Программа по самообразованию "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"
проект по развитию речи (младшая группа)

Афанасьева Анна Леонтьвна

План й по самообразованию.

Тема: "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"

Цель: развите связной речи младших дошкольников посредством чтения сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                МКДОУ Савинский детский сад №3.

                    Программа самообразования воспитателя

«Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников»

                                                                  Воспитатель: Афанасьева А. Л.

                     Савино 2023г.

Актуальность: 

 

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.  

Цель:    развитие связной речи младших дошкольников посредством чтения  сказок.

 Задачи:

-  Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебную,   справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи детей раннего возраста).

- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.

- Систематизировать опыт работы по теме.

- Подготовить материал для работы с детьми.

-  Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

-  Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

-  Разработать картотеки по развитию речи.

-   Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

             - Разработать систему мероприятий для детей младшего дошкольного              возраста на основе                  использования русских народных сказок.

Условия реализации:

В группе «Звёздочки» - младший дошкольный возраст 3-4 года.

Применение:

Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детского образовательного учреждения и в кругу семьи.

Ожидаемый результат

- овладение детьми грамматической структурой языка;

- сформирована диалогическая и монологическая речь;

- обогащен и активизирован словарный запас ребенка;

- сформирован устойчивый интерес к русскому народному творчеству;

- проявление активности детьми на всех этапах ознакомления детей с фольклором.

Срок работы по теме самообразования: 1 год

                 План работы по самообразованию на 2023-2024 год.

Сроки

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2023 г.

Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи младших дошкольников»

1.  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой М.2015г.

2.Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5.  «Занятия по развитию речи» В.В.Гербова (младшая  группа).  «Мозаика-синтез» Москва 2008 г.

6. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

Анкетирование, самоанализ

                                       

 Отбор необходимой литературы

Октябрь

2023 г.

 Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Апробация форм работы с родителями

 

Повышение педагогической компетенции.

Повышение педагогической компетенции родителей по теме.

 Создание предметно-развивающей среды в группе

 Консультация для родителей «Расскажи мне сказку мама!»

Ноябрь

2023 г.

Участие в методической работе ДОУ

Апробация форм работы с детьми

 Открытая ООД

Беседа с детьми по теме, просмотр презентации

  Инсценировка сказки «Курочка Ряба»

Просмотр презентации «Что такое сказка?»

Декабрь

2023 г.

 Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развитие речи детей младших дошкольников»

Апробация форм работы с детьми

 Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

 Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001

 

Досуг

 Изготовление дидактических игр «Отгадай сказку», «Расскажи сказку по картинке».

«Путешествие по сказочной стране»

 

Январь

2024 г.

Апробация форм работы с родителями.

Апробация форм работы с детьми

Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам сказка, как средство развития речи.

Творческий вечер

 Круглый стол для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку»

Рисунки и аппликации по сказкам «Колобок», «Курочка Ряба»

Февраль

2024 г.

Разработка программно-методического обеспечения пед. процесса.

Апробация форм работы с родителями

Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам.

Повышение педагогической компетенции родителей по теме.

- Оформление картотеки «Пальчиковые игры –

герои сказок».

- Мастер класс для родителей «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

Март

2024 г

Подбор литературы для родителей.

Апробация форм работы с детьми

 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

Беседа по сказкам

Рекомендации для родителей «Как выбрать полезную сказку для малыша»

Викторина сказок.

Апрель

2024 г.

Участие в методической работе ДОУ

Апробация форм работы с родителями

Апробация форм работы с детьми

Повышение профессионального уровня.

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Семинар-практикум для педагогов по развитию речи через сказку младших дошкольников.

Изготовление книжек-малышек.

Выставка книг «Моя любимая сказка»

Май

2024 г.

Апробация форм работы с детьми

Обобщение опыта

Разработка конспектов, подбор игрового материала.

Публикация на сайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые ситуации как средство развития речи детей раннего возраста

В настоящее время я работаю с детьми младшей группы. Социальное положение группы благополучное, дети в основном из полных семей....

Общение как средство развития речи детей раннего возраста. Перспективное планирование работы совместной деятельности с детьми первой младшей группы.

Моя работа совместной деятельности с детьми по теме «Общение как средство развития речи детей раннего возраста», направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"

Статья для родителей"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"...

Презентация "Обобщение опыта по теме: "Развитие мелкой  моторики, как средство развития речи детей раннего возраста"

В презентации предоставлен опыт работы по теме: "Развитие мелкой  моторики, как средство развития речи  детей раннего возраста".(дидактические игры, структура занятия...)...

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи детей раннего возраста

В современном мире воспитывая ребенка, взрослые не достаточно уделяют внимание речевому развитию своего ребенка, может это связано с тем, что взрослые и дети стали больше уделять внимание средствам те...