Самообразование
статья (младшая группа)

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Я, Митькова А. Р. работаю в младшей группе воспитателем. Имею два высших образования: высшее педагогическое и высшее дошкольное.

Педагогический стаж 42 года. Стаж работы в МКДОУ «Сэтэней»39 лет.

Тема самообразования: «Речевое развитие детей в условиях внедрения ФГОС».

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС ДО особую

актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного

возраста. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее

выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с

взрослыми. Каждый ребенок должен научиться в детском саду

содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно

излагать свои мысли.

В последнее время дети стали меньше общаться с взрослыми и

сверстниками. Большую часть времени они проводят за игрой в компьютер и просмотром телевизора. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести

диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают. Анализируя данные

педагогической диагностики в младшей группе, я пришла к выводу, что

более 50% воспитанников имеют нарушения речевого развития.

Целью моей работы  по самообразованию в 2018 -2019году было:

Повышение теоритического уровня профессионального мастерства и

компетентности.

Поставила следующие задачи:

1. Обогащать активный и пассивный словарь детей по различным

лексическим категориям;

2. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе

обогащений представлений о ближайшем окружении;

3. Изучить способы, методы и приемы активизации речи детей;

4. Повысить собственный уровень знаний путем изучения

соответствующей литературы, изучения методов и технологий педагогов;

5. Объединить усилия педагога и родителей в работе по речевому развитию детей.

Поставив перед собой цель и задачи я начала работу по следующим

направлениям:

•        изучение литературы;

•        работа над созданием развивающей предметно-пространственной  

          среды и изготовлением наглядно –демонстрационного и методического

          материала;

•        НОДс детьми;

•        совместная деятельность с детьми;

•        взаимодействие с родителями и с педагогами.

В процессе работы по самообразованию, я изучила методическую литературу:

«Развитие речи детей дошкольного возраста» Ф. А. Сохина –уточнила особенности словарной работы , направление , задачи , содержание

словарной работы , последовательность материала выдаваемого детям ,

методику проведения НОД;

«Методика развития речи детей дошкольного возраста» Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичёва, В.К.Лотарёв –в книге изложены лексика, методы и приёмы в речевом общении, методы и приёмы в НОД, примерные конспекты НОД.

В своей работе я использовала следующие методы словарной работы: Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с

окружающим миром и обогащение словаря)

•        непосредственное  ознакомление с  окружающим  и  обогащение

словаря: рассматривание   и обследование   предметов, наблюдение,   осмотры

помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

•        опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение

словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием,

чтение художественных произведений, просмотр телепередач.

Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие

его смысловой стороны:

•        рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,

•        дидактические игры,

•        чтение художественных произведений,

•        словарные упражнения.

Работа  с  детьми осуществлялась в  разнообразной  деятельности:

НОД (согласно  календарному  плану),  наблюдения,  игры  (дидактические,

подвижные  с  текстом,  хороводные,  словесные,  сюжетно-ролевые,

пальчиковые), беседы, чтение художественной литературы, артикуляционная гимнастика, чистоговорки, разучивание стихов, песен, потешек,   демонстрация  картин  и  иллюстраций,  показ  способов

действий.

В младшей группе решала следующие задачи:

На основе  обогащения представлений о ближайшем окружении

продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Обогащать словарь детей:  существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, н

носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;  глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать

, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать —

закрывать, снимать —надевать, брать —класть), действия, характеризующие

взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их

эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);  

прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру

предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);  наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных

уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть

существенные детали и части предметов (у платья —рукава, воротник,

карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер),

особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые

материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные

предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают

первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под

шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка —блюдце, стул —табурет —скамеечка, шуба —пальто).

Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи,

фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь);

называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Привлекая детей и родителей, стала пополнять и расширять  предметно-

пространственную среду:

•        это художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки,

скороговорки;

•        дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры;

•        иллюстрации: предметные и сюжетные картины.

Всё это привлекло внимание детей.

На занятиях по познавательному развитию в утренние и вечерние часы, на прогулках проводила различные игры и упражнения по формированию у

детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, определяющие

качества и свойства предметов, многозначные слова и т.д.

Уделяла большее  внимание играм с предметами, игрушками, природным материалом и пр.  Настольные печатные игры и словесные игры -

все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря

дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками

сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и

мышления ребенка.

Детям младшей группы  давала предметы, резко отличающиеся друг от

друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные

различия между предметами. Сравнивая предметы, дети называли

одинаковые их части, признаки и отличительные особенности. Например,

дидактическая игра: « Что лишнее?».

Учитывая индивидуальные особенности детей, организовала в группе

Центр по развитию речи: театрализованный уголок,

дидактических и

речевых игр. Для мотивации детей к деятельности использовала

проблемные ситуации, включая сказочных персонажей, сюрпризные моменты.

Обогащение и активизация словаря детей происходит во время прогулки и экскурсии. В процессе наблюдения за животными, птицами, растениями, насекомыми и людьми. Дети знакомились

с понятием живой-неживой природы.

Словарная работа с детьми, предполагает освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. Формировала родовые

понятия, как мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, при этом особо значимым становилось умение самостоятельно находить

существенные признаки, обобщать и выражать результат обобщение в речи.

Детям нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д.

Для развития активной речи ребёнка  сопровождала действия ребёнка

словами и побуждала его к проговариванию. Важно, чтобы ребёнок

стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В

этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше

запоминается и отражается в речи.

Успешную работу с детьми по развитию речи невозможно выстроить

без партнерских отношений с родителями. Было проведено родительское

собрание. На родительском собрании было уделено внимание типическим

ошибкам детей в разговорной речи, ограничен запас слов по предметному и

окружающему миру. Были разработаны рекомендации и памятки для

родителей по обогащению и расширению активного словаря детей.

Родители  оказывали  необходимую  помощь  в создании  предметно-

пространственной среды. Организация  акции  для  родителей  «Подари  игру,  книгу  группе» -Пополнение  родителями  сюжетно –ролевых  игр  «Парикмахерская», «Больница», «Магазин».

В результате проделанной работы к концу учебного года большинство

детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на

вопросы. У детей повысилась речевая активность, увеличился словарный

запас.  Дети  интересуются  окружающим,  общаются  со  сверстниками,

пользуются  формами  речевого  этикета  (с  просьбой,  приветствием  и

прощанием),  знают  много  стихов,  потешек,  песен  и  с  удовольствием  их

рассказывают.  Пополнилась  предметно-развивающая  среда  группы.

Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого

развития дошкольников.

В дальнейшем в своей деятельности планирую продолжить работу по

развитию  речи,  больше  внимания  уделять  современным  подходам  к

воспитанию  детей,  инновационным  методикам  и  новинкам  методической

литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...