Опыт работы "«Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте».
материал (средняя группа)

Ландина Ирина Владимировна

               Основным принципом дошкольного образования согласно Федеральному Государственному Стандарту является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_detskiy_master_klass.docx995.54 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя МБДОУ № 10 Ландиной И.В.

«Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности

в дошкольном возрасте».

Основным принципом дошкольного образования согласно Федеральному Государственному Стандарту является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности.

В процессе наблюдения за детьми, обратила внимание на то, как ребята в свободной деятельности показывают друг другу то, что умеют делать, чему научились дома. Одни показывают как умеют рисовать, другие дети делятся со своими друзьями способами лепки, третьи показом сказки и т.д. Задумалась о том, как организовать детскую деятельность, чтобы дети могли демонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.

   Передо мной возникла проблема поисков способов, вариантов изменения содержания образования таким образом, чтобы оно выстраивалось на основе интересов и индивидуальных потребностей ребенка.

Огромную помощь в нахождении таких вариаций, в поисках и принятии интересных решений оказывают разнообразные культурные практики. Ведь именно они, являясь различными видами самостоятельной деятельности, основаны на небольшом, но уникальном, как и сами дети, жизненном опыте ребенка, на его текущих и перспективных интересах.

Изучая опыт коллег дошкольных образовательных организаций города Канска и других городов, литературу: «Культурные практики» Крылова Н.Б., «Инициатива в ДОУ» Н.Е. Веракса, остановила свой выбор на детском мастер-классе.

Детский мастер-класс – это особая форма организации детской деятельности, где ребёнок самостоятельно выбирает себе занятия по вкусу и по душе.

Сначала в нашей группе проводились мастер-классы для родителей, затем мастер – классы для детей стали проводить сами родители. А в этом учебном году мы решили организовать детские мастер-классы.

Определила цели и задачи

Цель: создание условий для формирования инициативы и самостоятельности дошкольников.

Задачи:

- Создавать ситуации позволяющие дошкольникам реализовывать свою компетентность.

- Развивать речь детей, как средство общения.

- Развивать инициативность, самостоятельность.

- Воспитывать культуру общения со сверстниками.

С детьми была проведена предварительная работа, где рассказывалось о том, кто такой «мастер», что он делает, обсудили правила поведения при организации   мастер-класса как участников «умельцев», так и «мастеров». «Мастера» выступают уверенно, говорят внятно, четко, громко. Участники слушают внимательно, не перебивают мастера, вопросы можно задавать после того, как мастер закончил объяснения и показ. Все работы признаются ценными. Обязательно благодарим «мастера» за представленный опыт.

Для того, чтобы выделить мастера, придумали для него «значок мастера».

Мастер-классы проводятся 1 раза в месяц, во второй половине дня. Оптимальное количество мастер классов – два.

Взрослый может не принимать участие в «мастер-классе», а может быть партнером по совместной деятельности во время «мастер-класса».

В нашем случае взрослый партнер

Структура мастер-класса на слайде не проговариваем, а просто показываем

Это говорим 1 этап-выбор темы.

Темы для мастер-класса выбираются любые, иногда могут быть привязаны к теме недели. Выбирается тема детьми в основном на групповом, утреннем сборе самостоятельно или при моей помощи.

В дальнейшем планируем доску выбора, где мастера будут размещать свою работу, фото.

На втором  этапе происходит обсуждение содержания мастер – класса. Индивидуально обсуждаю с ребенком этапы его выступления, вместе продумываем и выбираем необходимые материалы,   которые будет использовать «мастер».

3 этап презентация темы мастер-класса.

4 этап-представление опыта «мастером».

В нашей группе становится традицией перед представлением опыта, объявлять тему,  с использованием слогана:  «Я знаю, я умею,  и  я вас научу», который подсказали нам родители.

Затем дети переходят к 5 этапу - практическому. Самостоятельно выполняют свою работу, если затрудняются, то «мастер» оказывает словесную или практическую помощь.

После проведения  мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности своим сверстникам или взрослым.

Детские работы используем в разных видах деятельности: изделия из теста - для сюжетно-ролевых игр, картины из крупы - для украшения группы, записные книжки для рецептов подарили мамам.  

Для родителей оформляем выставку работ в приемной.

Практическая направленность мастер-класса: приобретение опыта публичных выступлений,  формирование коммуникативных навыков, развитие инициативности, приобретение опыта коллективной деятельности,  стимул самостоятельного поиска новых  способов действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс для родителей " Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию, воображению детей  дошкольного возраста в домашних условия...

Мастер-класс"Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" Презентация.

Вашему вниманию представляется мастер-класс "Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"....

Мастер-класс "Педагогические условия стимулирующие развитие игровой деятельности младшего дошкольного возраста"

                 Цель мастер-класса  -  разработка и создание педагогических условий для развития игровых умений и игр...

мастер-класс "Пальчиковые игры - основа развития речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи у дошкольников»«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский «Руки учат голову, затем поумневш...