Конспект по познавательному развитию для подготовительной группы детского сада : « След М.Ю.Лермонтова на Чембарской земле».
методическая разработка (подготовительная группа)

Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, в котором жили и творили люди,  известные всему миру.

Подвести к пониманию того, что города изменяются в течение времени и имеют свою неповторимую историю.

Развивать у детей интерес к историческим фактам, связанным  с историей родного города и близлежащего села Тарханы.  

Развивать мелкую моторику, коммуникативные способности детей, речь, память и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatel.doc359 КБ

Предварительный просмотр:

               

                         Филиал МДОУ ДС №1 г. Белинский ДС №3 г.Белинский.

Конспект по

познавательному развитию для подготовительной группы детского сада :

 « След М.Ю.Лермонтова

на Чембарской земле».

                                                                      Подготовила: воспитатель Степанова О.С.

 

                                                         2018 г.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Задачи:        

Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, в котором жили и творили люди,  известные всему миру.

Подвести к пониманию того, что города изменяются в течение времени и имеют свою неповторимую историю.

Развивать у детей интерес к историческим фактам, связанным  с историей родного города и близлежащего села Тарханы.  

Развивать мелкую моторику, коммуникативные способности детей, речь, память и мышление.

Оборудование: Музыкальная запись танца «Менуэт», компьютерная презентация, д/и «Разрезные картинки», заготовки для аппликации « Парус».

Ход занятия:

Дети выходят в исполнении танца менуэт.

Воспитатель: Ребята, какой красивый танец! Скажите - вы исполняли современный танец? ( нет, старинный) А где исполнялись такие танцы? (Такие танцы в старину танцевали на балах). Вам известны названия ещё каких-нибудь старинных танцев?( менуэт, полонез). А сейчас где-нибудь проводятся такие балы, на которых танцуют менуэт, полонез?(нет) Давайте посмотрим на экран(фрагмент бала в музее Тарханы) Вы узнаёте это место? (Тарханы, Лермонтово, музей). А что такое музей? ( учреждение, которое занимается сбором, изучением и хранением старинных вещей ). В музее  им. М.Ю. Лермонтова регулярно проводятся Лермонтовские балы, и каждый желающий может посетить такое мероприятие. Кто из вас бывал в Тарханах? (ответы детей). Почему в доме где жил Лермонтов, открыли музей ? (это – великий поэт).  А если он поэт значит какие произведения он писал? (стихи)Верно! И не только , но большинство его произведений – стихи. Послушайте стихотворение, которое написал М.Ю.Лермонтов…

 

 Когда волнуется желтеющая нива,

 И свежий лес шумит при звуке ветерка,

 И прячется в саду малиновая слива

 Под тенью сладостной зелёного листка;

 Когда, росой обрызганный душистой,

 Румяным вечером иль утра в час златой,

 Из-под куста мне ландыш серебристый

 Приветливо кивает головой;

 Когда студёный ключ играет по оврагу

 И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

 Лепечет мне таинственную сагу

 Про мирный край, откуда мчится он, —

 Тогда смиряется души моей тревога,

 Тогда расходятся морщины на челе, —

 И счастье я могу постигнуть на земле,

 И в небесах я вижу бога...

  Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве, рано остался без мамы. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любившая внука, перевезла мальчика в своё имение в Тарханах, где и  занялась его воспитанием. В Тарханах М.Ю.Лермонтов провёл всё своё детство, играл, как и все дети,  в различные игры. А вы знаете какие-нибудь старинные игры, в которые играли на Руси, мы часто с вами играем в некоторые старинные игры, подумайте, в какие? («Колечко», «Жмурки», «У медведя во бору», «Краски») Молодцы! А сейчас, я предлагаю вам, поиграть в старинную игру, которая называется «Горелки».

   Ход игры: Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий становиться на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло. 
Глянь на небо – птички летят, 
Колокольчики звенят! 
Раз, два, три – беги!
 После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается никого поймать, он остается в той же роли.

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. 

    На протяжении всей своей короткой жизни Лермонтов посещал дорогое его сердцу место. Здесь он написал много произведений.  

    Кто-нибудь из вас бывал в Тарханах? Вспомните, долго ли вы ехали туда?  Далеко ли от нашего города находится село Тарханы? (близко). Как сейчас называется это село?(Лермонтово).  Да,  село находится довольно близко. Так вот, оказывается,  Лермонтов часто бывал в Чембаре. Представляете, великий поэт, когда-то ходил по улицам нашего города, где сейчас с вами ходим и мы, посещал дома, в которых  в те давние времена, жили его знакомые и знакомые его бабушки. На улице Садовой,  находится дом, который какое-то время принадлежал бабушке Михаила Юрьевича.  Но он очень старый. И на сегодняшний день его переделали почти полностью. В честь великого поэта , названа одна из улиц нашего города. Кто-то из вас, даже живёт на этой улице. Кто-нибудь догадался, какая улица названа в честь поэта Лермонтова (Лермонтовская).  Верно, а какие известные здания находятся на улице Лермонтовской? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю поиграть в игру, которая поможет вам найти ответ: игра «Разрезные картинки»(с достопримечательностями улицы).

   А теперь давайте отгадывать, какие здания изображены на фотографиях , которые вы собрали и какие из них, располагаются на улице Лермонтовской (церковь, пенсионный фонд, …Фотографии построек в современном виде и в первоначальном появляются на экране, воспитатель кратко комментирует фотографии).Но есть и другие места в Белинском, которые хранят память о поэте.(на экране фотография заповедника «12 дубков» )Ребята, а это место вы узнаёте? Бывали здесь?(ответы детей).  Когда М.Ю. был маленьким - это было его излюбленным местом в Чембаре. Здесь в 14 лет он написал поэму, которую назвал «Черкесы».

Вы тоже знаете стихотворение Лермонтова, давайте его послушаем(несколько детей читают стихотворение «Парус»)

Парус

Михаил Юрьевич Лермонтов

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

  Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? Предлагаю всем вместе выполнить аппликацию, которая будет иллюстрацией к стихотворению «Парус»( Выполняют аппликацию, показывают гостям результаты своей работы).

  Что ж ребята, сегодня вы узнали много нового.

 Итак.   Кто такой М.Ю.Лермонтов?(поэт) Как Лермонтов связан с историей нашего города?

 Я часто посещаю музей-заповедник им. М.Ю.Лермонтова в селе Тарханы. Привезла вам маленькие сувениры с символикой музея.(Воспитатель раздаёт детям магниты с изображением поэта и достопримечательностей села Лермонтова).

Результативность использования краеведческого материала «След М.Ю.Лермонтова на Чембарской земле».

  В результате проведённого мероприятия дети подготовительной группы ближе познакомились с жизнью и творчеством русского поэта М.Ю.Лермонтова.

  Воспитанники испытали восхищение и гордость  за свой родной край, в котором жили и творили люди,  известные всему миру.

Проявление интереса к истории своей малой Родины, со стороны детей, позволил и в дальнейшем развивать и внедрять краеведческую тему в повседневные занятия в  ДОУ.

Большинство воспитанников, вместе с родителями посетили музей М.Ю.Лермонтова в Тарханах, после чего поделились своими впечатлениями.    Родители отметили знания своих детей о  М.Ю.Лермонтове, селе, названном в его честь, а так же связи поэта с нашей малой Родиной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада тема: «Береза как символ России»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в  подготовительной  группе детского сада тема: «Береза как символ России»...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Путешествие по реке Кубань»

Программное содержание: Образовательные: Углублять и уточнять представления о родном крае, реке Кубань. Знакомить с растениями, животными, птицами нашего края. Развивающие: Развитие внимания, памяти, ...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как Муравьишка домой спешил"

Конспект НОД по « Познавательному развитию» в подготовительной группе « Пчелка»Цель образовательной деятельности: Формирование у детей элементарных математических представлений, речевого развития чере...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада

В конспекте представлен материал для занятия в подготовительной группе по познавательному развитию, художественно-эстетическому, физическому развитию....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологий Тема « Ветер проказник»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе детского сада с применением ИКТ технологийТема « Ветер проказник»...

конспект СОД по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как звери к зиме готовятся"

В конспекте представлен вариант использования художественной литературы (М. Пришвин рассказ "Ёж" с целью углубления знаний у детей о приспособлении некоторых видов животных к зимним условиям...