Семинар-практикум для воспитателей на тему:"Использование развивающей среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича в младшей группе"
материал (младшая группа)

Биктимирова Гульназ Анваровна

Использование развивающей среды "Фиолетовый лес"В.В.Воскобовича в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №26 «Почемучка»

 городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

   

Городское методическое объединение

для воспитателей групп раннего возраста

Семинар-практикум на тему:

«Использование развивающей среды «Фиолетовый лес»

 В.В. Воскобовича в младшей группе».

Подготовили:

Биктимирова Гульназ Анваровна

Габдуллина Анастасия Анатольевна

воспитатели  МАДОУ

Детский сад №26 «Почемучка»

Согласовано:

старший воспитатель

Петрова Г.Г.

Дата проведения: 20.11.19г.

2019  г.

 

В период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления.

Как помочь ему в этом познании? Как сделать этот процесс интересным, привлекательным и «долгоиграющим»? Этими же вопросами задался Воскобович Вячеслав Вадимович.

Кто такой В.В. Воскобович?

        Вячеслав Вадимович Воскобович когда-то даже не мог представить себя в роли педагога и создателя несколько десятков развивающих игр. Инженер – физик по образованию, он всецело отдался в воспитание собственных сыновей, а игры начал изобретать во времена советского дефицита. Развивающие игры Воскобовича производятся и сегодня, их количество уже переросло за пятьдесят.

        Главным навыком, который усердно тренируется во время игрового процесса, является навык понимания во время практики. То есть  во время практических занятий максимально плавно прокладывается тропа к теории. Методика Воскобовича дает максимально общее развитие личности, интеллекта, таланта. Особое внимание педагогом уделяется именно последнему пункту, так как выполнение большинства заданий требует проявления креатива, подключения воображения.

        Игровая развивающая среда «Фиолетовый лес».

        «Фиолетовый лес» - это ковролиновая  основа,  для жесткого крепления на стене с модульными элементами (небо, земля, полянка, лужайка), и съёмными элементами (солнце, облака, озеро, деревья, животные, птицы, насекомые, земноводные, млекопитающие).

        «Фиолетовый лес» разбит на области, в которых действуют свои персонажи и играют в определенные игры. Переносные элементы крепятся к основе на липучках и могут размещаться в произвольном порядке на основе. Все пособия сделаны на основе ковролина, поэтому главные герои и игровые пособия легко крепятся и перемещаются с помощью липучек. Таким образом игровая среда мобильна и многофункциональна.

        Сказки «Фиолетового леса» содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. Кто знаком с этой технологией, знает, что все события происходят в «Фиолетовом лесу». Важно! Чтобы детали, фон был фиолетового цвета. Фиолетовый цвет побуждает ребенка к воображению, активирует мышление

        Рассмотрим подробнее области «Фиолетового леса».

1.«Поляна Золотых Плодов» – здесь главные действующие герои очень умный Ворон Метр, который задает разные задания, и Паук Юк который плетет свои паутины на «Геоконте».

2.«Школа Волшебства» – занятия ведет Кот Филимон. Его ученики: Околесик, Гномы Разделяй-Объединяй, Крути-Верти, Увеличь -Уменьши, Появись-Исчезни. На занятиях Кот показывает различные трюки с «Теремками Воскобовича», с «Конструктором букв» и с «Читайкой на шариках». В школу также часто заходит следопыт Крутик По со своими «Логоформочками».

        В «Фиолетовом лесу» есть «Озеро Айс». Хранителем Озера является Незримка Всюсь, который очень любит доставлять неприятности другим. По Озеру плавают кораблики «Брызг-Брызг», «Плюх-Плюх», «Буль-Буль» во главе с Капитаном Гусем и матросами лягушатами, на пути которых постоянно возникают препятствия, решать,  которые приходится детям.

        «Фиолетовый лес»- это развивающая сенсорная среда Воскобовича, в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет  полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень знаний в соответствии с возрастными особенностями. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку  предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи, разгадывать ребусы и находить выходы из лабиринтов.

        Не менее важными атрибутами сказочного панно являются герои, среди которых есть постоянные – ключевые герои, с которыми ребенок проходит все испытания на протяжении всего путешествия. И есть герои, которые живут в игровых областях.

        «Фиолетовый лес»-  способствует:

  • ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, с растительным и животным миром);
  • развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);
  • развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации;
  • развитию аргументированной и доказательной речи.

        Мы начали использовать данную среду, в младшей группе, и пришли к выводу, что адаптация детей проходит более мягко и плавно. Во время  демонстрации сказок со знакомыми персонажами «Фиолетового леса»- мы заметили снижение ситуативной тревожности. Исходя из опыта внедрения данной технологии, мы делаем следующие выводы: что использование игр с материалами предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей  младшей группы к детскому саду, отвлекает от грустных мыслей о доме и родителях, способствует установлению стойкой привязанности к воспитателям.

        Маленький ребёнок испытывает потребность быть принятым, получить эмоциональную поддержку и внимание окружающих. Важнейший сигнал положительного эмоционального состояния ребёнка – выражение радости (улыбка, смех). Радостные переживания благотворно влияют на организм человека. Радость не может быть вызвана намеренно, запланирована, радости невозможно обучить ребёнка. Она возникает спонтанно при достижении человеком какого-либо важного для себя результата. Поэтому главное, что необходимо сделать для ребёнка – обеспечить чувство привязанности и эмоциональной поддержки во взаимоотношениях с окружающими, что служит прямым и косвенным источником радостных переживаний. Чувствуя себя принятым, ребёнок активно исследует мир, осваивает новые навыки, испытывая при этом радость от достижения.

        При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» решается ещё одна важная педагогическая задача: обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние. Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.

        Ежедневные игры с использованием предметно - развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми.

Детям младшего возраста нравятся следующие  игры с использованием материалов развивающей среды  «Фиолетовый лес»:

1. «Приклей - отклей» цветочки (листочки) – способствует развитию мелкой моторики, координации движений, успокаивает.

Нёс пушистый зайчик

Белый одуванчик,

Одуванчик так хорош,

И на зайчика похож.

Только дунул ветерок

и рассыпался цвет.

Огорчился зайчик: «Где же одуванчик?

Был такой большой цветок,

А остался стебелек!»

Говорит зайчонку ежик:

«Одуванчик не надёжен,

чтобы донести домой -

нужен нам цветок другой»

Мы возьмем в букет ромашку,

клевер, лютики и кашку,

к ним добавим василёк -

им не страшен ветерок!»

2. «Принеси по…» - принести 1, 2, 3 цветочка – способствует развитию навыка счёта.

На лугу растут цветы

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

3. «Приклей листочки желтого цвета» - приклеивание-отклеивание цветочков разных цветов, способствует развитию навыка узнавания цветов.

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий.

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет!

        Таким образом, использование игр с материалами развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей младшей группы к детскому саду.

         «Фиолетовый лес может использоваться в разных видах детской деятельности ,в разных возрастных группах и даже учениками начальных классов.

- в игровой деятельности;

- в общении с взрослыми и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого;

- в предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками;

- в восприятии сказок, стихов, рассматривании картинок;

- двигательной деятельности.

        Дети приобретают  навыки:    

-  силуэтного конструирования на плоскости, конструирование плоскостных и объемных фигур, «Чудо-крестики»;

 -  развитию логико-математических представлений  (соотношение части и целого) «Двухцветнный квадрат»;

 - закреплять умение ориентироваться на местности;

 - уметь соотносить цифру с буквой «Геоконт» .

        Таким образом, охватывая почти все виды детской и совместной с взрослым деятельности детей.

        С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и сказочные герои, которые близки и знакомы детям.

        Исходя из опыта внедрения данной технологии, мы делаем следующие выводы:

 -у детей присутствует и развивается познавательный интерес («Фиолетовый лес» привлекает к себе внимание множеством манипуляции (на панно присутствуют деревья, плоды, листья, звери, солнышко, тучка и многое другое) далее возникает у ребенка желанием подойти, рассмотреть, потрогать, то есть появляется мотивация к самостоятельному и совместному действию). Еще, чем примечательно панно «Фиолетовый лес», это то, что ребенку одновременно доступен осваиваемый материал и то что, ребенок получает от этого удовольствие. И в свою очередь деятельность ребенка зависит от вариативности использования материала, чем больше тайн скрыто в игровом пособии, тем чаще ребенок захочет его использовать, экспериментировать, поделиться своими открытиями в этом и состоит дальнейшая задача педагога (Например, на панно расположен паучок: Тебе нравятся бабочки? А где они живут? А кто еще живет в лесу? А в нашем лесу живет много разных насекомых? Хочешь узнать, кто здесь живет и, чем они занимаются? (педагог совместно с ребенком рассматривает, кто еще живет на панно). Что плетет паучок? А паутина какая? (действия педагога совместно с ребенком предполагают создание сюжета). Кто попадает в его паутину? А как ты думаешь можно спасти насекомых от паучка? У меня есть друг малыш Гео, он всегда приходит на помощь…) Таким образом, сказку можно продолжать и разворачивать сюжет либо по замыслу воспитателя, либо по желанию ребенка;

- использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует развитию самостоятельности ( ребенок  действует здесь самостоятельно, c помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок  ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений, он   сам герой сказочного леса: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым. В «Фиолетовом лесу» обязательно находятся сказочные персонажи — Незримка  Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие);

-  использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует успешному сенсорному  и познавательному развитию  (развитию мелкой моторики детей, представлений детей о цвете и форме, способности сопоставлять предметы и окружающую действительность (что растет в лесу, что или кто живет в лесу, озере и др.).

        Автор игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» изобрел большое количество разнообразных игр, с которыми дети с удовольствием играют. Это «Геоконт» (изучение геометрических фигур), «Квадрат Воскобовича» (геометрия, развитие мышления, моторики, пространственная ориентация, творчество), «Ларчик» (мелкая моторика, творчество и фантазия, изучение букв, звуков), а также «Шнурок-затейник», «Складушки», «Цветовые часы», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Чудо-головоломки», «Математические корзинки», «Кораблики Брызг-брызг и Плюх-плюх», «Цифроцирк», «Игровизор», «Логоформочки» и другие.

         Среди всех игр выделяется «Геоконт» — оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разноцветные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры.

         Речевое развитие предполагает достаточно хорошее владение ребенком устной речью, умение выражать свои мысли и желания и использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Игры «Снеговик», «Ромашка», «Яблонька», «Теремки Воскобовича», «Читайка на шариках», «Шнур Грамотей» — вот далеко не полный список игр, позволяющих решать задачи речевого развития ребенка, не говоря уже о сказках, прилагаемых к этим играм.

         На  художественно-эстетическое развитие ребенка окружающая среда оказывает очень большое влияние, ведь с первых шагов малыш уже тянет ручки к ярким, красивым предметам, повзрослев, начинает рисовать, творить, фантазировать. «Фиолетовый лес» и все игры, входящие в игровую технологию

В. Воскобовича, идеально подходят для творчества детей.

         Ну и, конечно же, играя с «Фиолетовым лесом», у ребенка формируются  социально-коммуникативные навыки. В процессе игры дети учатся общаться друг с другом, договариваться, помогать друг другу и сказочным персонажам.

         «Фиолетовый лес»— это среда не только развивающая, но и постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей.

        Сейчас мы бы хотели Вам рассказать сказку, с чего начался «Фиолетовый лес». Изначально, как Воскобович придумал Фиолетовый лес!


        «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белому свету день, второй, третий, и вдруг — навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг Голос свыше: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крыльями, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова Голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова Голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в «Фиолетовый Лес».
        И вот мальчик Гео стоит на пороге «Фиолетового леса», а вокруг какие-то непонятные огромные деревья, кусты, следы и ему так хочется войти, но он боится...кто знает, что его там ожидает. И вот только он переборол свой страх и решил войти в этот «Фиолетовый лес», как прям под ноги ему выкатился ёжик. Увидел он мальчика и говорит:
- Ой, как хорошо! Ну хоть кого-то я встретил ! Может хоть ты мне поможешь!
Мальчик Гео отвечает ему:
- Ну я могу конечно тебе помочь! А чем тебе помочь, ёжик?
–Да вот такие дела! -начал рассказывать ёжик.- Собирал я ягоды для своих ежат, и собрал вкусные сладенькие ягодки, сел под дерево и задремал. Тут я проснулся, а мои ягодки кто-то забрал...
А вот кто их забрал, вы сейчас догадаетесь! И для этого у нас есть Геоконты.
И вот заяц тут как тут. Скачет себе по полянке и смеется
 над ёжиком.
- А ты колючий не зевай!- говорит заяц ёжику.- Пока ты спишь и я забрала твои ягодки!.
-Как тебе не стыдно! -говорит ёжик.- Я собирал для своих деток ягодки, а ты взял и их забрал!
-Да, ладно тебе ёжик!- отвечает ему заяц.- Ты что зимой делаешь? Спишь!  Тебе кушать не надо, а мы бедные всю зиму ищем себе и нашим деткам еду. Я твои грибочки уже унес в свой домик. Так что ёжик не жалуйся! Мне на зиму грибы нужны!
-Да что ты заяц знаешь о нашей жизни!- возмущенно ответил ёжик.- Я конечно сплю, но чтобы мне уснуть и проспать спокойно всю зиму, знаешь сколько мне
 надо жира !
        Заяц только на него рукой махнул и сказал:
- Не переживай ёжик, зато я могу показать тебе целую поляну грибов, я пока бежал сюда ее и увидел.Я знаю грибочки ты тоже очень сильно любишь!
Ежик запищал от удовольствия
, что еще есть надежда вернуться домой с едой.
–А скажи, где
 эта полянка?- спросил ёжик.
- Ой! Полянка эта далеко!- ответил заяц.
        И что Вам нужно сделать. .По следам сначала проскакать ровно так, как показано в «Фиолетовом лесу». Три раза на правой ножке, потом на обеих ножках.Потом на левой ножке, и снова один раз на обеих ножках. После этого вам нужно повернуть налево, тогда справа у вас будет большое синее озеро. Вы пройдете вперед и дойдете до зеленого куста. Вы обогнете его так, чтобы он остался у вас справа,и тогда у подножья красивого дерева с оранжевым стволом вы увидите поляну, вся усыпанную грибами.
- Я не успею на своих коротеньких ножках добежать до этой полянки!- говорит ёжик.- Мальчик Гео, возьми меня, пожалуйста, на ручки, ты же запомнил как нужно идти!
А пойдемте все вместе!
        Добежали они до полянки, ежик как набросился на
 грибочки. Даже забыл что ему складывать грибочки некуда. Как он донесет их до дома?!
        А давайте поможет сделать корзинку для ёжика и малыша Гео, чтобы они смогли грибочки в них собрать.  Для этого у нас есть чудо крестики.
        Вот малыш Гео и ёжик
 начали собирать в корзинку грибочки, собрали много грибов. И надо бы идти домой, но так они сильно утомились и решили спуститься к синему озеру посидеть немножко и отдохнуть. Вот они спустились к озеру, присели они на полянку, а водичка так красиво журчит, листочки шелестят и задремали они. А когда малыш проснулся, он был уже у себя дома.

        Вот такая у нас сказка  про «Фиолетовый лес». Очень  благодатная, многофункциональная среда. Придумывать можно различные сказки для разных возрастов. Листья разных цветов и разных размеров, дорожки (следы) можно выкладывать по-разному, в зависимости от сюжета сказки. Здесь можно дать волю своей фантазии и придумать новых героев, познакомить их с другими обитателями «Фиолетового леса».  «Фиолетовый лес»- не ограниченное поле деятельности для творчества и самовыражения детей. Все элементы «Фиолетового леса» можно использовать не только по назначению, но и в качестве предметов-заменителей в детской игре. Например: цветочки, листочки, можно использовать при игре с детской посудой, в качестве каши, супа и тд.
Я взяла сказку для старшего возраста, чтобы показать Вам, как усложняются задания в связи с возрастом ребенка.
        Мы продемонстрировали лишь малую часть развивающих игр Воскобовича. Про данную методику можно говорить бесконечно, потому что она настолько интересна и повторюсь  многофункциональна, что каждый раз можно использовать разные игры и придумывать различные сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)...

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»....

Мастер - класс на тему:«Использование развивающих игровых пособий Вячеслава Владимировича Воскобовича в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Мастер - класс на тему: «Использование развивающих игровых пособий Вячеслава Владимировича  Воскобовича в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»....

семинар - практикум для молодых воспитателей на тему: «Играем вместе»

Цель: Расширение компетентности педагогов по организации совместной деятельности в образовательной области «Физическое развитие»...

Семинар-практикум для старших воспитателей по теме: Экологическое воспитание

Опыт работы старшего воспитателя с педагогами по теме Экологическоре воспитание в ДОУ....

Семинар-практикум для старших воспитателей ДОУ тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»

тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»       Цель: обмен опытом, ознакомление с деятельностью дошкольных...