взаимодействие может длиться от 5 до 15 минут и состоит из следующей последовательности действий:

  1. Наблюдаем за ребенком или детьми и их действиями. Настраиваемся  на одну волну. Возможно повторение действий за детьми.
  2. Продолжаем повторять их действия, подключая комментирование действий одного или нескольких детей, тем самым следуя и настраиваясь на одну волну с детьми и их игрой.
  3. Выделяем и отмечаем моменты проявления инициативы со стороны детей, не нарушая при этом хода игры. Поддерживаем мимику, позы и жесты детей в сторону происходящего. Делаем паузы и мягкие препятствия для проявления еще большей инициативы в сторону развития игры и игрового взаимодействия.
  4. Поддерживаем ребенка в момент соединения простых действий в более сложный сюжет. Демонстрируя или ненавязчиво предлагая (не навязывая) собственную идею развития сюжета или решения возникшего препятствия.
  5. Совместно радуемся полученным достижениям или результату. Закрепляя для себя закрытие игровой сессии процессом саморефлексии.

3 этап «аналитический» (………..),  будет включать разработку сборника практических рекомендаций для педагогов и родителей по включению детей с ОВЗ в группу свертников; анализ и подведение итогов реализации проекта, подготовка отчетов.

4. Команда проекта

5. Ожидаемые результаты проекта

В результате реализации проекта нами ожидаются:

- Положительная динамика в показателях развития этапов игровой деятельности.

- Снижение тревожности повышение показателей адаптации детей к дошкольному учреждению.

-  Повышение мотивации у детей к установлению  контакта друг с другом. А также увеличение длинны коммуникативных циклов в процессе взаимодействия детей с ОВЗ.

- Повышение сплоченности педагогического коллектива посредством реализации совместного проекта.

- Улучшение результатов образовательной деятельности.

- Вовлечение всех субъектов образовательного процесса,  в решении проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей.

 

6. Механизм оценки результатов

 Результат после осуществления проекта будет оцениваться по следующим показателям:

- Саморегуляция и внимание.  Дети воспринимают окружение и звуки, поддерживают общее внимание на возрастном уровне с полным спектром эмоционального проявления.

-  Контакт и общение. Дети откликаются на инициацию со стороны взрослого или ребенка и остаются эмоционально вовлеченными с  полным спектром эмоционального проявления.

- Преднамеренность и обоюдная коммуникация. Дети используют жесты, слова, выражения лица для передачи своего намерения. Инициируют  и участвуют в двустороннем общении на возрастном уровне с полным спектром эмоционального проявления, (либо с допустимым ограниченным эмоциональным репертуаром).

- Сложная коммуникация. Непрерывный поток эмоционального общения, используемый для совместного решения социальных проблем на уровне цикличности и возвращения к контакту.

7.. Дальнейшее развитие проекта и заключение

8.  Риски проекта

9. Бюджет проекта

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Приложение 1

Теоретическое обоснование технологии DIR Floortime

Программа Floortime лежит в основе терапевтической модели DIR (Developmental — развивающая, Individual differences – учитывающая индивидуальные особенности, Relationship-based – основанная на построении отношений), которая ранее была  рассчитана (на сегодняшний день актуальна для решения множественных задач развития коммуникации)  на детей младшего и школьного возраста, имеющих различные трудности в развитии, включая расстройства аутистического спектра, а также их семей.

Эта программа включает в себя работу над всеми функциональными уровнями развития, которые выделяются в модели DIR. Она учитывает индивидуальные особенности ребенка в обработке информации и направлена на создание такой обучающей среды, в которой ребенок будет продвигаться в своем развитии, отталкиваясь от тех навыков и умений, которыми он уже обладает.

Итак, программа Floortime включает в себя два принципа одного развивающего процесса, о которых необходимо всегда помнить. Первый принцип — это принцип следования за ребенком. Второй заключается в том, чтобы входя в мир ребенка и разделяя его мир, вовлекать его в совместное со взрослым пространство, поднимать его на следующий уровень развития, наделяя новыми знаниями и развивая каждый из его функциональных уровней.

Однако нашей целью является не только следование за ребенком, но и создание условий, при которых ребенок сможет развивать свои функциональные способности. В этом заключается диалектика подхода Floortime – разделить с ребенком его интересы, настроиться на его «волну», но делать это с целью вовлечения его в наш совместный мир, где он сможет развивать и совершенствовать свои способности, проявляя собственную инициативу и самостоятельность.

Floortime — это не просто следование за ребенком и вхождение в его пространство, это вовлечение его в нашу совместную деятельность, пробуждение его желания строить взаимоотношения с окружающими его людьми, его стремления к совместной деятельности, к обучению посредством его окружения.

Следующий важный момент. Для того чтобы действовать в соответствии с принципами Floortime необходимо абсолютно четко понимать индивидуальные особенности обработки информации. Если ребенок, к примеру, характеризуется низким уровнем активности, нам потребуется немало энергии, чтобы создать совместное с ним пространство. Если ребенок гиперчувствителен к звукам и прикосновениями, наше воздействие на ребенка должно быть максимально мягким и осторожным.

То же и с особенностями слухового восприятия и восприятия речи. При этом мы не хотим говорить монотонно, или специально замедлять темп речи, чтобы ребенок успевал ее обрабатывать. Что нужно делать, так это сохраняя нормальный темп речи, использовать более простые фразы и повторять их по нескольку раз. Если мы хотим сказать ребенку: «Открой дверь», не надо говорить это монотонным голосом, но с выразительностью и подходящими к ситуации интонациями, и показывать ребенку жестом, что мы хотим. Говорить энергично и ритмично и простыми фразами.

Многие дети могут иметь хорошую зрительную память, но при этом за деталями они не видят целостной картинки пространства, и не могут найти выход из ситуации посредством визуальных стимулов. Образно выражаясь, такие дети «за деревьями не видят леса». Многие из таких детей имеют трудности в планировании своих движений и выполнении последовательных действий. Таким образом, мы начинаем с доступного для ребенка уровня, постепенно повышая уровень взаимодействия, при этом мы учитываем индивидуальные особенности обработки информации.

Кроме того, мы должны принимать во внимание особенности личности тех, кто общается с ребенком – членов семьи, педагога, терапевта, воспитателя. Каковы наши собственные характеристики и предпочтения? Что дается нам легко, а что с трудом? Каков наш собственный уровень энергии? Если он высок, то мы бы могли эффективно вовлекать в совместную деятельность ребенка со сниженным уровнем активности. Или мы умеем хорошо успокаивать гиперактивного ребенка? Как мы воспринимаем то, что ребенок нас избегает – как личную обиду и отвержение лично нас, и поэтому больше не пытаемся наладить с ним контакт? Или, наоборот, совсем игнорируем его «убегание в себя» и причины, побудившие его на это, и упрямо продолжаем принуждать его к взаимодействию вместо того, чтобы попытаться расположить его к себе? Только ответив на эти вопросы, мы сможем выбрать правильную стратегию построения отношений с ребенком.

Программа Floortime учитывает как собственные интересы ребенка, то, от чего он получает удовольствие, так и те трудности, с которыми ребенок сталкивается. Ребенок никогда не делает ничего бесцельно, а мы никогда не делаем с ним ничего бесцельно. Взаимодействуя, взрослый учитывает индивидуальные особенности ребенка, а также особенности своей личности.

Как положить начало взаимодействию с ребенком? Ключом к этому будет использование инициативы ребенка. Мы не хотим делать только что-то С РЕБЕНКОМ или ДЛЯ РЕБЕНКА. Мы хотим, чтобы и РЕБЕНОК сделал что-то ДЛЯ НАС. В этом и состоит вызов. 

Как только первые шаги в направлении построения двустороннего взаимодействия и общения с ребенком сделаны, начинается самое трудное и для родителей, и для профессиональных терапевтов и педагогов. И эта трудность заключается в том, чтобы превратить эти первые шаги в постоянно идущий процесс, чтобы сделать так, чтобы его течение не прерывалось. Ребенок может единожды ответить на посыл от взрослого, или сам инициировать коммуникацию в том случае, когда в этом возникла необходимость, и тогда он использует улыбку, кивок головой, жест руками или позу тела, и, возможно даже, слова. Однако, самое трудное для детей с проблемами в развитии, включая аутичных детей — это постоянно поддерживать процесс двусторонней коммуникации.

Диалектика программы Floortime состоит в том, что с одной стороны ребенок является ведущим звеном в любой обучающей деятельности, и все занятия выстроены под его особенности, потребности и желания, а с другой стороны, взрослый (родитель, педагог, терапевт) встраивает мир ребенка в свой, взрослый мир, тем самым поднимая его на более высокий уровень развития. При планировании занятий учитываются все аспекты – особенности функционирования всех сенсорных систем ребенка (зрение, слух, т.д.), а также их взаимодействие, способность ребенка к адекватной модуляции входящего сенсорного сигнала, особенности функционирования нервной системы ребенка, особенности взаимоотношений с ребенком в семье и  на занятиях с терапевтом.

Floortime — это не только  набор техник, используемых несколько раз в день по 20 или более минут дома с мамой, папой или другим взрослым, помогающим с ребенком. Это своего рода философия общения, которая должна лежать в основе всех взаимодействий с ребенком в любой среде – в школе, в машине, в магазине. Независимо от того, в каком контексте происходит ваше общение с ребенком, необходимо чтобы каждый из вас стремился к общению с другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников

В развитии личности дошкольника большое значение имеют те отношения, которые складываются и формируются у него с окружающими людьми, со сверстниками. Среди многообразных видов отношений в психологии о...

Мәктәпкә хәзерлек төркеме балалары өчен “Сугыш кайтавазы” темасына проект / Проект для детей подготовительной к школе группы на тему "Эхо войны"

     Соңгы елларда патриотик тәрбиягә игътибар кими төште. Нәрсә соң ул патриотик  тәрбия?  “Патриот”  -- ул туып үскән җирен, Ватанын яратучы, хөрмәт итүче, аның ...

Мәктәпкә хәзерлек төркемендә “Бүлмә гөлләре” дигән темага проект / Проект для детей подготовительной к школе группы на тему "Комнатные цветы"

Актуальлелек. Традиция буенча көзен бүлмә гөлләрен күчереп утыртабыз, бу эшкә балалар да тартылалар һәм актив катнашалар. Эш барышында балаларда  күп төрле сораулар да туа: “Ни өчен бу гөлнең яфр...

Проект для детей старшей и подготовительной группы Тема проекта: «Моя семья - моя родословная»

Проект предназначена для воспитанников старшей и подготовительной группы...

Презентация "Инклюзивное образование как условие эффективного включения детей с ОВЗ в среду сверстников"

Данный материал содержит информацию о терминологии, принципах инклюзивного образования и его преимуществах....

Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»

В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...

Педагогические приемы адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников с нормой

В данном материале предложены методические приемы  социальной адаптации детей с ОВЗ в группе детей с нормой....