"Путешествие в страну Экономика"
план-конспект занятия (старшая группа)

Круглицкая Лилия Анатольевна

Цель: создать положительную мотивацию к изучению основ экономического воспитания через знакомство со  сказкой и её героями.

Программные задачи:

1.      Образовательные :

- познакомить детей с экономическими понятиями – потребность; потребность: « Хочу» и « Надо».

-  закрепить представления детей об экономических понятиях :  деньги, семейный бюджет: доход и расход.

      2. Развивающие :

-  развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления,

-  выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас,

-закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в творческой и игровой ситуации,

- развивать познавательный интерес, мышление,  память, внимание и воображение. 

3.Воспитательные:

-  воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности

- формировать положительные взаимоотношения детей.

 В ходе занятия реализуются задачи   по следующим образовательным областям:

Образовательная область « Коммуникация» Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, обогащать словарный запас детей.

Образовательная область « Познание» Познакомить детей с экономическими понятиями ( деньги, семейный бюджет, доход-расход, потребности).

Образовательная область « Социализация» Побуждать детей  включаться  в совместную со взрослыми игровую ситуацию.

Образовательная область « Чтение художественной литературы» Вспомнить знакомые сказки К.И. Чуковского « Муха – Цокотуха» ,

« Телефон», Ш. Перро « Красная шапочка».

Образовательная область « Физическая культура» Развивать двигательную активность детей, воспитывать физические качества – координацию, гибкость.

Методы и приемы: сюрпризный момент, обыгрывание отрывков из сказок,  релаксация,  СМС – сообщение, решение логических задач, создание проблемных ситуаций, физкультминутка, вопросы – ответы детей,  дидактическая игра, рассказы,  складывание картинок.

 Материал и оборудование. Карточки с изображением  разных предметов ,  разрезные картинки . образцы бумажных и металлических денег . Костюмы:

Мухи – Цокотухи, Красной шапочки. Конверты с заданиями. Аудиозапись  песни из сказки « Красная шапочка», стрелки –указатели.

Связь с другими занятиями и видами деятельности: чтение сказок   К. И. Чуковского « Телефон», « Муха- Цокотуха», Ш. Перро

 « Красная шапочка» , проведение бесед о деньгах, семейном бюджете, потребностях.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! А вы знаете, что на свете есть сказочная страна,  которая называется – Экономика? Там живут герои сказок, которые вам всем очень хорошо знакомы. Предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. 

Закройте глаза считаем до пяти, на счёт пять открываем глаза  

Перед вами волшебница!  Повторяйте за мной:

Вокруг себя повернись и в сказке очутись.

(Дети повторяют слова)

 Воспитатель: Вот мы и оказались с  вами  в сказочной стране - Экономика. 

  Дорогу  к жителям страны  нам укажут стрелки – подсказки.

Посмотрите и скажите , какого цвета стрелки?

 ( Ответы детей)

Воспитатель: Давайте, попробуем начать наше путешествие с жёлтой стрелки.  Посмотрите,  кто  нарисован?

Дети: Муха!

Воспитатель: Дети, мы с вами недавно читали  эту сказку, где главным сказочным героем была муха.Скажите, пожалуйста, как называется эта сказка?

Дети: Муха – Цокотуха

Воспитатель: Давайте вместе вспомним , как она  начиналась. Кто помнит эту сказку?

(Ответы детей)

Воспитатель: На что Муха – Цокотуха купила самовар? ( ответы детей)

 Воспитатель: Ребята, деньги бывают разными - у каждой есть своё название.

  Кто знает как называются деньги, которыми мы пользуемся?

 ( Ответы детей )

Воспитатель: А какие бывают деньги?

 ( Ответы детей)

Воспитатель:  Скажите,  пожалуйста , а для чего нам нужны деньги?

Дети:  Чтобы что-то купить , заплатить  за что-то.

Воспитатель: А что можно купить за деньги?

 ( Ответы детей)

Воспитатель :  Вот  сколько  всего можно купить за деньги!

Совершенно верно, деньги  нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

А вот и Муха – Цокотуха!           

Муха – Цокотуха: Здравствуйте ребята! Я Муха – Цокотуха живу в этой сказочной стране. Мне однажды повезло - я нашла монетку, и смотрите, как много я на неё купила.  ( Показывает)

Я  рада , что вы пришли ко мне в гости. Давайте поиграем  с вами в игру:

« Что можно купить за деньги?»

Если этот предмет можно купить за деньги , то хлопните в ладоши, если  нет то не хлопайте.

( Показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко, …).

Муха - Цокотуха:  Молодцы ребята справились с заданием!

Воспитатель : Спасибо тебе Муха – Цокотуха!

Ребята, как вы думаете с каким жителем сказочной страны познакомила нас Муха – Цокотуха?

(Ответы детей)

Воспитатель: Нам пора в путь дорогу к следующему сказочному герою. Продолжим наше путешествие по красной  стрелке.  Здесь, что-то написано, давайте прочитаем!

Бабушка девочку очень любила

Шапочку Красную ей подарила

Девочка имя своё позабыла

А, ну-ка ребята вспомним его?

 У какого сказочного героя мы оказались в гостях?

 (Ответы детей)

 Воспитатель: Вы помните, что случилось с Красной шапочкой?

 ( Ответы детей)

Воспитатель: А как же сказка закончилась?

( Ответы детей)

Воспитатель:  А вот и Красная шапочка.

Красная шапочка: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас! Присядьте,  а  я,   вам  расскажу продолжение своей сказки :

- После того как охотники спасли бабушку и меня от волка, бабушка стала жить вместе с нами  мы теперь  живём  втроём: мама,  я  и бабушка и всё у нас хорошо.  Мама  работает в школе  учительницей и получает за свой труд  зарплату.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете,  за что платят зарплату?

 ( Ответы детей)

Воспитатель: Люди трудятся на работе и за это им платят зарплату.

 Зарплата – это деньги, которые платят за труд.

 Красная шапочка : Я учусь шить одежду и за хорошую учёбу получаю  стипендию.

Воспитатель: За что  Красной шапочке платят стипендию?

 ( Ответы детей)

Воспитатель: Стипендия – это тоже деньги и платят её только за хорошую учёбу.

Красная шапочка: Бабушка уже не работает, но зато, что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает  пенсию.

Воспитатель: Что получает бабушка?

 ( Ответы детей)

Воспитатель: Пенсия – это тоже деньги,  которые платят людям проработавшим много лет.

Красная шапочка: Из маминой зарплаты, моей стипендии и бабушкиной пенсии  складывается наш  семейный бюджет.

 Воспитатель : Все деньги которые попадают в семейный бюджет называются доходом семьи. Скажите пожалуйста,  что является доходом семьи Красной шапочки?

 (Ответы детей)

Воспитатель:  Но в каждой семье есть и расходы. Как вы думаете, какие бывают расходы?

( Ответы детей)

Воспитатель:  На что  тратят деньги ваши родители в первую очередь?

( Ответы детей)

Воспитатель: Какие это расходы?

( Ответы детей)

Воспитатель : А на что ещё можно расходовать деньги?

 ( Ответы детей)

Воспитатель: Это какие расходы?

( Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас  я вам предлагаю поиграть в игру:

« Доход - расход»

- Я начну читать сейчас.

Я начну, а вы кончайте

Хором мне не  отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Продала  бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

 Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

Воспитатель: Из чего состоит семейный бюджет?

( Ответы детей)

 Красная шапочка:   Я вас приглашаю на весёлую разминку. ( Под песню  «Красная шапочка»)

Звучит музыка смс сообщения.

Воспитатель: Ребята нам пришло смс сообщение , давайте посмотрим от кого?

 Нам пишут герои сказки К. Чуковского « Телефон» послушайте , что они  пишут:

- Дорогие ребята! Просим вас нам помочь, злой Бармалей всё перепутал в нашей сказке, помогите вернуть всё на прежние места.

Послушайте , что он натворил:

 У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон…

- Что вам надо?

-  Книжек

А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

- Мой, милый, хороший,

Пришли мне перчатки

 И мне и жене и Тотоше.

А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать  шоколадки

 А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, галоши

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что же просили герои сказки К.И. Чуковского? Ответы выложите на магнитной доске.

 ( на магнитной доске вывешивают попарно картинки.) 

Что попросил слон? - шоколад  (выкладываются картинки)

- крокодил - галоши

- зайчатки – перчатки

- мартышки – книжки.

Воспитатель:  Молодцы, вы правильно выложили все карточки. А сейчас я буду писать сообщение, а вы мне подсказывайте.

(Дети вместе с воспитателем вспоминают сказку)

 Воспитатель: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».

(Дети повторяют слово)

 Воспитатель: Потребности  — это всё то,  в чем все  нуждаются. Потребности – это тоже жители сказочной страны – экономики.

А вы  знаете , что есть потребности без которых нельзя прожить , их называют потребностями « Надо» т.е то что нужно каждому человеку,

  Как вы думаете , какие это потребности – назовите?

 ( Ответы детей)

Воспитатель: Есть потребности , без которых можно обойтись -  их  называют потребностями « Хочу» .

Как вы думаете, какие это потребности?

( Ответы детей)

 Воспитатель: Герои сказки « Телефон» прислали вам картинки , но злой разбойник  Бармалей и здесь приложил руку, взял и разрезал картинки. Я предлагаю  вам пройти к столам и сложить картинки, которые разрезал Бармалей и  сказать  какой  там предмет,  какая  эта потребность.

Воспитатель: Молодцы ребята ! С каким жителем сказочной страны  «Экономика» нас познакомили  герои сказки   « Телефон»

  Какие бывают потребности ?

( Ответы детей)

  Воспитатель: Ребята , прежде чем вернуться в  детский сад скажите, у героев  каких сказок мы побывали в гостях?  С какими жителями сказочный страны Экономика , мы у них познакомились?  

(Ответы детей)

Воспитатель: Наше путешествие по сказочной стране экономика заканчивается. И  нам пора возвращаться в детский сад.

 Герои сказок вам на память о путешествии по сказочной стране Экономика ,  передали подарок – это необычные монетки , а монетки сладкоежки, которые  тоже продаются в магазине.

Ну а, чтобы вернуться в детский сад закрываем глаза и повторяем за мной:

Вокруг себя повернись и в  детском саду очутись

Воспитатель:  Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие?

В: - Молодцы ребята! Вы много знаете, умеете! Спасибо вам!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну-Экономика!"

   Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со  сказкой и её героями. Программные задачи: 1.      Образов...

Примерный конспект интегрированного занятия: "Путешествие в страну Экономика" Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Задачи: Учить детей  действовать согласно предложенной ситуации общения, делать обобщения  и выводы, решая экономические задачи; понимать значение  экономических пословиц, поговорок; да...

Путешествие в страну экономика

Программное содержание Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.Раскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (о...

Полезное путешествие по стране Экономика

Сформировать экономическое мышление через сюжетно-ролевую игру «Магазин-Супермаркет»; добиваться правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости, воспитывать начала разумного пове...

Путешествие в страну Экономика

Формирование зачатков экономического мышления детей старшего дошкольного возраста через игровые методы для воспитания социально - адаптированной личности....

Проект "Путешествие в страну Экономика"

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней....

Конспект занятия " Путешествие в страну Экономика!"

Конспект занятия " Путешествие в страну Экономика!"...