Статья "Проблема формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением методики Т.Э. Тютюнниковой "Доноткино сольфеджио"
статья (подготовительная группа)

Сорокина Наталья Леонидовна

В статье поднимается проблема развития певческих сопособностей старших дошкольников. Автор отмечает эффективность в формировании вокальных навыков дошкольников методики Т.Э. Тютюнниковой "Доноткино сольфеджио"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФГОС ДО раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее вокальной исполнительской культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Проблема формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста привлекала внимание многих музыковедов, педагогов-практиков (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, Е.И.Алмазова, А.Д. Войнова, А. Катинене,  В.В. Шереметьев, Н. Кокина, К.В. Тарасова). Каждый из них предлагает свою систему обучения детей пению. Однако до сегодняшнего времени специальной методики постановки певческого голоса ребенка-дошкольника нет, что наносит ущерб не только певческому и общему музыкальному развитию детей, но и их здоровью.

. Опыт моей педагогической деятельности показал, что работа над формированием певческих навыков у детей дошкольного возраста достаточно сложна. Это связано с недостаточно сформированным певческим аппаратом, неумением дошкольника осуществлять координацию слуха и голоса. Дети поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряжённо. Отсутствие чистоты интонации было связано с неправильным дыханием и неправильным формированием гласных. Пение сопровождалось невнятным произнесением слов. Причиной этого являлся недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

У детей не сформирован навык слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены. Проблема состоит не только в том, что детский голос еще слаб, но и потому, что дети еще не научились пользоваться слухом для контроля того, что они слышат и поют. У большинства детей дыхание было коротким, диапазон голоса требовал расширения. Причиной неразвитости певческих навыков является и недостаток вокально-музыкальной культуры в семье. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. Дети начинают подражать тому, что их окружает (современная эстрада, в которой преобладает форсирование звука, хрип, пение под караоке и т.д.). В связи с этим наиболее ценным в формировании певческих навыков нам представилось использование методики Т.Э. Тютюнниковой элементарного музицирования.

Основная цель педагогической работы состояла в создании условий для формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарного музицирования. Достижение данной цели возможно через реализацию следующих задач:

- формирование певческих умений и навыков; выработка правильного дыхания, звукообразования, правильной артикуляции, вокальной установки, ансамблевого строя.

-  развитие эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку разного характера.

 - воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к
музыке, желания ее слушать и исполнять побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской деятельности (пении).

Предлагаемая методика отличается простотой, доступностью и пластичностью, что позволяет организовать процесс формирования певческих навыков на занятиях, в любой группе, при минимальных затратах времени и дидактических материалах.

Т.Э. Тютюнникова предлагает свою методику развития детского голоса, используя графическую запись музыки. Педагог отмечает, что использование графических карт-схем способствует быстрому овладеванию детьми навыков чтения графической записи музыки. Именно графическая нотация звуков способствует установлению у детей координации голоса и слуха важнейшей проблемы в развитии певческих навыков. Именно в графическом письме можно разъединить и представить по отдельности две самых трудных для восприятия и осознания детьми параметра музыкального звука: высоту и ритм. А графическое письмо помогает установить связь между характеристиками звука и их изображением, что крайне трудно понять детям в традиционной нотации. Работе по графическим картам-схемам отводится на занятиях особое место. Данные карты используются в качестве голосовых разминок. Работа проходит в форме игры, целью которой является установление в сознании детей связи между знаком и звучанием. Проведение игр с использованием метода моделирования звуковысотных отношений  позволило закрепить у детей  навык слышания и осознания регистров (высокий, средний, низкий), а также позволило научить детей улавливать общее направление движения мелодии.

Особую роль играет пение педагога «a capella». Если дети на каждом занятии слышат его без фортепианного сопровождения, то научаются подражать его звучанию, интуитивно «схватывая» правильную работу голосового аппарата и звукообразования. Малыши без музыкального сопровождения сначала поют нестройно: просто по-другому они пока не умеют. Но со временем они научатся слышать свой собственный голос, а не заглушающий звук инструмента.

Более подробно необходимо сказать о «звучащих жестах», широко применяемых в системе Карла Орфа, на труды которого опирается Т.Э. Тютюнникова. «Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, которое, по мнению Т.Э., является первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров. Традиционно выделяют 4 «звучащих жестов»: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Использование «звучащих жестов» способствует развитию у детей чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зрение. В качестве важнейших основ методики элементарного музицирования с дошкольниками Т.Э. Тютюнникова выделяет формирование метроритмического чувства во всех его компонентах (чувство темпа, метра, ритма, ритмического рисунка). Именно метроритмическое чувство является определяющим для дальнейшего музыкального развития детей. Ритм, заключенный в словах, фразах ощущается детьми естественно и извлекается без особого труда: прохлопывается, притопывается, переносится на шумовые инструменты. Ровное, метричное декламирование текста, ритмизованное произношение слов, цепочек из слов – это основы развития чувства метроритма в речевых упражнениях.

Мероприятий по формированию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста проводились 2 раза в неделю, 8 раз в месяц. Кроме специально-организованных занятий работа осуществлялась в совместной деятельности, режимных моментах, индивидуальной работе, как с одаренными, так и проблемными детьми.

Применение ритмодекламации Т.А. Боровик как одно из эффективных средств развития мелодического слуха, координации слуха, голоса и движения помогло детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (артикуляция).

Применение фонематических упражнений помогает закреплению у детей правильного произношения звуков посредством звукоподражания.

Дыхательная гимнастика при помощи игр и упражнений способствовала выработки у детей «льющегося» дыхания. Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. В работе над дыханием используются показ педагога и жест, помогающий вовремя взять дыхание.

Опыт работы показал, что использование в работе с дошкольниками данного комплекса мероприятий по вокально-хоровой работе значительно повышает уровень сформированности у детей певческих навыков и исполнительской культуры, обогащает их знания о хоровом исполнительстве, особенностях голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.

Анализируя представленные данные можно сказать, что разработанная методика по формированию певческих навыков успешно повлияла на процесс развития певческих способностей детей. При умелой организации процесса обучения детей пению, применении авторской методики Т.Э. Тютюнниковой, базирующейся на игровых методах и приемах, с использованием метода моделирования элементов музыкального языка (моделирование звуковысотных отношений, ритма) возможно, достичь положительных результатов в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

У детей сформировалась вокальная установка, определенная непринужденность звукообразования. Возросло количество детей с достаточно глубоким, длинным певческим дыханием. У отдельных ребят появилась легкость, полетность голоса. Они имеют расширенные знания о хоровом исполнительстве, особенностях голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.

Таким образом, работа с детскими голосами требует терпения, последовательности и точного понимания, в чем заключаются проблемы детей в обучении пению. В начале учебного года часто бывает, что малыши поют не чисто, не стройно, просто по-другому они пока не могут. И если правильно и последовательно развивать певческие способности, используя методику Т.Э. Тютюнниковой, обязательно наступит время, когда дети запоют чисто и стройно.

        Литература

  1. Метлов, Н.А.  Музыка-детям. [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада / Н.А. Метлов. – М.: Просвещение, 1985 – 144 с.

2 Стацура, Т. Приемы развития певческих навыков у детей дошкольного возраста. [Текст] / Т. Стацура  //Дошкольное воспитание. - 1987. - №11. – С. 34-40.

3. Тарасова, К.В. К постановке детского голоса. [Текст] / К.А. Тарасова //Музыкальный руководитель. - 2005. - №5. – с. 2-6.

4. Тарасова,  К.В. Формирование певческого голоса как средство развития звуковысотного слуха. [Текст] / К.В. Тарасова //Отногенез музыкальных способностей.  – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

5. Тютюнникова, Т.Э. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». [Текст] / Т.Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. - 1997. - №8.- С. 133-141.

6. Тютюнникова, Т.Э. Музыкальнее узоры. Точки и линии: донотная запись музыки. [Текст] / Т.Э. Тютюнникова. // Музыкальный руководитель. - 2006. - №1. – С.2-10.

7. Тютюнникова, Т.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Песенки-бусинки. [Текст]: учебно - методическое пособие / Т.Э. Тютюнникова.  – М.: Просвещение, 2004.- 28 с.

8. Тютюнникова, Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками. [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Э. Тютюнникова. – СПб., 2003. – 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

«Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение»

В статье  «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение» описаны теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошк...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементарному музицированию»

Представленный опыт работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Сорокиной Н.Л. посвящен теме «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возр...

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»...

Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....