Развитие познавательного интереса у дошкольников через ИКТ
статья (старшая группа)

Ошроева Любовь Валерьевна

Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ — одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО.

Главная цель внедрения информационно-коммуникационных технологий – развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tneres.docx19.43 КБ
Файл tneres.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса у дошкольников через ИКТ

                         Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

                                      мы украдём у наших детей завтра.

                                                                                     Джон Дьюи

Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ — одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО.

Главная цель внедрения информационно-коммуникационных технологий – развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Познавательный интерес является одним из основных показателей становления личности дошкольника. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым.

Одна из форм организации работы с мультимедиа в детском саду, которую мы используем в своей работе предусматривает владение детьми средствами информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая представляется не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Особенности возраста позволяют ставить вопрос об обучении дошкольников средствами познания окружающего мира, одним из которых является познавательный интерес. Интерес, вычленяя, информацию из общего потока, выделяя предмет или явления, делает его значимым для ребенка. Причины интеллектуальной пассивности, встречающиеся у детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов детей. Вместе с тем, будучи не в состоянии сравниться с самым простым учебным заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводиться в практическую плоскость или в игру

Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с миром, старается полюбить мир, в который он пришел. Однако педагогам следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение - вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка.Отношение же к миру формируется у ребенка на протяжении всей жизни. И наша задача состоит в том, чтобы это отношение было:

1. познавательным (т.е. я хочу узнать и разгадать),

2. бережным (хочу защитить мир и не вредить ему),

3. созидательным (хочу сохранить и приумножить эту красоту).

Познавательная деятельность имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. Если говорить о среднем дошкольном возрасте (4-5 лет), здесь стоят следующие задачи:

1.Обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственного восприятия. Передавать детям информацию новым для детей способом познания - через слово.

2. Накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей.

3. Помогать детям упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире через понятие "последовательность".

4. Формировать у детей бережное и созидательное отношение к миру.

5. Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию первых избирательных интересов детей.

6. Создавать условия для развития познавательных процессов.

Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Компьютерные презентации, различные анимации легко усваиваиваются дошкольниками.

Их задачи:

1. Развивать конструктивные способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение.

4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление.

5.Использовать элементы развития эвристического мышления.

6.Развивать потребности к познанию.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

• дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

• позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

• позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;

• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения.

Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, так и медиков. Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследования, проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт — усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуются школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения.

Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

В результате проводимых в разное время исследований, доказано,что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей четырех - шести лет не должна превышать 10-15 минут. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования(как отмечается в ФГОС) предполагают, что ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными представлениями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Использование компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств в целях воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей. Вот почему взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.

Список использованной литературы:

1.Венгер Л.А.,Венгер А.А.Готов ли ваш ребенок к школе?//М."Знание".-1994г.-с.74-88.

2.Горвиц Ю.М.Зачем малышам компьютер.//Детский сад от А до Я.-2003.-№1.

3.Гризик Т.И.Познавательное развитие детей 2-7 лет.//М.Просвещение.-2010.

4.Зворыгина Е.,НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников./Информатика и образование.-1990.-№6.-с.94-102.

5.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы(Санпин 2.4.2.178-020),рег.№3997.

6.Интернет-ресурс.



Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса у дошкольников через ИКТ

                         Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

                                      мы украдём у наших детей завтра.

                                                                                     Джон Дьюи

Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ — одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО.

Главная цель внедрения информационно-коммуникационных технологий – развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Познавательный интерес является одним из основных показателей становления личности дошкольника. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым.

Одна из форм организации работы с мультимедиа в детском саду, которую мы используем в своей работе предусматривает владение детьми средствами информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая представляется не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Особенности возраста позволяют ставить вопрос об обучении дошкольников средствами познания окружающего мира, одним из которых является познавательный интерес. Интерес, вычленяя, информацию из общего потока, выделяя предмет или явления, делает его значимым для ребенка. Причины интеллектуальной пассивности, встречающиеся у детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов детей. Вместе с тем, будучи не в состоянии сравниться с самым простым учебным заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводиться в практическую плоскость или в игру

Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с миром, старается полюбить мир, в который он пришел. Однако педагогам следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение - вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка.Отношение же к миру формируется у ребенка на протяжении всей жизни. И наша задача состоит в том, чтобы это отношение было:

1. познавательным (т.е. я хочу узнать и разгадать),

2. бережным (хочу защитить мир и не вредить ему),

3. созидательным (хочу сохранить и приумножить эту красоту).

Познавательная деятельность имеет свою специфику на каждом возрастном этапе. Если говорить о среднем дошкольном возрасте (4-5 лет), здесь стоят следующие задачи:

1.Обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственного восприятия. Передавать детям информацию новым для детей способом познания - через слово.

2. Накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей.

3. Помогать детям упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире через понятие "последовательность".

4. Формировать у детей бережное и созидательное отношение к миру.

5. Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию первых избирательных интересов детей.

6. Создавать условия для развития познавательных процессов.

Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Компьютерные презентации, различные анимации легко усваиваиваются дошкольниками.

Их задачи:

1. Развивать конструктивные способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение.

4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление.

5.Использовать элементы развития эвристического мышления.

6.Развивать потребности к познанию.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:

• дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

• позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

• позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;

• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения.

Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, так и медиков. Основания для беспокойства самые весомые. Гигиенические исследования, проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт — усталость глаз, боль, зуд, мелькание или двоение и т. д. Чаще всего жалуются школьники, которые имеют те или иные дефекты зрения.

Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

В результате проводимых в разное время исследований, доказано,что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей четырех - шести лет не должна превышать 10-15 минут. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования(как отмечается в ФГОС) предполагают, что ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными представлениями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Использование компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств в целях воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей. Вот почему взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.

Список использованной литературы:

1.Венгер Л.А.,Венгер А.А.Готов ли ваш ребенок к школе?//М."Знание".-1994г.-с.74-88.

2.Горвиц Ю.М.Зачем малышам компьютер.//Детский сад от А до Я.-2003.-№1.

3.Гризик Т.И.Познавательное развитие детей 2-7 лет.//М.Просвещение.-2010.

4.Зворыгина Е.,НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников./Информатика и образование.-1990.-№6.-с.94-102.

5.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы(Санпин 2.4.2.178-020),рег.№3997.

6.Интернет-ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через электронные дидактические игры

В статье представлен опыт работы по развитию познавательного интереса старших дошкольников через электронные дидактические игры. Автор приходит к выводу, что используя разнообразные электронные игры,...

Выступление на XXI Всероссийской научно-практической конференции "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом"

        Аликина А.Ю.воспитательМБДОУ №27г.Канск   Проект "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом" для ...