Трудовое воспитание дошкольников как средство ознакомления с окружающей природой
статья (подготовительная группа)

Рева Алена Николаевна

Статья. Трудовое воспитание дошкольников как средство ознакомления с природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание дошкольников как средство ознакомления с окружающей природой

Рева А.Н., МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №109»

г. Воронежа

Разнообразный труд в природе - это, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста. В процессе труда в природе у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. У детей развивается интерес к трудовой деятельности в целом, а также сознательное и ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор, и позволяет приучить детей к коллективному труду, помогать друг другу и действовать сообща. Следует отметить большое значение труда в природе в сфере сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Как и в процессе работы в уголке природы (в группе), во время труда ребенок имеет постоянный непосредственный контакт с природными материалами, имеющими разнообразные свойства и качества. Это почва, семена, листья растений, веточки, грунт, камешки, плоды, орехи, вода и многое другое. Дети, трудясь в природе, получают хорошую «пищу для ума» через восприятие.

Проект для детей старшей группы «Комнатные растения». Проблема: недостаточные представления воспитанников о комнатных растениях, отсутствие разнообразия цветущих растений в группе. Цель: обогащение представлений воспитанников о комнатных растениях и формирование основ экологической культуры всех участников проекта. Задачи:

- познакомить с многообразием цветущих комнатных растений;

научить правильно ухаживать за комнатными растениями;

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности;

создавать условия для поисковой деятельности детей;

воспитывать бережное отношение ко всему живому;

привлекать родителей и воспитанников к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта;

пополнить состав цветущих комнатных растений группы.

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей многообразием комнатных растений:

∙        Оформление групповой энциклопедии «Мир комнатных растений»

∙        Составление картотеки стихов, загадок.

∙        Оформление альбома с результатами продуктивной деятельности по данной теме (рисование, аппликация).

∙        Выпуск стенгазеты «Опасные растения».

∙        Оформление мнемотаблиц «Как ухаживать за цветами», «Что нужно для роста растений», «Что нам нужно для труда».

Более бережное отношение воспитанников к растительному миру.

Заинтересованное отношение детей к поисковой деятельности.

Активное участие большинства родителей в реализации проекта.

Участниками проекта являются педагоги, дети, родители. Приложение

«Организм человека» Представления о (об):

✔        Том, что человек - представитель живой природы;

✔        Элементарном строении, функциях и защите органов чувств (глаза, нос, язык, уши, кожа) и возможностях выразить чувства (радость, печаль, удивление и т.д.), вызванные встречей с объектом природы; получить сведения о том, что объекты природы имеют разные свойства и качества;

✔        Физической уникальности каждого человека; общности со всем живым;

✔        Том, что человеческое тело имеет сложное внутреннее строение; что внутренние органы можно увидеть с помощью специальных медицинских аппаратов;

✔        Том, как человек дышит, питается, двигается, растет, изменяется.

Умение соблюдать правила безопасного поведения.

Взаимосвязи в природе

Представления о

✔        Планете Земля на географической карте и глобусе (Земля круглая, суша и водные пространства, полюса);

✔        Географических зонах;

✔        Разнообразии животных, растений на Земле; о типичных обитателях различных климатических зон (2-3 животных и растения),

Умение соотносить животных с климатическими зонами их обитания.

Образовательная область: Ребенок и природа

Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.

Задачи развития воспитанника в деятельности

развивать чувство радости от осознания себя частью живой природы;

формировать

- представления: о взаимосвязях неживой природы, животных, растений;

условиях, необходимых для того, чтобы живой организм был здоровым;

животных и растениях разных климатических зон;

умения и навыки разнообразной деятельности в природе

воспитывать

- субъектное отношение к природе;

уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живет;

ответственность за состояние природы ближайшего окружения; развивать стремление и навыки активного участия в охране природы.

Неживая природа

Представления о:

✔        Планете Земля и космосе: фазы Луны, Солнце, созвездия на небе и другие объекты;

✔        Свете, тепле и их источниках (солнце, огонь, электричество); свете (тепле) в жизни человека, животных, растений; воде; почве (почвенных срезах); воздухе:

✔        Сезонных изменениях в неживой природе.

Умения

✔        Бережливого использования света, тепла, воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию дошкольников «Труд детей в природе»

В своей работе делюсь своим опытом по трудовому воспитанию: "Труд  детей в природе"....

Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.

Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства  - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....

Наблюдение в природе, как одно из средств ознакомления с окружающим миром

Наблюдение - это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального....

Мастер - класс «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игр».

Игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой....