Статья. Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ
статья

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э.Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э.Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГС основной образовательной программе. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

ДОУ является важным институтом социализации детей. И поэтому важным моментом творческого развития ребёнка являются условия, при которых исследовательская деятельность ребёнка. Поиск принципиально новых подходов к воспитанию и образованию дошкольников, нашел практический выход через разработку инновационного педагогического проекта социально-личностного развития детей и родителей «Как я делаю поделки». В педагогическом проекте были определены:

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста, образовательный процесс, реализуемый в МА ДОУ города Нижневартовска детском саду № 10 «Белочка».

Предмет исследования: творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста.

Была выдвинута гипотеза: исследовательская деятельность детей является одним из путей для наиболее полного раскрытия творческого потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.

Актуальность педагогического проекта: Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность.

Реализация педагогического проекта «Как я делаю поделки» была разработана на принципах, заложенных в основу творческой работы:

□ систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал); □ наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении); □ доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);

□ личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);

□ связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);

□ сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи);

□ творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).

Для реализации педагогического проекта «Как я делаю поделки» использовались следующие методы обучения:

1. Словесные методы (объяснение, беседа);

2. Частично-поисковые методы (участие детей в коллективном поиске при изготовлении, выборе материала, оформлении изделий декоративно – прикладного творчества, поделок).

3. Исследовательские методы (опытническая деятельность).

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. На занятиях творческого кружка осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка и взрослого на предложенное задание. Форма организации обучения обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей и родителей, для проявления их фантазии. Здесь они совместно решают, договариваются, что они будут делать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления об изготавливаемом предмете, способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения есть у родителей.

Изготовление поделки – это не только выполнение определенных движений, но и возможность работы над развитием практического интеллекта: учить детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Многие поделки ребенок рассматривает сам, чтобы понять, как это сделано и затем искать пути достижения цели, опираясь на опыт и умения родителей. Поделки можно как бы зрительно сфотографировать и точно повторить. Однако в большинстве заданий показан лишь принцип работы: посмотри, как можно сделать, и предложи свой путь (измени цвет, размер, модель, выбери другой материал и т. д.).

При этом активно работает воображение, превращая исследовательскую деятельность ребёнка в веселую занимательную игру.

Гипотеза: Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. Педагог, и ребенок, находясь в ситуацию неопределенности ориентированы на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

План исследований.

1. Сначала решили выяснить, что такое гусеница. Рассмотрели иллюстрации и схему «Рост и развитие живых организмов» Отгадали загадки о бабочках, какие стадии она проходит в своём развитии.

Уточнили, что она является частью природы, отметили о необходимости бережного обращения с ней.

2.Рассмотрели, из каких деталей состоит гусеница. Из какого материала, можно их изготовить и каких размеров. Выслушали все предложения. которые обосновали дети, зарисовали в таблицу.

Каждый ребенок изготовил свою гусеницу.

Проведя опыт, установили, что поделку «Динамическая гусеница» можно изготовить в основном из бросового материла, это наиболее экономичный вариант на сэкономленные деньги можно купить что-то другое. Также важно, что из различных коробочек можно изготовить интересную игрушку, а использованный картон и трубочки не станут мусором, и не будут загрязнять экологию нашего города.

По результатам проведённого исследования сделали вывод:

 Гусеница является частью природы.

 Каждый живой организм имеет сои стадии роста и развития.

 Экологию нашего города может охранять каждый, даже дошкольник, используя в приготовлении поделок бросовый материал.

Итог: Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...

Статья "Использование проектно – исследовательской деятельности в социально – коммуникативном развитии дошкольников".

Использование проектно-исследовательской деятельности в социально - коммуникативном развитии дошкольников....

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Статья «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

quot;Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников"...

Статья для педагогов. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

В консультации говорится о значении проектно-исследоваельской деятельности для детей....

Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"

Статья "Проектно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО" для педагогов детского сада...