Условия формирования детского музыкального творчества
статья

Козлова Наталья Владимировна

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на первом месте стоит развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности. Личности готовой адаптироваться в социуме. Развивая творческие способности детей мы развиваем, индивидуальные способности каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx57.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности.

Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах.

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический  текст,  образное  слово  помогают  ребенку  лучше  понять  ее

содержание. Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Детское  творчество  –  это  форма  активности,  в  процессе  которой ребенок  видоизменяет  окружающий  его  мир  и  создает  нечто  новое  для других и себя. Работу по формированию творческих способностей необходимо вести в системе. При построении системы работы по формированию творческих способностей детей следует учитывать синтетическую природу детского музыкального творчества и этапы его развития.

Цель: Развитие личности дошкольника в совокупности интегративных качеств средствами разных видов искусств, которые выражаются в художественно – эстетическом отношении к окружающему, в потребности проявлять себя в творческой деятельности и в способах творческой самореализации воспитанников.

Задачи: Развивающие:

•  Развитие  психических  процессов:  наблюдательности,  образной памяти творческого воображения, креативного мышления;

• Развитие эстетического сознания, предполагающее творческое отношение к миру, проявляющееся у воспитанника в позиции созидателя, а также осознание элементарных законов художественно-творческой деятельности;

•  Развитие  эмоциональных,  творческих,  музыкально  –  эстетических

качеств личности ребенка, в основе которых лежит потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные:

•  Формирование  музыкального  вкуса,  эстетического  осознания шедевров мировой классики;

• Воспитание интереса к разным видам музыкального творчества. Обучающие:

Обучение приемам творческой деятельности;

Формирование знаний о средствах художественной выразительности; Формирование знаний о видах музыкально – творческой деятельности

и специфических для каждого из них изобразительных средствах.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

• восприятие:

- восприятие музыки, специально созданной для слушания;

- восприятие музыки в связи с ее исполнением;

- музыкально-дидактические игры.

• исполнительство:

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- игра на музыкальных инструментах.

• творчество:

- песенное творчество;

- музыкально-игровое и танцевальное творчество;

- импровизация на детских музыкальных инструментах;

• музыкально-образовательная деятельность:

- знания общего характера;

- специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Наиболее приспособлены для приобщения к миру прекрасного дети дошкольного возраста. Каждый вид искусства, будь то музыка или живопись, несет в себе ценность художественно- эстетического воспитания.  Дети  учатся  чувствовать  и  понимать,  замечать  хорошее  и плохое, творчески думать и действовать – тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.

«Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств»- говорил Бетховен. Чередование различных видов деятельности с музыкальной деятельностью требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и способности проявления волевых качеств, творческой индивидуальности.

Формирование   творческих   способностей   ребенка   обусловлено   не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольном учреждении. Существует хорошо апробированная традиционная структура занятий, как по музыкальной деятельности, так и по другим видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации, развитию речи и т.д.

Наряду с этим в последние годы появилась тенденция к интеграции в педагогическом процессе воспитания. Комплексному, с элементами интеграции, музыкально-творческому развитию дошкольников посвящены работы  таких  заслуженных  педагогов,  как  Т.Н.  Доронова,  А.И.Буренина,

Н.А.Ветлугина,        Л.Н.Алексеева,        М.Л.Петрова,        О.П.Радынова,        Т.Г.Рубан, К.В.Тарасова, Л.В.Школяр, Т.Э.Тютюнникова и др.

Существует множество методик музыкально- эстетического развития детей, их художественных способностей. Однако на практике приоритет отдается  не  сочетанию  разных  видов  художественной  деятельности,  а какому-то одному виду. В преодолении названных тенденций видную роль в формировании интегрированных принципов сыграли зарубежные композиторы: Б.Бриттен, К.Орф, З.Кодай, П.Хиндемиш и отечественные: Ц.Кюи, А.Гречанинов, М.Красев, М.Коваль, Д.Кабалевский, М.Минков и др.

В последнее время появилось много нового, увлекательного и доступного музыкального материала, который может поднять на новый уровень творческое развитие детей.

Таким образом, развитие творческих способностей и формирование гармоничной   личности   ребенка   происходит   через   восприятие   музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление  в  области  музыкального  воспитания  является  приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного  мышления,  формируют  навыки  самостоятельной  работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.

Таким  образом,  дошкольный  возраст  —  период,  который обуславливает особую легкость обучения таким видам художественной деятельности, как балет, танец, музыка. Организм ребенка в этот период отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности. Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он искренне переживает изображаемые события. Врожденные артистические задатки   детей,   игру   которых   отличает   «вера   и   правда»,   необходимо

развивать.

"Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему." Джанни Родари


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ГРУППЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Статья из опыта работы, раскрывающая подходы к оснащению развивающей среды группы для самостоятельного музицирования детей в свободной деятельности....

"Детское музыкальное творчество. Музыкально - ритмическое творчество."

1. Теоретические основы и задачи музыкально - ритмического воспитания...

Детское музыкальное творчество. Игра на детских музыкальных инструментах.

Содержание:      Введение.            I.            Теоретические...

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 3. Технология развития музыкального творчества

Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин...