Народные промыслы
консультация (старшая группа)

Чернякова Анастасия Сергеевна

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.

Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.

У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.

Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.

Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.

Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов русского народного искусства. Центром его является деревня Богородское, расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в. Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.

Несколько слов о матрешке. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.

Конечно же, все знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков и т. д.

О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть

эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Много интересного и полезного родители почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское.

Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная!"

Можно загадать ребенку загадку:

"Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой, красоту такую люди называют….(хохломой).

А рассказ о гжели можно начать с такой сказки:

" Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.

Рассказ о матрешке мама может начать, например, так:

"Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю: Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка, А красавица-девица, Каждая сестрица - Для меньшей - темница.

Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - "Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом!"

"Народные промыслы России"

Красочный мир народного искусства воспитывает у детей чувство красоты, любознательность.

Ребенок знакомится с ним еще в раннем детстве через народные игрушки - пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушкизабавы; приобщаются к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Русская народная игрушка яркая и самобытная, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.

Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении, русская игрушка бодрая и жизнерадостная вызывает у ребенка восторг. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, многие игрушки – это подлинная сказка. Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Даже в веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т.д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

Народные игрушки созданы для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); замечательные каталки для малыша 2-4 лет (городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных ставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Для старших детей – наборы сложнее по содержанию: животные – деревянные и из папье-маше, куклы, разборные игрушки и т.д. Древнейшими народными игрушками являются мяч и обруч, своеобразные «дидактические» разборные игрушки: пирамидки, матрешки, складные яйца, бочонки и т.п. В оформлении народной игрушки мы видим, что

мастер учитывает особенности возраста детей: более упрощенная, условная по форме, цвету игрушка для малышей – свистульки, городецкие кони, и более реалистическая для старших – богородская резьба.

Разнообразие народных промыслов необычайно. Они появляются там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определенная художественная идея. Слава российских мастеров художественных промыслов давно стала всемирной.

 

Места концентрации народных художественных промыслов определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного природного материала, а также с перекрестками торговых путей, центрами культуры и рядом других факторов. Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности.

Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах страны с древних пор и до наших дней служит древесина.

В центральной полосе страны много изделий вырабатывалось из лозы черемухи и ивы, почти повсеместно применялась и береста, из которой изготавливались бураки (туески) для воды, молока и кваса, набирухи, или корзины, для ягод и грибов, короба и пестери (вид заплечного короба). Для изготовления разных бытовых изделий и игрушек шла также солома злаковых растений.

Изготовление глиняной посуды всегда было одним из самых распространенных промыслов на всей территории страны. От века к веку оно совершенствовалось: научились подбирать сорта глины, замешивать ее с добавками, обжигать при различных режимах, обливать стеклом, расписывать, штамповать.

Украшение одежды — один из самых массовых и самобытных видов творчества у всех народов нашей страны. Ткань, являющаяся почти всегда основным материалом для изготовления одежды, подвергается самой разнообразной художественной отделке: на нее набивается орнамент с резных досок (набойка), ее расписывают, вышивают, в том числе жемчугом и бисером, гофрируют, украшают вязаными кружевами, также распространено шерстяное вязание. Ковроделие, первоначально появившись в кочевом хозяйстве, было воспринято и развито оседлыми народами.

Север страны славился изделиями из меха и кожи. По ним вышивали цветной ниткой, бусами, бисером. Часто в одном изделии соединялись мех, кожа и сукно. Кожу здесь красили и тиснили, часто подкрашивая тисненый орнамент.

Как и изделия из глины, изделия из металла издревле получили повсеместное распространение в качестве продукта народного промысла. Металл ковали, гнули, лили, чеканили, гравировали, чернили. Жестяные изделия расписывались. Часто декоративные детали из металла, в основном из листового и полосового железа, применялись как украшения здания с полезной функцией: дымники, водолеи, оковка дверей и др. Широко они применялись и в мебели.

В северных районах страны видное место заняла мелкая скульптура из кости, гравировка на бивнях моржей, прорезная кость для декорировки мелкой утвари.

В республиках Прибалтики по сей день видное место занимает янтарный промысел. С древних времен Прибалтика была поставщиком янтаря для всего мира.

Позже других промыслов начали развиваться обработка камня и изготовление изделий из стекла.

В Центральных районах России в конце XIX века начала появляться лаковая миниатюра на мелких шкатулках и позже на небольших платках. Весьма большое распространение получило также гипсовое литье - копилки в виде кошечек, статуэтки. Следует отметить также такие виды художественных промыслов, как роспись яиц и выпечка фигурных и узорчатых резных пряников.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы, что нашло отражение в узорах декоративных росписей, также в них соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, что дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором - сказки, песенки, потешки, прибаутки, колыбельные; обычаями и обрядами; народными праздниками и народной музыкой. Благодаря русским народным сказкам дети знакомятся с добром и злом, в потешках познают правила поведения, представление о семье, трудолюбии. Используя фольклор в играх с малышом, мы приобщаем его к ценностям Руси, культуры, языка.

Все больше и больше в наш быт входит народное искусство - искусство рукотворное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsia_1_1.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Народные промыслы»

 Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.

Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.

 У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.

Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.

Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.

 Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов русского народного искусства. Центром его является деревня Богородское, расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в. Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.

 Несколько слов о матрешке. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.

Конечно же, все знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков и т. д.

 О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

 Много интересного и полезного родители почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское.

Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная!"

 Можно загадать ребенку загадку:

 "Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой, красоту такую люди называют….(хохломой).

А рассказ о гжели можно начать с такой сказки:

" Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.

 Рассказ о матрешке мама может начать, например, так:

"Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю: Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка, А красавица-девица, Каждая сестрица - Для меньшей - темница.

Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - "Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом!"

Консультация для родителей

"Народные промыслы России"

Красочный мир народного искусства воспитывает у детей чувство красоты, любознательность.

Ребенок знакомится с ним еще в раннем детстве через народные игрушки - пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушкизабавы; приобщаются к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Русская народная игрушка яркая и самобытная, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.

Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении, русская игрушка бодрая и жизнерадостная вызывает у ребенка восторг. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, многие игрушки – это подлинная сказка. Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Даже в веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т.д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

Народные игрушки созданы для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); замечательные каталки для малыша 2-4 лет (городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных ставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Для старших детей – наборы сложнее по содержанию: животные – деревянные и из папье-маше, куклы, разборные игрушки и т.д. Древнейшими народными игрушками являются мяч и обруч, своеобразные «дидактические» разборные игрушки: пирамидки, матрешки, складные яйца, бочонки и т.п. В оформлении народной игрушки мы видим, что мастер учитывает особенности возраста детей: более упрощенная, условная по форме, цвету игрушка для малышей – свистульки, городецкие кони, и более реалистическая для старших – богородская резьба.

Разнообразие народных промыслов необычайно. Они появляются там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определенная художественная идея. Слава российских мастеров художественных промыслов давно стала всемирной.

Места концентрации народных художественных промыслов определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного природного материала, а также с перекрестками торговых путей, центрами культуры и рядом других факторов. Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности.

Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах страны с древних пор и до наших дней служит древесина.

 В центральной полосе страны много изделий вырабатывалось из лозы черемухи и ивы, почти повсеместно применялась и береста, из которой изготавливались бураки (туески) для воды, молока и кваса, набирухи, или корзины, для ягод и грибов, короба и пестери (вид заплечного короба). Для изготовления разных бытовых изделий и игрушек шла также солома злаковых растений.

 Изготовление глиняной посуды всегда было одним из самых распространенных промыслов на всей территории страны. От века к веку оно совершенствовалось: научились подбирать сорта глины, замешивать ее с добавками, обжигать при различных режимах, обливать стеклом, расписывать, штамповать.

Украшение одежды — один из самых массовых и самобытных видов творчества у всех народов нашей страны. Ткань, являющаяся почти всегда основным материалом для изготовления одежды, подвергается самой разнообразной художественной отделке: на нее набивается орнамент с резных досок (набойка), ее расписывают, вышивают, в том числе жемчугом и бисером, гофрируют, украшают вязаными кружевами, также распространено шерстяное вязание. Ковроделие, первоначально появившись в кочевом хозяйстве, было воспринято и развито оседлыми народами.

 Север страны славился изделиями из меха и кожи. По ним вышивали цветной ниткой, бусами, бисером. Часто в одном изделии соединялись мех, кожа и сукно. Кожу здесь красили и тиснили, часто подкрашивая тисненый орнамент.

 Как и изделия из глины, изделия из металла издревле получили повсеместное распространение в качестве продукта народного промысла. Металл ковали, гнули, лили, чеканили, гравировали, чернили. Жестяные изделия расписывались. Часто декоративные детали из металла, в основном из листового и полосового железа, применялись как украшения здания с полезной функцией: дымники, водолеи, оковка дверей и др. Широко они применялись и в мебели.

В северных районах страны видное место заняла мелкая скульптура из кости, гравировка на бивнях моржей, прорезная кость для декорировки мелкой утвари.

В республиках Прибалтики по сей день видное место занимает янтарный промысел. С древних времен Прибалтика была поставщиком янтаря для всего мира.

 Позже других промыслов начали развиваться обработка камня и изготовление изделий из стекла.

В Центральных районах России в конце XIX века начала появляться лаковая миниатюра на мелких шкатулках и позже на небольших платках. Весьма большое распространение получило также гипсовое литье - копилки в виде кошечек, статуэтки. Следует отметить также такие виды художественных промыслов, как роспись яиц и выпечка фигурных и узорчатых резных пряников.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы, что нашло отражение в узорах декоративных росписей, также в них соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, что дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором - сказки, песенки, потешки, прибаутки, колыбельные; обычаями и обрядами; народными праздниками и народной музыкой. Благодаря русским народным сказкам дети знакомятся с добром и злом, в потешках познают правила поведения, представление о семье, трудолюбии. Используя фольклор в играх с малышом, мы приобщаем его к ценностям Руси, культуры, языка.

Все больше и больше в наш быт входит народное искусство - искусство рукотворное, делает его радостнее, уютнее, приятнее для глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»

Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...