«Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»
статья

Фефлова Алла Николаевна

В статье подробно описывается как с помощью сказки можно развивать все стороны речи детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Ранний возраст – это период , когда ребенок активно усваивает  разговорный язык, формируются   и развиваются все стороны речи.  

      Существенную роль в процессе развития  речи детей раннего возраста выполняет художественное слово , а именно, сказки. Эти  произведения  отличаются богатством и яркостью интонаций. Это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше мы начнем знакомить малыша со сказкой, чем чаще мы станем это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше заговорит,  научится связно выражать свои мысли и  эмоции.   Сказки  помогают  формировать у ребенка  слуховую сосредоточенность, навык слушания чтения книги.

Сказка - имеет огромные развивающие и воспитывающие возможности .  

Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке. Читая и рассказывая сказки , мы развиваем внутренний мир ребёнка.                                                                                            

    Чтобы  малыш начал говорить  , необходимо развить все компоненты устной речи:

1.Формирование словаря - обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

2. Звуковая и  интонационная культура речи, фонематический слух.

Формирование умения отчетливо произносить изолированные гласные и согласные звуки, правильно воспроизводить звукоподражания, слова и фразы. Развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевое дыхание, слуховое внимание, умение пользоваться высотой и силой голоса.

3.Формирование связной, грамматически правильной речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под), употреблять вопросительные слова (кто, что, где), помогать отвечать на простейшие вопросы («Что?», « Кто?», «Что делает?») и более сложные –«Во что одет?» , «Что везет?», «Кому?»

          Необходимо приобщать  детей к художественной литературе, воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

         Именно в сказке можно найти все, что  нужно для решения поставленных задач.

Рассмотрим это на примере сказки «Курочка Ряба».

Формирование словаря

Существительные

дедушка, бабушка, курочка, яичко, мышка, хвостик;

Глаголы

жили-были, снесла, бил, не разбил, бежала,  махнула, упало, разбилось, плачет, кудахчет;

Прилагательные

золотое, простое, маленькая, большая, грустный, веселый

Наречия

быстро, высоко, низко

Имитация действий животных

Мышка бежит

Имитация действий и эмоций людей

Бил -бил, плачет, грустный, веселый

Звуковая культура речи

Звукоподражание

Ко-ко-ко, пи-пи-пи, тук-тук

Воспроизведение фраз (договаривание)

«Дед бил ,бил , не разбил»,

«Баба била, била не разбила»

Развитие слухового внимания

Игра «Тихо-громко» (тук-тук, ко-ко, пи-пи)

Грамматический строй речи

Согласование существительных с глаголами

Дед бил, баба била, мышка бежала, курочка кудахчет, яичко упало, яичко разбилось, дед плачет, баба плачет

Использование предлогов (на, под)

На столе, под столом

Связная речь

Ответы на вопросы

Про кого сказка? Как звали курочку? Где жила курочка? Что снесла курочка? Какое яичко? Кто разбил яичко? Кто плакал? Что курочка сказала?

       Таким образом, читая любую сказку , можно с интересом  для малыша решать обучающие и развивающие задачи :обогащать словарь, отрабатывать звуковую сторону речи, грамматику и связную речь.

        Сказка  является эффективным средством воздействия на развитие основных компонентов речи ребенка. Добрые и поучительные, обязательно оставят у малыша впечатления и наполнят разнообразными чувствами и эмоциями, а речь дополнится красивыми словами и оборотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса по теме самообраования “Сказка как средство развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОУ”

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкол...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"

Статья для родителей"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"...

«Сказка как средство развитие речи детей раннего возраста».

Для детей сказка – удивительный и волшебный мир.Использование сказок способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи. Сказки предполагают воздействие на мышление реб...

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»...

Программа по самообразованию "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"

План й по самообразованию.Тема: "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"Цель: развите связной речи младших дошкольников посредством чтения сказок....