" Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками"
консультация (средняя группа)

Горбунова Вера Викторовна

Методы здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»

 «…забота о здоровье – это

 важнейший труд воспитателя…».

         В. А. Сухомлинский

От нас педагогов во многом зависит физическое, психическое, социальное благополучие детей, находящихся в детском учреждении, т. к. здесь ребенок проводит большую часть своего «активного времени».

Поэтому для того чтобы развитие детей было полноценным, воспитатели детского сада используют в своей работе различные методы здоровьесберегающих технологий.

Одним из них является организация предметно-пространственной среды, построенной по принципу «Я играю, я творю, я бегаю, я отдыхаю, и никто никому не мешает», которая включает в себя все необходимые условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Создавая развивающую среду в своих группах, воспитатели стараются, чтобы расположение уголков, их наполненность развивающим содержанием отвечали возрасту и потребностям детей, санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям техники безопасности, а так же были эстетичны, удобны, представляли право выборности и реализации индивидуальных интересов и возможностей детей, способствовали развитию познавательных интересов, логики, мышления, а также формированию нравственных качеств, этических норм поведенияоздоровления и психологической разгрузке. Так, например, в группе рационально организованы: учебная зона, зона отдыха (тихий уголок, уголок сенсорики, уголок игр и игрушек, учитывающих интересы девочек и мальчиков, уголок познавательной активности, художественно-театральная зона, экологический уголок, спортивный уголок, засекреченное место с планами, лабиринтами, головоломками, неприкосновенное место, где дети хранят свое личное имущество…

На улучшение здоровья детей, их благоприятное развитие влияет заботливое и внимательное отношение к ним взрослых.

Следующим методом здоровьесберегающих технологий является метод коррекции и контроля самочувствия детей до начала занятий, т. е. воспитатель следит за воздушно-температурным режимом помещений, за его освещением, за подбором мебели по росту детей, а также правильно организовывает утренний отрезок времени (смена деятельности, утренняя гимнастика).

Безусловно, особое значение в развитии и воспитании детей придается организованному обучению. Поэтому воспитатели нашего дошкольногоучреждения используют методы, обеспечивающие детям психологический комфорт на занятиях, таких как:

-создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы, снятие всех стрессообразующих факторов (т. е. занятия должны доставлять детям удовольствие);

-рациональное сочетание разных видов детской деятельности (интеллектуальных, двигательных и эмоциональных) (т. е. решение воспитательно-образовательных задач, применение физминуток, игр, психоэтюдов);

-составление четких, конкретных, коротких инструкций, подкрепление устных инструкций зрительной стимуляцией (использование четких словесных методов, алгоритмов, планов, схем-моделей);

-использование природного материала (общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его жизни, появляется интерес к наблюдениям и экспериментированию);

-использование музыкальных произведений (эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, усиливают у детей «чувство жизни», вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал);

-использование технологии сотрудничества (между детьми, между педагогом и детьми); (например, совместное выполнение каких-либо трудовых действий, изобразительных, с воспитателем - проведение исследовательских действий, обсуждение общих дел, событий в группе, проблем и т. д.);

-использование аромо- и фитотерапии (употребление отваров трав, размещение в спальных комнатах мешочков с успокоительным сбором);

-использование оздоровительных методик (дыхательная гимнастика, психогимнастические этюды, творческая импровизация, гимнастика для глаз, физкультпаузы, приемы мышечного расслабления);

-использование гибкой системы поощрения (похвала за малейшие успехи, авансирование личности /ты в следующий раз постараешься, и у тебя все получится/, подчеркивание персональной исключительности / из всех детей ты один догадался…/).

Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития, поэтому использование в работе методов, приобщающих детей к здоровому образу жизни, позволяет дать им, представления о здоровье, об организме, его потребностях, о важности гигиенических процедур, о способах предупреждения травматизма, закаливании, а также прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи.

Также одним из эффективных методов здоровьесберегающих технологий является обеспечение психологического комфорта во время игрового часа и перерывах между занятиями (воспитатель следит и своевременно регулирует характер детской деятельности, помогает организовывать игровые замыслы, найти занятия по интересам).

Таким образом, для того чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:

· Создание условий для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями;

· Формирование представления о здоровом образе жизни;

· Развитие у детей навыков личной гигиены;

· Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей;

· Создание условий для физического и психологического благополучия детей, предупреждение травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к переутомлению;

· Формирование представлений о влиянии окружающей среды на человека.

«Применение здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Если обратиться на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что дети рождались более здоровыми, крепкими. Не было такого бесчисленного множества врожденных заболеваний, различных патологий, страшных диагнозов.

В современном мире нашим детям приходится расти и развиваться на фоне угрожающей экологической ситуации, постоянного стресса. Это не может не отражаться как на физическом, так и на психологическом здоровье ребенка.

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

В работе дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:

1. Медико-профилактическая технологии.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи медико-профилактическая деятельности:

- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, щадящий режим в период адаптации и т.д.);

- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2. Физкультурно-оздоровительная технология.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности;

- оздоровление средствами закаливания.

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Задача данной деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Этот вид деятельности предполагает формирование у детей осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

6. Технологии валеологического просвещения родителей.

Сберечь и приумножить здоровье ребенка признана семья, которая является базовой ступенью формирования культуры здоровья. Здоровьесберегающие технологии в семье реализуются на основе личностно-ориентированного подхода взрослых членов семьи.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладываются именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от родителей, как они будут воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, либо находит каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляется, либо не находит, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Здоровьесберегающие технологии семьи — это создание социально-психологических условий в семье: отсутствие стресса, адекватность требований, единство в воспитании подрастающих детей со стороны взрослых членов семьи; рациональная организация режима дня в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями; создание благоприятного эмоционально-психологического климата; соответствие физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим; использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности членов семьи, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Можно выделить основные типы здоровьесберегающих технологий семьи: оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия); технологии обучения здоровью (включение бесед, рассказов о пользе здорового образа жизни и последствиях вредных привычек); здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания); воспитание культуры здоровья (беседы по развитию личности, участие в городских социокультурных мероприятиях, фестивалях, конкурсах, физкультурно-оздоровительных соревнованиях и т.д.).

Здоровьесберегающие технологии необходимо включать не только в образовательную работу, но и в домашнюю, что является важным условием для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)

Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

«Здоровьеформируюшие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Данная статья отражает не сколько методы и техники физического развития детей, сколько самих воспитателей и их возможностей передать личный опыт и быть личным примером ...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста...