ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рабочая программа (старшая группа)

Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pravovomu_vospitaniyu.docx86.62 КБ

Предварительный просмотр:

Служба сопровождения социально-психолого-педагогической деятельности образовательных учреждений

Согласовано на методическом  совете социальных педагогов дошкольных учреждений города Смоленска

Протокол  от  17.05.2018 № 2

_____________Н.Е. Александрова

Утверждаю

Заведующий МБДОУ ДС № 64

«Солнечный зайчик»

_______А.С. Горовая

ПРОГРАММА

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  ЗАНЯТИЙ

 ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Смоленск


Актуальность. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.

В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к правовому воспитания, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе. Становление Российской Федерации как правового, демократического государства возможно только в случае повышения уровня правовой культуры населения, формирования в общественном сознании идеалов законности, отношения к праву как к универсальной ценности общества. Очевидно, что добиться этих целей невозможно без продуманных и эффективных механизмов воспитания.

Правовая культура включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных, жизненных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нравственно-правовые нормы.

Дошкольники только начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры. Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.

Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях.

Прежде чем познакомить ребенка с правами, его надо подвести к осознанию себя как личности, полноценного члена общества, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства.

Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий самого себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо создать атмосферу признания индивидуальности ребенка, уважения его личности, а самому ребенку предоставить возможность реализовывать свои человеческие права.  Он должен владеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, иметь возможность высказывать собственное мнение, проявлять уважительное отношение к мнению других, уметь оказывать помощь и принимать ее. Без этого не могут развиваться такие необходимые каждому человеку гражданские качества, как активность, самостоятельность, решительность, ответственность.

Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других.

Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

Детям доступны такие четыре группы прав:

1.         Права на достойное существование, выживание, право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

2.         Права на развитие, образование, отдых и досуг.

3.         Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

4.         Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.

Воспитание гражданина, активно участвующего в жизни общества, предполагает знакомство с правом на образование, приобретение профессии по своему выбору, правом на труд.

Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребенка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение), защищать слабых (право на особую защиту), справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.

Сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. В процессе ознакомления с правами дети узнают об ответственности за свое здоровье, необходимости его беречь и укреплять, осваивать способы оздоровления и безопасного поведения.

Необходимо также помнить, что формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования.

Цель: 

познакомить дошкольников с их основными правами, которые предусматриваются Конвенцией ООН «О правах ребёнка», формировать у детей  представления о мире, обществе, государстве, о социальных взаимоотношениях между людьми; способствовать воспитанию правовой культуры дошкольников, осознанию себя как личности, развитию интереса к изучению правовых вопросов, повышению гражданской активности.

Задачи:

 - помочь ребенку понять и осмыслить свои элементарные права;

- формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;

- развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей;

  - подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка, научить оценивать и ценить себя; дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть;

 -  формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям;

 - воспитывать доброту, внимательность к людям, развивать речь, мышление, фантазию.  

Принципы построения программы:
1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей
2. Систематичность и последовательность в проведении работы
3. Личностно-ориентированный подход к детям

Адресат:

Программа рассчитана на дошкольников 5-7 лет.

Программа состоит из 8 вариативных  занятий по 20-30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Занятие № 1

Тема: «Что такое права человека»

Программное содержание:

 Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

Оборудование и материалы:

 картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на имя, на медицинское обслуживание, на жилье, на отдых, на образование, макет книги «Конвенция о правах ребенка», старые вещи для игры «Для чего этот предмет».

Ход занятия

Социальный педагог: Ребята, в помещении нашей группы в разных местах спрятано что-то очень ценное, нарисованное на альбомных листах. Давайте займемся поискам.

Заранее, перед приходом детей, необходимо спрятать картинки. Нашедшего картинку, воспитатель просит объяснить, что на ней нарисовано. (Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все картинки.) По окончании игры картинки выставляются на стенде.

Социальный педагог: На этих картинках нарисовано самое важное, что необходимо ребенку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребенка. Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.

Игра «Для чего этот предмет»

Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т.д.). Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.

Социальный педагог: дети, в этой игре вы все использовали свое воображении, фантазию. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно так же мы все, с момента рождения, обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

Но, к сожалению, в разных странах люди живут по-разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребенок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребенка».

Социальный педагог демонстрирует детям красиво оформленный макет «Конвенции о правах ребенка». «Конвенция» - эта международный договор по специальному вопросу. Конвенция о правах ребенка - эта международный договор о защите прав всех детей. Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!

Социальный педагог: Ребята, а что значит, не нарушать права другого человека? Что для этого нужно делать? (Ответы детей.)

Воспитатель вместе с детьми делает вывод: права необходимы ребенку для счастливой жизни, они записаны в Конвенции о правах ребенка, никто не должен их нарушать.

Занятие № 1 (2)

Тема: «Знакомство с документом – декларация прав человека»

Программное содержание: 

 познакомить детей с основными документами, защищающими права человека и их содержанием. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других. Воспитывать уважение к другим людям.

Материал: 

Документы “Декларация прав человека”, “Конвенция о правах ребенка”; карта России, глобус, иллюстрации с изображением людей разной расы, разных национальностей, люди на отдыхе, дети учатся в школе, лечатся у врача. “Цветик – семицветик” для игры. Иллюстрации к сказкам “Волк и семеро козлят”, “Теремок”.

Ход занятия:

Педагог вносит глобус.

Ребята, вы знаете, что это такое? (Ответы детей)

Это уменьшенная копия нашей планеты Земля, на которой мы живем.

Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились главные вопросы: «Что могут люди делать, и что не могут?», «Что они обязаны делать и что не обязаны?», «На что имеют права и на что не имеют?»  Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, но эту книгу взрослые написали для себя. И сегодня мы поговорим о ваших правах.

Педагог собирает всех детей около глобуса (карты) России.

– Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Кто населяет нашу планету? Как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне). Наше государство очень большое, посмотрите на карту, и богатое, а богато оно своими людьми. Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами. Какие правила вы знаете? (Правила поведения за столом, в транспорте, правила дорожного движения). Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны уметь оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила-законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того чтоб человеку жилось лучше. В них говорится о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги – сборники документов. Слово “документ”, означает доказательство, то, что помогает доказать: человек поступает правильно или нет, по закону или нет. Давайте повторим, как называется книга – сборник? (Документ).

Чтобы жить в мире и согласии, люди создали  особую книгу – документ -

“Декларация прав человека” (показывает книгу)

– Первый документ, о котором я вам расскажу, - “Декларация прав человека”. Слово “декларация” означает заявление. Давайте повторим, как называется документ? (Декларация). Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны.

В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование;

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии.

А, заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка»

Дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны и наша Россия подписали Конвенцию о правах ребенка. Давайте повторим, как называется документ? (Конвенция).

Педагог  показывает “Конвенцию о правах ребенка”.

Конвенция – договор, то есть несколько стран договорились защищать права детей и решили:

– каждый ребенок имеет право на имя и гражданство,

– дети имеют право жить с родителями,

– имеют права на здоровье,

– право на обучение,

– право на отдых,

– право не подвергать жестокому и небрежному обращению и другие права.

Педагог  предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены права. Дети рассматривают картинки, а воспитатель дает по ним пояснения.

– Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется “Цветик – семицветик”. На каждом лепестке нарисованы “знаки – символы”, нужно собрать цветок и рассказать о выбранном знаке.

Дети играют в игру. Игра может повторяться в зависимости от количества детей.

– А теперь давайте поиграем в игру “Кто нарушил права”. Вспомним сказку “Волк и семеро козлят”, посмотрите на иллюстрации и скажите, кто, и какое право здесь нарушил.

Дети рассматривают иллюстрации и называют нарушенные права. Также проводится игра по сказке “Теремок”.

– Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и что нового узнали.

Дети называют интересные моменты занятия и названия правовых документов.

Занятие № 2

Тема: «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Программное содержание:

Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию.

Материал:

листы бумаги и карандаши

Ход занятия:

Социальный педагог: Дорогие ребята!

Представьте, что в семье произошло радостное событие. На свет появился малыш! Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребенку имя. Папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец на семейном совете мальчика решили назвать Сергеем.

Имена имеют в переводе с других языков определенное значение. Например:

Александр - мужественный защитник; Анатолий - восточный, восходящий; Андрей - храбрый; Анна - благодать; Артемий - здоровый; Борис - борец за славу; Валентин - сильный; Вениамин - любимый сын; Вера - вера, верование;

Виктор - победитель; Виталий - жизненный; Владимир - владеющий миром;  Галина - спокойная, безмятежная; Геннадий - благородный; Григорий - бодрый;

Екатерина - чистая; Елена - светлая, сияющая; Ирина - мир, несущая мир; Константин - постоянный, твердый; Лариса - приятная; Марина - морская;

Николай – победитель; Сергей – высокий, высокочтимый; Софья – премудрая;

Татьяна – устроительница; Юлия – пушистая, волнистая; Юрий – земледелец.

Вопросы:

  1. Какое ваше имя? Знаете ли вы, что оно означает?

2.Как зовут ваших родных: дедушек, бабушек, маму и папу, сестер и братьев?

  1. Какие имена носят ваши друзья?
  2. Знаете ли вы день вашего рождения? Назовите его.
  3. Знаете ли вы дни рождения ваших родных и близких?

   Вспомните и назовите их.

Многие ученые, исследователи имен считают, что имя очень нужно для человека. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе.

Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени. Например: «Сережа, посмотри, какую интересную книгу я купила!» или «Таня, пойди погуляй с подружками!»

Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное - Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное - Настя.

Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное - дома, с родными, близкими и друзьями.

Малышей часто называют ласкательными именами, образованными от полных. Например, от имени Татьяна ласкательные имена - Танечка, Танюша, Татьянка.

Задания

  1. Образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Юрий, Анатолий, Сергей, Анна, Татьяна.
  2.  Как называют вас домашние? Друзья? Воспитатель в детском саду?
  3. Приведите примеры полных и уменьшительных имен.

Помните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого, Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

* * *

Имя нам дает отраду,                                                                                              Дарит счастье и удачу.                                                                                           Потому узнать бы надо,                                                                                            Что же наше имя значит?

Считается, что имя влияет на характер, склонности и увлечения человека. Возможно, в этом есть доля истины.

Через несколько дней, после того как малыш появился на свет,  родители получают свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребенка дата и место его рождения, имена его родителей.

Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, папу мальчика Сережи,  зовут Владимир. Значит, отчество Сережи - Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться  так: Сергей Владимирович.

Вопросы:

1. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество?

2. Назовите свое имя и отчество.

3.  Назовите имена и отчества ваших дедушек, бабушек, мамы и папы, сестер и братьев.

4. Назовите имя и отчество вашей воспитательницы в детском саду.

5. Как, по-вашему, следует обращаться к взрослым: имени или по имени и отчеству?

Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого. Такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Сидоров, Федоров, Федотов, произошли от имен Иван, Петр, Сидор, Федор и Федот. Многие фамилии происходят от званий зверей и птиц, рыб. Вы знаете какие? Зайцев, Медведев, Волков, Белкин, Лисицын, Скворцов, Воробьев, Ласточкин, Щукин, Ершов, Карасев.

Вопросы:

1. Знаете ли вы свою фамилию? Назовите ее.

2. Как возникла ваша фамилия?

3. Назовите фамилию ваших дедушек, бабушек, мамы,  папы.

4. Знаете ли вы фамилию своей воспитательницы? Своих друзей?

5. Назовите фамилии, происходящие от названий цветов, деревьев, домашних животных.

Давайте придумаем и нарисуем визитную карточку своей фамилии.

 

Занятие № 2 (2)

Тема: «Ты и твое имя»

Программное содержание:

Развивать представления детей о такой индивидуальной особенности как имя и отчество.

Познакомить детей с правом на имя.

Учить находить свои отличительные особенности и изображать их графически.

Материал:

 мяч, карандаши, листы бумаги.

Ход занятия:

Социальный педагог: Дорогие ребята! Я очень хочу познакомиться со всеми детьми в нашем детском саду. Как вы думаете, что для этого мне надо о них узнать (их имена).

У каждого человека есть свое имя. Раньше не было имен, и люди называли друг друга по каким-то признакам. Кто-то красиво пел, и его называли Красивый голос, кто-то хорошо стрелял, его называли Меткий глаз. Но стало неудобно так называть друг друга. Многие люди хорошо стреляли не называть же всех Меткий глаз. Стали придумывать особые короткие имена, которые дошли до нас Маша, Оля, Ваня , Саша и др. И придумали очень много, но людей было больше, чем имен, и получилось две Насти, но у одной папа был Саша, а у другой, Коля, поэтому получились разные отчества Анастасия Александровна и Анастасия Николаевна. Позже появились и фамилии. В одной семье было много мужчин по имени Иван, вот и получилось у них фамилия Ивановы, а в другой все были кузнецы - получились Кузнецовы. Наши фамилии много что обозначают, даже есть наука, которая это изучает.

Каждый человек, который только родился, уже имеет право на имя, отчество и фамилию, это записано в законе. Что такое закон вы знаете? Это свод правил, по которым должны жить люди. Кто нарушает эти правила – совершает преступление, а за каждое преступление есть определенное наказание. Поэтому у каждого человека есть имя, отчество и фамилия.

Давайте поиграем с нашими именами, будем передавать мяч и называть свое имя ласково. «Игра передай мяч»

У некоторых ребят одинаковые имена, но я смотрю на вас вы все разные и, наверное, у вас разные интересы. Давайте нарисуем именные карточки, где и будет видно, чем вы интересуетесь: кто любит рисовать рисует карандаши, кто любит играть в мяч - мяч, кто увлекается компьютерными играми – компьютер. Нарисуйте то, что отличает вас от других.

Спасибо, очень приятно было с вами познакомиться. Вы очень разные и интересные ребята.

Занятие № 3

Тема: « Право ребенка жить и воспитываться в семье»

 Программное содержание:

Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка. Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг к другу.

Оборудование и материалы:

иллюстрации, семейные фотографии, детские рисунки.

Ход занятия:

Социальный педагог: Дорогие ребята! Поговорим сегодня о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.

Семья. Близкие люди, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Попробуйте  произнести слово «Семья» вот так: Семь - Я. Как вы думаете, что это значит?

В Конвенции о правах ребенка записано, что дети имеют право знать своих родителей, право на их заботу, а семья ответственна за жизнь, здоровье, развитие ребенка.

У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи. До сих пор никто не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.

Игра « Кто, где живет»: Дети встают в круг и, передавая, друг другу мяч, сначала называют свою улицу, потом номер дома, потом номер квартиры.

В основном документе о правах детей Конвенции записано, что «семья является опорой каждого ребенка, это маленький островок безопасности. Я очень рада, что у вас есть свой «островок безопасности», где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, дети так же любили, ценили своих близких, заботились о них, когда станете взрослыми людьми.

Занятие № 3 (2)

Тема: «Право на семью»

Программная задача:

подчеркнуть значение семьи в жизни человека.

Оборудование:

листы плотной бумаги, карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

Педагог:

–– Скажите, пожалуйста, кто вас больше всего любит, и без кого вам самим будет плохо жить? (Мама, папа, бабушка; дедушка, сестра, брат и др.)

–– Это ваша семья, а слово "семья" сложено из двух частичек: "семь" и "я". Конечно, не в каждой семье бывает так много человек, но главное, что ты не один, что вы все вместе и друг для друга очень много значите и делаете. Что делает для вас мама? (Провожает в школу, играет и читает, ходит в магазин за продуктами, шьет, стирает, готовит еду и вообще заботится, жалеет, ласкает и т.д.)

–– А папа? (Играет и читает, ходит в зоопарк, ездит на дачу, ремонтирует, если что-то испортится, ходит в магазин за продуктами, выносит мусор, помогает стирать, готовить и т.д.).

–– А что делает каждый из вас дома? (Играем, делает уроки, помогаем родителям  убирать, стирать, готовить).

–– Какие права есть у вас дома? (На помощь и отдых, на защиту, чтобы не били, не наказывали, не ругали.)

–– Кто защищает ваши права дома? (Родители)

–– Что они делают, чтобы защитить ваши права? (Заботятся о нас. Покупают нам продукты и одежду, книги и все, что нужно.)

–– А какие есть права у ваших родных? (Такие же, как и у нас, и у всех людей: на жизнь, на отдых, на защиту и др.)

-– А что вы можете сделать для своих родных? Представьте, что вы пришли домой, а там никого нет. Какие полезные дела вы можете выполнить, не дожидаясь родителей? (Убрать у себя в комнате свои игрушки, книги и тетради и др.).

–– Или другая ситуация: вечером ваша семья ждет гостей. Как вы можете помочь своим родителям перед их приходом? (Подмести пол на кухне, сходить в магазин).

"Моя семья".

Педагог предлагает детям сделать рисунок «Моя семья – самая лучшая в мире», изобразив свой дом и своих родных.

Педагог:

–– На предыдущем занятии мы вспоминали свои  уменьшительные имена, которыми вас называют дома. Кто их помнит?

–– Ребята, вы еще раз убедились, как вас любят ваши родные, как они ласково с вами обращаются. Помните об этом всегда, заботьтесь о своих близких так, как они заботятся о вас, не огорчайте понапрасну. Семья – это самое дорогое, что есть у человека.

Занятие № 3 (2).

Тема: «Право на семью» (продолжение)

Программная задача:

Закреплять представление о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения, сочувствия к близким людям.

Оборудование. 

Книга «Декларация прав ребенка», планшет с изображением дерева, рисунки, изображающие условно мать, условно отца, дедушку, бабушку, сына и дочь.

Ход занятия:

Педагог:  - Ребята, о каком праве мы говорили на предыдущем занятии?  (Ответы детей).  Посмотрите, я вам принесла очень необычное изображение дерева и кружки, изображающие членов семьи. На примере одной семьи рассмотрим, кто в ней живет, и обозначим ее членов этими рисунками.

У твоей мамы есть мама? Кем она является для тебя? Как ее зовут? У твоей мамы есть папа? Кем он является для тебя? Как его зовут? Есть ли у твоей бабушки и у твоего дедушки еще сыновья и дочки, кроме твоей мамы? Как их зовут? У твоего папы есть мама? Кем она является для тебя? Как ее зовут? У твоего папы есть папа? Кем он является для тебя? Как его зовут? У твоей бабушки и твоего дедушки есть еще дети, кроме твоего папы? Как их зовут?

Дети ваших бабушек и дедушек – это ваши родственники, тети и дяди. Если мы представим вашу семью начиная с бабушек и дедушек, в виде дерева, кто будет его корнями? Кто будет ветвями? Кто листочками?

Дети, скажите мне, пожалуйста, может ли ребенок прожить, без любви и заботы взрослых? Почему? Как заботятся о вас? Как родители проявляют свою любовь к вам? (Ответы детей)

«Без семьи нет счастья» - гласит русская пословица и поэтому в книге «Декларация прав ребенка» записано: «Каждый ребенок имеет право жить в семье и право на любовь и заботу со стороны родителей»

Физкультминутка  «Мамины помощники»

Решили маме мы помочь

И в таз воды налили    (Изобразить пальцами откручивание кранов)

Насыпали вниз порошка  (Мелкие движения щепоткой пальцев)

 Белье все замочили     (Руки поставить перед собой, кисти опущены вниз, изобразить погружения белья в таз)

Стирали долго мы его

О доску даже терли

Не разорвали ничего   (Отирание кулаком о кулак, кулаком о ладонь,    отрицательное движение указательным пальцем)

А полоскали сколько!

Туда – сюда, туда – сюда     (Наклониться, руки опустить, расслабить, поболтать ими из стороны в сторону)

Но только братцы вот беда,   (Ладони поставить к щекам, покачать головой)

На пол упала пена   (Руки опустить вниз, потрясти легко кистями)

Давай ее мы собирать,  (Присесть, имитация сбора обеими руками)

И отжимать в ведерко   (Выкручивание тряпки)

Чтобы как мама наша стать,

Трудиться надо сколько!!!   (Указательный палец руки поднять вверх)

(Далее воспитатель предлагает нарисовать свою семью)

Занятие № 3 (2)

Тема: «Право на семью» (продолжение)

Программное содержание:

Закреплять представление о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения, сочувствия к близким людям.

Оборудование:

рассказ Л. Толстого «Косточка»

Ход занятия:

Педагог читает стихотворение.

Есть в доме любом семейный альбом

Как в зеркале мы отражаемся в нем

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Ребята, вчера мы рассматривали альбом с фотографиями ваших близких, любимых людей. Это мамы, папы, сестренки и братишки. А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

Очень бабушку свою,

Маму мамину люблю,

У нее морщинок много-

И на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

У кого в семье живут бабушки и дедушки (Ответы детей)

Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас.

Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки (Ответы детей)

Правильно, она и вкусно накормит и пожалеет и приласкает.

Им как никому другому нужна ваша забота и внимание.

Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните (Ответы детей)

У кого есть братья и сестры? Дружно ли вы живете? Случаются ли ссоры? Почему? А как вы миритесь?  (Ответы детей)

Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?  (Ответы детей). Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.

Физкультминутка.

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре

(Хлопаем в ладоши)

Кто живет у нас в квартире?

(Шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять

(Прыжки на месте)

Всех могу пересчитать

(Шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра,

(Хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка,

(Наклоны туловища вправо – влево)

Мой сверчок, и я -

(Повороты туловища вправо – влево)

Вот и вся моя семья.

Занятие №5

Тема: «Право ребенка на охрану здоровья»

Программное содержание: 

Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход.

Оборудование и материалы:

телефон, машина «скорая помощь», карандаши, листки бумаги.

Ход занятия:

Соц. педагог: Дорогие друзья! Побеседуем с вами о правах детей на охрану здоровья. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки, « в здоровом теле здоровый дух!» Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Например, такие: «Здоровье дороже золота» или «Здоровье ни за какие деньги не купишь».

Задумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных друзей?

Что помогает человеку быть здоровым?

Правильно! Прохладная чистая вода, которой мы умываемся. Она закаляет наш организм, очищает кожу.

Второй наш друг – утренняя зарядка. Под звуки бодрой ритмичной музыки мы делаем разные упражнения, после неё улучшается настроение, появляется аппетит.

Теплые солнечные лучи и свежий воздух тоже наши верные друзья.

Скажите, а если ребенок не соблюдает режим, не делает зарядку, не любит гулять и грязнуля, что с ним может произойти? Правильно он может заболеть.

Если ребенок заболел, домашние вызывают ему врача из детской поликлиники.

Игровое упражнение « Как вызвать «скорую помощь»: Распределить роли. Соц. педагог выполняет роль диспетчера на телефоне. Двое детей- врачей, один водитель «скорой помощи», один ребенок «больной». Ребенок, оставшийся дома с больным, набирает номер 03, сообщает, что произошло, четко называет свой домашний адрес. Приезжает машина «скорой помощи», врачи оказывают помощь.

Наташа заболела.

У Наташи кашель,                                                                                                                                      И головка горяча,                                                                                                                                 Мама вызвала Наташе                                                                                                                                    Утром детского врача.                                                                                                           – Расскажите, что стряслось? -                                                                                                              Задал врач простой вопрос.                                                                                                           Шепчет девочка несмело:                                                                                                                       - Я мороженое ела,                                                                                                                               Оттого и заболела.                                                                                                                                     – «Горло красное на вид», -                                                                                                                  Вынес доктор свой вердикт.                                                                                                                     – « Чай с малиновым вареньем –                                                                                                              Вот прекрасное леченье!                                                                                                                                           И побольше витаминов –                                                                                                                 Свежих ягод, мандаринов».                                                                                                         Полежит, поспит девчурка –                                                                                                                    И готова на прогулку».

Итак, дети право на медицинский уход означает, что каждый ребенок должен иметь гарантированную врачебную помощь, привит против разных инфекционных болезней. Но и вы сами не должны забывать заботится о своем здоровье.

Давайте все нарисуем  крупно номер телефона скорой помощи и раскрасим его.

Занятие № 5 (2)

Тема: «Право на здоровье»

Программное содержание.

 Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

Оборудование:

медицинские инструменты, сумочка, карточки с (контурным) изображением продуктов питания.

Ход занятия:

Угадайте загадку:                  

Вот так погода, ну и погода

Ветер сбивает с ног пешехода

Но пешеход с чемоданчиком черным

Ветру на встречу шагает упорно

Что ему холод, что ему ветер,

Если распухло горло у Пети

Что ему слякоть, что ему лужи

Если Андрюше становиться хуже

Зной или стужа. День или ночь

Кто же торопиться детям помочь?   (Врач)

Правильно, это стихотворение про врача.

Едва родившись, вы сразу попадаете в добрые руки врача. Каждого новорожденного врач осматривает. И если ребенок слабый и больной его лечат и помогают стать сильным и здоровым.

Дети, скажите, что на свете всего дороже? (Ответы детей - здоровье)

Что такое здоровье? (Ответы детей)

Здоровье – это одна из главных ценностей жизни.

Но, к сожалению не все дети рождаются здоровыми. Больному ребенку должны быть доступны все радости, все хорошее, что есть у здоровых детей. И государство старается вылечить таких детей, помочь их родителям найти нужного врача. Скажите, какие профессии врачей вы знаете? (Ответы детей)

Игра «Помоги Айболиту собрать медицинские инструменты в сумку».

Только ли врач должен заботиться о вашем здоровье? (Ответы детей)

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, бегать, не уставая, кататься на велосипедах, плавать, играть с ребятами во дворе. Не мучаться головными болями, бесконечными насморками. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье и не вредить своему организму.

Что, значит, беречь свое здоровье? (Ответы детей)

Физкультминутка «Обжора»

Один пузатый здоровяк

(Округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак

(Выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком,

(Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском

(Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил

(Показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил

(Погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар,

(Изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар.

(Ударить слегка ладонью по лбу)

Воспитатель.  Я, знаю, что среди вас обжор нет. Вы не едите без разбора все подряд, а знаете, какие продукты полезны, а какие вредны нашему здоровью. Вот сейчас мы проверим, поиграем в игру: «Полезно – вредно»

(Детям показываются карточки с продуктами – они угадывают, где хорошие продукты, где плохие)

Сегодня мы поговорили о нашем здоровье, и узнали, что у нас у всех есть право на сохранение и укрепление этого здоровья. И государство обеспечивает то, чтобы дети чувствовали себя нужными в обществе. Для них устраивают корты,  футбольные и хоккейные площадки, секции для занятий любимым видом спорта. Потому что занятия спортом укрепляют наш организм.

Занятие № 6

Тема: «Права ребенка на образование»

Программное содержание:

 Довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование.

Материал:

 карандаши, листки бумаги.

Ход занятия:

Соц. педагог: Дорогие друзья! Поговорим сегодня о правах детей на образование и  воспитание в общеобразовательных учреждениях. Кто знает, что это за учреждения? Верно! Это детские сады, школы.

Когда малыш подрастет, научится ходить, говорить, играть с игрушками, дома ему становиться скучно. Ребенку нужно общество сверстников, чтобы участвовать в совместных играх, праздниках, спортивных соревнованиях. Обычно малыш идет в детский сад. Кто встречает вас в детском саду? Правильно воспитатель. Воспитатель учит вас, как правильно следить за собой, как правильно есть, одеваться. Решает все ваши споры. Воспитывает хорошие качества. Воспитатели готовят вас к школе. Наконец приходит время расставаться. Дети прощаются с воспитателями и детским садом и уходят в школу. Наконец наступает волнующий и торжественный день – 1 сентября. Дети становятся учениками, школьниками. Там вас встретит учитель. Из года в год ребенок растет и, закончив школу, поступает в институт, где получает высшее образование.

Игра «Вставьте слово»: Соц.педагог начинает, дети заканчивают.

Самолетом правит…(летчик)

Трактор водит…(тракторист)

Электричку - …(машинист)

Стену выкрасил…(маляр)

Доску выстрогал…(столяр)

В доме свет провел…(монтер)

В шахте трудится…(шахтер)

В жаркой кузнице…(кузнец)

Кто все знает - … (молодец).

А как вы думаете, для чего человеку нужно учится? Правильно! Чтобы в будущем получить хорошую профессию.

Право на образование – это величайшее завоевание цивилизации. В древности обучаться грамоте могли только дети из очень богатых семей. Но даже сегодня на свете есть страны, где дети не ходят в школу, но зато тяжело работают с самого детства. В нашей стране право на образование имеют все дети. И хотя вы иногда устаете от занятий и хотите побольше поиграть, погулять, надеюсь, вы понимаете, как важно для вас учиться, чтобы стать образованными, умными, грамотными людьми.

Давайте нарисуем, кем вы хотите стать, когда вырастете.

Занятия № 6 (2)

Тема: «Право на образование»

Программное содержание:

 познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Развивать творческие способности у детей.

Материал:  

письмо, посылка со школьными принадлежностями, картина «Учитель»

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу посылку и письмо

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо и посылка. Вскроем письмо и почитаем. «Эта посылка предназначается детям, которые смогут отгадать кроссворд.

Загадки к кроссворду:

1. Зимой в школу он бежит

А летом в комнате лежит

Как только осень наступает

Меня он за руку берет

2. Любят нос везде совать

И чертить и рисовать

Все раскрашивают сами

Разноцветными носами

3. Это что тут за зверек

Ходит вдоль и поперек?

В краске выпачканный нос

Деревянный длинный хвост

4. Открыть свою тайну

Любому готова,

Но ты от нее

Не услышишь не слова.

(Когда дети отгадают кроссворд, воспитатель вскрывает посылку, в которой находятся школьные принадлежности)

-Как можно назвать все эти предметы? Для чего они нужны?

(Воспитатель показывает детям картину с изображением учителя).

Воспитатель: Как вы думаете, кто изображен на этой картине? Как вы догадались, что это именно учитель? У кого-нибудь учатся братья или сестры в школе? Совсем скоро, через несколько месяцев и вы пойдете в школу. Хочу проверить, готовы ли вы к школе?

Игра «Школа»

1. В какое время года, в каком месяце школьники начинают учиться?

2. Как называется школьный стол?

3. Часть письменного стола, которую можно выдвинуть?

4. В нем школьники несут учебные принадлежности?

5. Единственный школьный урок, где позволяют бегать, прыгать и играть? 6.Школьный урок, где позволяют громко петь?

7. Перерыв между  уроками?

8. Сигнал на урок?

9. Какой отметки радуются ученики?

-Молодцы ребята. Знания о школе у вас имеются. Хотите ли вы учиться в школе? Почему? За чем ходят в школу? для чего нужны знания?

-Какие знания вы хотели бы получить в школе?

-Правильно! Когда человек много знает, разбирается во многих вопросах, с ним интересно общаться, делиться мнениями. Знания дают возможность развития  личности и выбора любимого дела.  

Знания человеку просто необходимы и у нас есть право получать эти знания.

- Но нет прав без обязанностей, потому что учеба это не только ваше право, но и ваша обязанность хорошо учиться. Запомните это!

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе

Добросовестно учись.

Воспитатель:  Мы немного порезвимся, устроим веселый урок физкультуры.

Физкультминутка: «Юные спортсмены».

Любим спортом заниматься.

Будем очень мы стараться,

Ловко прыгать на скакалке,

(Выполнить движения с воображаемой скакалкой)

Ног своих совсем не жалко,

Приседать и вновь вставать,

(Выполнять движения по тексту)

Руки быстро поднимать

Наклоняться вправо, влево-

(Поднять руки, наклоны)

Все мы делаем умело!

(Развести руки в стороны.)

Воспитатель: Мы очень много говорим о том, как необходимы знания. А только ли в школе получают знания?  Да, и в детском саду получают знания. И их мы сейчас проверим в литературной викторине.

1. Кто первый позвонил К.И. Чуковскому по сказочному телефону?

2. Её надел вместо шапки человек рассеянный с улицы Бассейной?

3. В какой сказке сказочный герой боялся солнца и тепла?

4. Место, где К. И. Чуковский не рекомендовал гулять детям?

5. В чем Медведь нес Машу и пирожки?

6. Этот сказочный герой любил кататься на печи?

7. Какой герой Н. Носова ничего не знал и не любил учиться?

8. В чьем облике долгое время жила сказочная оказавшаяся волею злого волшебника на болоте?

9. Её выловил Емеля из проруби?

10. В какой сказке рассказывается о совместной дружной жизни Мухи, Комара, Мышки, Лягушки, Зайца, Лисы и Волка?

Воспитатель: Молодцы! Вы показали блестящие знания литературных произведений. Хорошо быть образованным человеком, и каждый может быть им, но для этого надо много учиться и в этом нам помогает государство. Оно строит большие и светлые школы, институты, где учителя передают свои знания. А вы со своей стороны должны быть старательны и прилежны.

Ребята, скажите, о каком праве мы сегодня с вами говорили.

Занятие № 7

Тема: «Право на жилье и неприкосновенность жилища»

Программное содержание:

познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.

Материалы:

 маски трех поросят.

Ход занятия

Соц. педагог: Ребята, сегодня мы будем играть, танцевать, узнаем много нового и интересного! Вы готовы'?

- Отгадайте загадки.

Знают все мои соседи: лисы, волки и медведи,

Что живу я на сосне в уютном маленьком ... (дупле).

Между веток новый дом, нету двери в доме том. Только круглое окошко, не пролезет даже кошка. (Скворечник)

В лесу у пня суета, беготня. Работяги-муравьи строить дом себе пришли. Вы, ребята, не зевайте.

Их жилище называйте. (Муравейник)

Воспитатель: О чем эти загадки? Правильно, они про жилища зверей и насекомых.

А теперь давайте поиграем!

Игра с мячом «Кому, какой дом»

Все становятся в круг, соц. педагог кидает мяч одному из детей, называя животное, ребенок кидает мяч соц. педагог, называя жилище этого животного.

медведю – берлога                                                                                                                                    

белке - дупло

волку - логово

птице - гнездо

пчеле - улей

человеку - дом  и т.д.

Соц. педагог: Каждый человек имеет право на жилище, никто не может лишить человека дома. Это право записано в Конвенции о правах ребенка. Вспомните сказку «Три поросенка». Какие дома были у поросят'? (Драматизация отрывка из сказки. Момент, когда волк разрушает домики.)

Воспитатель: Какое право поросят нарушает волк? (Право на жилье.)

В каких еще сказках было нарушено право сказочных героев на жилье'? «Теремок», «Заюшкина избушка».

Соц. педагог: дети, а где живете вы? (Ответы детей.) давайте поиграем.

Игра "Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем» Представьте, что вы сидите в любимом месте своей квартиры и занимаетесь любимым делом. Водящий должен отгадать, что вы делаете. Дети имитируют движения, «лепят», «рисуют», «спят», «едят» и т.д.

Соц. педагог: Скажите, кто-нибудь из вас остается дома один?

Если вам позвонил чужой человек, откроете ли вы ему дверь? Вспомните сказку, в которой волк ласковым голосом обманул козлят. Никто не имеет права входить в чужой дом без разрешения хозяев, нарушать неприкосновенность вашего жилища. Никогда не открывайте дверь чужому человеку, даже если у него приятный голос.

Соц. педагог: У человека дом был всегда. В самые древние времена люди жили в пещерах. Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилища из камней и деревьев. Давайте рассмотрим с вами макеты жилищ человека.

1) Деревянная изба  - Что это?

- Из чего сделан этот дом? Значит, он какой? (деревянный.)

- Где сегодня можно встретить такой дом?

2) Сказочный замок. - Что это?

- Кто жил в таких замках раньше?

- Где сегодня можно встретить такие замки? Такие замки сохранились во многих странах мира: в Англии, во Франции, в Германии, Чехии. Люди решили сохранить красоту этих строений, и сегодня в таких замках открыты музеи.

3) Многоэтажный дом.

- Где можно встретить такой дом?

- Кто живет в таких домах?

Игра «Я живу на ... »

Все встают в круг. Соц. педагог передает мяч ребенку и говорит: «Я живу на ... этаже" ребенок продолжает, называя свой этаж, и передает мяч соседу и т.д. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».

Соц. педагог: Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц и поговорок придумал русский народ о доме. Какие вы знаете?

Без хозяина дом - сирота!

Не красна изба углами, а красна пирогами.                                                                        

  В родном доме и стены греют.

Дом вести - не лапти плести.

Человек без угла, что птица без крыла.

- Как вы думаете, для того чтобы ваш дом был по-настоящему теплым, светлым, счастливым, что важнее: красивая обстановка или добрые отношения между людьми?

- Как надо относиться друг к другу?

- А наш детский сад - это ваш второй дом. Давайте будем все делать для того, чтобы жить здесь дружно и счастливо.

Занятие № 7 (2)

Тема: «Право на жилище и личную неприкосновенность»

Программное содержание:

Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Формировать способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать, делать выводы.

Материалы:

 Книга «Права ребенка». Разрезные картинки с изображением: муравейника, норки, скворечника, конуры, гнезда, улья, аквариума. Картинки с изображением домиков из сказки «Три поросенка»,

Ход занятия:

Сегодня, вновь, у нас на занятии книга «Декларация прав ребенка». Но вначале, я предлагаю поиграть в игру «Собери картинку».

(Дети за столами собирают разрезные картинки с изображением: муравейника, норки, скворечника, конуры, гнезда, улья, аквариума)

Расскажите, какая картинка у вас получилась? Кто здесь живет? (Ответы детей)

У вас получились разные картинки, а как можно назвать их одним словом?

(Воспитатель обращает внимание на фланелеграф с изображением домиков из сказки «Три поросенка»). Посмотрите, знакомы ли вам эти домики? Из какой они сказки? Как вы догадались? Какой дом самый крепкий, добротный? Из чего были сделаны дома, которые разрушил волк? Как трудились поросята, делая свои дома из соломы и веток? Как об этом можно сказать? (Ответы детей)

 Можно сказать, что поросята работали спустя рукава. То есть, совсем не старались. А как трудился Наф – Наф строя свой кирпичный дом?

Почему Наф – Наф строил дом из кирпича, а не из соломы и веток, как его братья?  (Ответы детей).

Правильно, Наф – Наф говорил, что дом для поросенка должен быть крепостью. Об этом и говорит русская пословица «Мой дом – моя крепость». Как вы понимаете эту пословицу?  (Ответы детей)

Сейчас расскажите о своих домах, где вы живете?

Что нужно делать, чтобы дома служили долго – долго и не разрушались?

(Рассказы детей из личного опыта)

Вы, правы, недаром гласит народная мудрость «Дом хозяином крепок».

Хорошо, что у нас с вами есть свой родной дом, где всегда тебя ждут, где уютно, тепло и спокойно. И никто, не вправе нарушить этот покой.

Но знайте, что иногда в дом приходит беда, может случиться пожар, могут напасть бандиты, а никого из взрослых поблизости нет. Вы начали взрослеть, вы должны знать, как надо поступить по взрослому. Не открывать дверь незнакомому человеку, даже если у него ласковый голос или он представляется почтальоном, знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует от их имени.

Декларации прав человека так и записано «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь.

Занятие № 8

Тема: «Права и обязанности ребенка»

Программное содержание:

Формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека.

Ход занятия:

Соц. педагог: Дорогие ребята! Вы уже знаете, что дети имеют многие права. Давайте их повторим.

Верно! Но у ребятишек есть и обязанности. Как вы думаете, какие?

Правильно! Нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, вести здоровый образ жизни.

Что это означает? Заниматься зарядкой, закаляться, гулять на свежем воздухе. В обязанность детей входит наводить порядок в детском уголке, следить за своим внешним видом.

Вопросы:

  1. Есть ли у вас младшие братья и сестры?
  2. Уделяете ли вы время и внимание заботе о младших членах семьи?
  3. Есть ли у вас домашние питомцы – кошка, собака, хомячок или попугай?
  4. Заботитесь ли вы о них сами или это делают взрослые? Почему?

Вы должны помогать старшим членам семьи, относиться к ним с заботой, не огорчать их ни обдуманными словами, ни упрямством, ни дурными поступками.

Игра «Для чего этот предмет». Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т.д.) Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.

В детском саду у детей тоже есть определенные обязанности. Как вы думаете, какие?

Верно, нужно слушаться воспитателя, выполнять ее требования, вести себя вежливо, здороваться с детьми и воспитателями, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой. Правильно и красиво вести себя за столом. Вот время занятий нужно быть дисциплинированным, не мешать объяснениям воспитателя и другим детям.

Вопросы:

  1. Можно ли разговаривать во время тихого часа?
  2. Толкать друг друга?
  3. Ссориться и драться?

Отбирать друг у друга игрушки? Нельзя! Видите, как много обязанностей у детей. А кто расскажет какие у него есть обязанности дома?

Занятие 9

Тема: «Каждый имеет право на жизнь и защиту и заботу о нем»

Программное содержание: 

Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

Материалы: 

тексты стихотворения Е.Благининой "Мама спит…", сказок К.Чуковского "Тараканище" и "Айболит", мяч, раздаточный материал "Спаси Олю и Петю"( см разд. IV).

Ход занятия:

Ребят, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии

–– Как отличить право от желания? (Право — это то без чего невозможно жить всем, это правила важные для всех. Желания важны только для одного).

Педагог:

–– Мы все живые. Для того чтобы жить, нам нужен свежий воздух, чистая вода, полезная еда, движение и отдых. Когда мы болеем, то обращаемся к врачу. Это наши права, без них мы не можем жить. А  сейчас  я вам прочитаю отрывок из известной вам сказки. А вы попробуйте отгадать были ли нарушены права.

 (Катится Колобок дальше, а навстречу ему — Лиса.)

Лиса.              Колобок, Колобок, куда катишься?

Колобок.        Качусь по дорожке.

Лиса.              Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Колобок.        Я Колобок, Колобок,

                        Я по коробу скребен,

                        По сусеку метен,

                        На сметане мешан

                        Да в масле пряжен,

                        На окошке стужен.

                        Я от дедушки ушел,

                        Я от бабушки ушел,

                        Я от Зайца ушел,

                        Я от Волка ушел,

                        От Медведя ушел,

                        А от тебя, Лиса, нехитро уйти!

Лиса. Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

Пора нам вмешаться, а то беда будет.

(Ребята хлопают в ладоши, Лиса убегает.)

Педагог спрашивает у ребят:

— Что хотела сделать Лиса с Колобком? (Съесть.)

— Вам было бы жалко Колобка? (Да, конечно.)

— Хорошо, что мы защитили Колобка. Может, кто-нибудь скажет мне, какое право Колобка хотела нарушить Лиса? (Право на жизнь.)

— А правильно ли поступил Колобок, покинув дом и отправившись в путешествие?

(Можно задать ребятам другие вопросы).

–– Ребят, а что мы можем сделать дома, чтобы не нарушить права других членов семьи на жизнь и покой? (Не заставлять маму и папу волноваться, задерживаясь до темноты на улице и т.д.).

— Как помочь им дышать свежим воздухом? (Открыть форточку, выращивать цветы, пригласить на прогулку, не пылить, выбивать ковры, протирать пыль и т.д.)

— Как сделать, чтобы чистая вода понапрасну не расходовалась? (Следить за тем, чтобы был закрыт кран, не тратить воду даром и др.)

– Как дать родным возможность отдохнуть? (Играть тихо, помочь по хозяйству, поиграть с маленьким братишкой, не включать громко телевизор, лечь самому поспать и др.)

Для анализа ситуации можно прочитать стихотворение Е.А.Благининой "Посидим в тишине..."

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

— Я тоже двигаться хочу!

Я бы многое хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

— Ничего, — шепнул он будто, —

Посидим и в тишине!..

-– А сейчас я вам прочитаю отрывки из ваших любимых сказок.

Педагог зачитывает отрывки из сказок Корнея Чуковского "Тараканище" и "Бармалей", демонстрирует иллюстрации к ним и спрашивает:

–– Какие права могли быть нарушены у героев сказок? (Право на жизнь, потому что Тараканище  хотел съесть всех зверей в лесу, а Бармалей хотел убить Айболита).

–– А кто угрожал жизни Тани, Вани и зверей? (Крокодил, Бармалей).

–– Кто спас наших героев от смерти? (Доктор Айболит)

–– А кому вы стали бы помогать, если бы попали в сказку? (Конечно, доктору Айболиту.)

–– У людей есть много прав, но часто случаются ситуации, когда эти права  нарушаются. Права придумали люди, и мы с вами уже говорили о том, что с правами лучше жить, но эти права должны быть у всех и никто не должен их нарушать.

ИГРОВОЕ  ЗАНЯТИЕ – РАЗВЛЕЧЕНИЕ

 День защиты детей

(проходит в празднично украшенном музыкальном зале, приглашаются родители)

Программное содержание:

• закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней;

• при помощи имеющегося материала (кубики, игрушки, муляжи цветов и т.д.) изображается «Город Счастья»: площадь, улицы, четыре домика.

Ход занятия:

Дети вбегают в зал и рассказывают стихотворение М.Шиманчика (перевод с польского).

Пусть, наконец, узнает каждый

И расскажет всем,  всем, всем,

Что ребёнок – тоже человек,

Только маленький совсем.

Никто не может меня оскорблять

И к плохому направлять.

Могу учить все, что меня интересует,

И имею право сам выбирать, с кем мне играть.

Никто не может меня бить, обзывать,

И каждого могу к ответу призвать.

Если папа уже не живет с нами,

Нельзя запретить мне встречаться с ним временами.

Никто не может читать моих писем без разрешения,

Имею право на собственное суждение.

Хочу, чтоб каждый признавал мои права всегда,

А если отличаюсь от других, то это не беда.

Права детей надо знать

И никогда не забывать!

 Соц. педагог: Дети, сейчас я вас приглашаю в замечательный город с необычным названием - «Город Счастья». Чтобы попасть в этот город, надо пройти через сказочные ворота.

Здравствуй, город Счастья, ты один на свете,

 Где всем управляют маленькие дети.

Здесь всегда спокойно, солнечно, тепло,

Тому, кто живет здесь, очень повезло!

И очень рада детвора, что здесь защищают

Детские права.

Дети проходят через ворота и попадают на площадь Добра, от которой в разные стороны отходят улицы.

Все жители города трудились не зря,  

Построили вместе площадь Добра.

Огромная площадь, спешите скорей,

Всем хватит здесь места для игр и затей.

Все садятся в круг, рассматривают улицы, которые берут начало от площади.

1) Улица Красивых имен.

Игра «ДИН-ДОН»

Дин-дон, дин-дон, по улице ходил слон.

Ну  а наша детвора начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай, имена называй.

- Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!

- Как зовут котенка? Кис-кис-кис!

- Как зовут щенка? Гав-гав-гав!

- Ну а как ребенка?  

Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют имена детей. Воспитатель предлагает двум детям отправиться по улице «Красивых имен» и узнать, кто живет в конце улицы. Дети стучатся в домик, выходит девочка «Имя».

-Здравствуйте, я - ваше «Имя». Родители дают вам меня при рождении. Назовите свои имена. Назовите имена девочек и мальчиков.

l-й ребенок: Как славно девочек зовут.

Вот Настя - шелковый лоскут,

 И Лерочка - листва лесная,

И Маша - звездочка ночная.

2-й ребенок: Как славно мальчиков зовут.

Вот Саша - пушечный салют,

И Коля - парус средь простора,

 И Рома - ровный рев мотора.

Соц. педагог: Если в городе есть такая улица, значит, какое право детей соблюдается? (Право на имя.)

2) Улица Здоровья.

Соц. педагог: Если кто-то из жителей города заболеет, то он непременно приходит на эту улицу. Давайте и мы отправимся к доктору Айболиту.

Дети проходят по улице, стучатся в домик:

Айболит:

- Здравствуйте, дети. Что случилось, вы заболели?

Вы не будете болеть, ну а вдруг случится,

Буду горлышко вам греть, класть в носки горчицу,

К вам домой всегда приду, выпишу лекарства,

Дети не должны болеть, кашлять и сморкаться.

Соц. педагог: Дети, какое право соблюдается на этой улице? (Право на медицинское обслуживание.)

3) Улица Защиты.

Соц. педагог: Каждый житель города приходит на эту улицу, когда ему нужны помощь и защита. Послушаем, что нам хочет рассказать Илья.

- Я свою сестренку Лиду никому не дам в обиду!

Я живу с ней очень дружно, очень я ее люблю,

А когда мне будет нужно, я и сам ее побью.

Соц. педагог: Дети, правильно ли поступает Илья? Какое право он нарушает? ( Право на защиту, право на жизнь без насилия.)

4) Улица Знаний.

Соц. педагог: На этой улице учатся читать, писать, решать задачи, рассказывать сказки, танцевать, лепить. А что вы умеете делать?

Знайка встречает детей, рассказывает о том, чему можно научиться на улице Знаний. (Танцевать и лепить, и рисовать.)

Музыкальная пауза. Дети исполняют танец.

Соц. педагог: Быстро пролетел день, и незаметно наступила ночь.

Гаснет свет, зажигаются лампочки, опускается луна.

Дети сидит в кругу с закрытыми глазами.

Воспитатель:

- Всем жителям города Счастья снятся только счастливые сны.

Им снятся голубое небо, синее море, прохладный зеленый лес, звон колокольчиков в утренней росе. Вот и наступило утро, взошло солнце. (Дети просыпаются, потягиваются.)

- Ребята, а почему жителям города Счастья снятся такие прекрасные сны?

Соц. педагог: Дети, вам понравилось в городе Счастья? Чтобы этот город надолго сохранился в вашей памяти, я предлагаю вам нарисовать его символ: улыбающееся, ласковое солнце. Во все времена люди все самое хорошее и доброе сравнивали с солнцем. В каждом человеке живет солнце, это то добро, которое мы дарим людям. И ничего, что вы еще маленькие, солнце в вас может быть самое большое!

Дети под музыку рисуют на мольбертах улыбающиеся солнышки.

Турнир по правовому воспитанию между детьми и  родителями

Тема: « Умники и умницы»

Программная задача: 

Пропаганда правового воспитания среди родителей. Закреплять знания детей о Всеобщей декларации прав человека.

Материалы:

 2 чудесных мешочка с фишками (от 1-15 и от 16-30). Цветок с семью лепестками, на обратной стороне которых нарисованы эмблемы прав. Карточки с вопросами. Бумага краски.

 

Ход занятия:

Ход турнира:  Уважаемые участники турнира. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить на важную и актуальную тему. В современном мире каждый человек, должен знать свои права, права ребенка. Соблюдать их и защищать от посягательств. Наш турнир называется «Умники и умницы». В нем участвуют две команды. Команды детей - «Непоседы», команда родителей - «Знатоки». В каждой команде имеется чудесный мешочек с фишками. Игроки называют номер фишки и соответственно номеру ведущий, задает вопрос или объявляет конкурс. Правильный ответ на вопрос жюри оценивает в 1 балл, а результаты конкурса оцениваются в 2 балла.

- Наш турнир начинается с приветствия команды.

Капитан команды «Непоседы»:

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы вместе дружить,

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

- Капитан команды «Знатоки»:

Как хорошо, что есть права

Закон нас строго защищает

И в нем важны нам все права

Они великой силой обладают

Чтоб нас никто не мог побить

Украсть, унизить и обидеть.

Ведущий: А сейчас игроки команд достают поочередно фишки из мешочков и громко называют ее номер.

(У команды «Непоседы» находится красный мешок с фишками от 1-15).

Вопросы к команде:

Как называется документ в жизни ребенка?

Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? Кто нарушил это право?

Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница»?

Какое преступление совершили Гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца?

Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик»?

Какое право нарушили Лиса Алиса и Кот Базилио, хитростью выманив у Буратино 5 золотых монет?

Назовите сказки, где нарушались право героев на отдых?

Почему обитатели двора в сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» обижали утенка, какое право они этим нарушали?

Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище?

Как называется документ, в котором излагаются все права и обязанности человека?

12.Назовите украинскую народную сказку, где мышата не воспользовались правом на труд и что из этого вышло?

13.Вспомните сказку А.С.Пушкина «О попе и работнике его Балде». Кто из персонажей воспользовался своим правом на труд?

14.Как Вы думаете, есть ли у ребенка свое мнение?

15.Конкурс «Народная мудрость» (участвуют обе команды)

Ведущая: Кладезь народной мудрости - это пословицы и поговорки. В этом конкурсе вы покажите свои знания о них. Я читаю начало пословицы, а вы заканчиваете её.

Пословицы:

«Не нужен и клад, коли в семье лад».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

«При солнышке тепло, при матери добро».

«Умей дитя родить, умей и научить».

«У дружбы нет границ, а у знаний нет дна».

«Мир освещается солнцем, а человек знанием».

«Хочешь есть калачи, не лежи на печи».

«Труд человека кормит, а лень портит».

«Без хозяина дом сирота».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

(У команды «Знатоки» находится синий мешочек с фишками от 16-30).

Вопросы к команде:

16.В каком году и кем была принята Конвенция о правах ребенка?

17.До какого возраста человек считается ребенком по мнению ООН?

18.На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка?

19.Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей?

20.Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка?

21.С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельное решение?

22.Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей?

23.Ктодолжен делать все возможное для осуществления прав, содержащих в Конвенции?

24. Скакого возраста наступает уголовная ответственность детей?

25.Какие права были нарушены в ситуации: в больнице ребенку перелили зараженную кровь?

26.Какие права были нарушены в ситуации: учительница прочитала записку, адресованную школьнику?

27.Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, увезя ее к себе и решив вступить с ней в брак в сказке «Царевна лягушка»?

28.В какой сказке-детективе говориться про один побег, четыре покушения и одно убийство?

29.Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни необходимых для развития ребенка?

30.Конкурс «Угадай мелодию» (участвуют обе команды).

Для команды «Непоседы» звучит фонограмма песни Мамы-козы из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад» (муз. А. Рыбникова, слова Ю. Энтина).

Для команды «Знатоки» звучит мелодия песни «Первоклассника» (муз. Э. Ханка, слова Шаферана).

(После 8 минут игры,  ведущий объявляет рекламную паузу для команды «Знатоки»).

Рекламная пауза (читает ведущий).

«Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Послушайте 10 заповедей мудрого родителя.

Не жди, что твой ребенок будет таким как ты, или каким ты хочешь.

Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не думай, что ребенок твой, он божий.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем твоя.

Не унижай.

Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

Помните - строгость и доброта важные качества для родителей».

(После рекламной паузы ведущий объявляет продолжение игры. Игра длится 8 минут, затем объявляется «Стоп игра»).

Ведущий: Команда «Непоседы» засиделась, и мы предлагаем им потанцевать.

Танец «Здравствуй».

Весело шагают девчонки и мальчишки

Друга выбирают наши ребятишки - 2 раза.

Припев:

Здравствуй, здравствуй

Здравствуй милый друг

Здравствуй, здравствуй

Посмотри вокруг

Здравствуй, здравствуй

Мне ты улыбнись

Здравствуй, здравствуй

Крепко обнимись.

2. Быстро побежали девчонки и мальчишки

Друга выбирают наши ребятишки - 2 раза.

3.Заскакали быстро девчонки и мальчишки

Друга выбирают наши ребятишки.

(Затем идет продолжение игры, через 8 минут ведущий объявляет рекламную паузу для команды «Непоседы»).

Рекламная пауза (читает ведущий).

«8 нельзя для ребенка:

Бездельничать, когда все дома трудятся.

Смеяться над старостью - это невежливо.

Вступать в пререкание с взрослыми людьми.

Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной игрушки, от своих родителей не имеешь право требовать ничего.

Делать то, что осуждают старшие.

Уходить из дома, не спросив разрешение.

Садиться обедать, не пригласив старшего.

Ты должен первым приветствовать старших, встречаясь или расставаясь с ними, пожелать доброго здоровья».

(Затем идет продолжение игры, пока не закончатся все фишки).

Ведущий: Вот и закончились фишки в ваших чудесных мешочках, но наш турнир продолжается. Объявляется конкурс «Нарисуй эмблему». Но прежде чем преступить к этому конкурсу команда «Непосед» познакомит команду «Знатоков» с цветком «Счастья».

(Вносится цветик - семицветик. На обратной стороне каждого лепестка изображены эмблемы прав, которые изучались с детьми).

Ведущая: Предлагаем команде «Непоседы» нарисовать эмблему к статье N13 «Декларация прав человека», которая гласит «Каждый человек в своей стране имеет право свободно выбирать место жительства».

Команде «Знатоки» нарисовать эмблему к статье N 2, в которой говориться: «Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, независимо от национальности и расы».

(Жюри подводит и объявляет итоги конкурса и всего турнира).

Ведущая: Наш турнир предлагаю завершить всем известной песней «Пусть всегда будет солнце».


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Голицына Н.С., Л.Д. Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 95 с.
  2. Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112с.
  3. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е.и др. «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада». – М.: Просвещение, 2006. – 143с.
  4. Жукова Р.А. «Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий»  - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112с.
  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок и я… и я имею право!»М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96с.
  6. Козлова С.А. «Мы имеем право!: учеб. – метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений» - М.: Обруч, 2010. – 208с.
  7. Мячина Л.К. и др. «Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 144с.
  8. Харитончик Т.А. «Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры» - Волгоград: Учитель, 2012. – 228с.
  9. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "МИР КРАСОК"

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс...

Программа дополнительного образования по физкультурно-оздоровительному кружку «Крепыш» (программа разработана для детей старшего дошкольного возраста)

Программа «Крепыш» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Данная программа ориентирована на закон РФ «Об образовании», санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Ми...

Конспект непосредственно образовательной деятельности название «По следам Бабы-Яги». Тема: Правовое воспитание (старший дошкольный возраст).

Закрепление содержания "Конвенции о правах роебенка", в доступной форме, на примерах русских народных сказок....

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

План работы по самообразованию "Нравственно - правовое воспитание старшего дошкольного возраста" 2016 г.

«Дети не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью” Ян...

Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...