Интеграция видов деятельности как средство формирования развития речи дошкольников (из личного опыта).
статья

В дошкольном детстве процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путём во всех видах деятельности.

Интегрированная деятельность обеспечивает высокую эффективность в работе по развитию речи детей, поскольку раскрывает перед ними выразительность языка, показывает, как богата речь живыми и образными выражениями, а самое главное, имеет большое значение для дальнейшей успешной жизни в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_rmo_17.12.2019.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение педагогических работников ДОУ Татищевского муниципального района Саратовской области

Интеграция видов деятельности

как средство формирования развития речи дошкольников

(из личного опыта).

Подготовил воспитатель МДОУ «Детский сад с. Вязовка Татищевского муниципального района Саратовской области»

Детянцева Н.А.

2019г.

Полноценное овладение речью в дошкольном детстве является необходимым условием задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

В дошкольном детстве процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путём во всех видах деятельности.

Я пришла к выводу, что систематическое использование интегрированных форм работы является эффективным средством развития речи. Интегрированная деятельность обеспечивает высокую эффективность в работе по развитию речи детей, поскольку раскрывает перед ними выразительность языка, показывает, как богата речь живыми и образными выражениями, а самое главное, имеет большое значение для дальнейшей успешной жизни в социуме.

В основу моей работы легло внедрение в педагогический процесс системы работы по развитию речи детей с использованием интегрированных форм деятельности, что позволяет детям увидеть и понять любое явление целостно.

Вашему вниманию представляю презентацию, в которой покажу и расскажу в каких видах деятельности я использую интегрированные формы.

В своем опыте работы использую интеграцию в разных видах деятельности:

  • в процессе организации: игровой деятельности, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной;
  • в ходе режимных моментов;
  • в играх-путешествиях, играх драматизациях;
  • в опытно-экспериментальной деятельности;
  • в организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой;
  • художественно – творческой деятельности;
  • в специально организованной и свободной деятельности детей, во время прогулки и после неё;
  • в процессе взаимодействия с семьями воспитанников и т.д.

Интегрированные формы работы с детьми использую в изобразительной деятельности.

Занятия аппликацией, лепкой для детей увлекательны и интересны. Обязательно включаю в процесс пальчиковую гимнастику, художественное слово. Знакомлю детей с новыми словами: Действия: вырезать, наклеить, отщипывать, расплющивать, раскатывать, надавливать, закручивать, отделять. Признаки: заостренный, округлый, выпуклый, загнутый и т. д. Учу понимать, различать и употреблять слова в активной речи. После окончания занятия, прошу ребенка проанализировать свою работу. Можно предложить ему придумать рассказ о своей работе.

Лепка, аппликация способствует развитию тактильных ощущений; развивается мелкая моторика рук, подвижность артикуляционного аппарата, дети учатся правильно располагать изображения на листе бумаги, анализировать и тем самым, развивается речь ребенка.

При проведении интегрированных занятий по рисованию сочетаю классические и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое, познавательное, эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Используя разные виды деятельности в ходе занятия, достигаю высокой эффективности в работе с детьми и получаю хороший результат.

Например, планируя занятие «Светофор», я ставила задачи: закрепить у детей полученные ранее знания о правилах дорожного движения; учить рисовать светофор; развивать речь, активизировать словарь детей, воспитывать в дошкольниках дисциплинированных пешеходов.

В процессе занятия, провела беседу о правилах дорожного движения. Закрепила знания детей на практике. Установив модель светофора и разложив на полу «зебру», дети учились переходить «улицу» на зеленый сигнал светофора, рассуждая, почему это нельзя делать на красный свет, чем опасно не соблюдение ПДД. В дидактической игре «Сломанный светофор», предложила его «отремонтировать», располагая кружочки в той последовательности, в которой они должны быть на светофоре. При этом обобщили и закрепили знания о том, в какой последовательности располагаются цвета светофора и что они означают. Завершилось занятие творческим заданием – раскрашивали светофор. Использовала пальчиковую гимнастику, речь детей активизировалась словами: пешеходный переход, светофор, перекрёсток и др. Анализ детских работ превратился в творческое рассказывание по правилам дорожного движения.

Интеграцию математического развития можно осуществлять через многие образовательные области, в частности через развитие речи.

В процессе занятий по формированию элементарных математических представлений, помогаю детям освоить временные представления (вчера, сегодня, завтра). Они с удовольствием рассказывают о том, что делали, делают и будут делать. При обучении детей счету, обращаю внимание на образование существительных множественного числа, правильное употребление окончаний слов. Например, два кота, пять котов; много чего? (шаров), один – шар; согласование прилагательных с существительными: два пня, пять зайчат. Развиваю пространственную ориентировку, формирую умение правильно употреблять предлоги: где сидит кукла? (перед зеркалом, за столом и т.д.).

В настольных играх по математике, использую палочки Кюизенера. С их помощью визуально сравниваем, проговариваем цвет, форму, величину (длину или высоту). При этом развивается не только мелкая моторика рук, но и разговорная речь, воображение.

Интеграция в конструктивной деятельности предполагает развитие творческой активности воспитанников.

Применяя различные конструкторы, я с успехом использую игры с детьми для постановки и реализации многих обучающих задач, особенно для развития речи.

Организовываю коллективные постройки или поделки, которые играют большую роль в воспитании навыков работы в коллективе. Дети учатся договариваться, соблюдать очередность, распределять обязанности, работать сообща, сопровождать действия комментариями.

Конструирование включает в себя стимулирование функции пальцев рук, а это неоспоримое средство развития речи дошкольника.

Интеграция в области физического развития, двигательной и речевой деятельности, способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве.

При работе с детьми использую следующие средства двигательной направленности: физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, соревнования, спортивные досуги, дни здоровья, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения после сна.

В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, ползание, метание, прыжки, которые сопровождаются речевым материалом, проговариваем стихи, считалки.

Во время образовательной деятельности использую физкультурные минутки. Дыхательная гимнастика - проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Гимнастика для глаз – ежедневно, чтобы снять зрительную нагрузку у детей. 

Все эти виды деятельности, приводят к снижению утомляемости.

В группе создан физкультурный уголок, что обеспечивает реализацию двигательной активности детей в течение дня.

Закаливание воздухом  (прогулки) – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребёнка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий.

Все эта работа ведёт к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

Музыкальные занятия всегда интегрированные по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, беседы о композиторах, о музыке и т.д.  Каждый из этих видов развивает речь детей.

Песни пополняют словарный запас детей, знакомят с новыми понятиями. Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и внутренние органы нашего организма.

В группе имеется музыкальный уголок, в котором накоплен хороший наглядный материал.

Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

В работе над связью поэтической речи и музыки использую театрализацию. Она имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваются основные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь.

 С воспитанниками были поставлены театрализованные представления по сказкам: «Волк и семеро козлят», мюзикл «Муха-Цокатуха, «Как ёжик Пых-Пых искал дорогу домой», сказки на новый лад: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка».

Работая над спектаклем, всех детей, даже самых стеснительных, вовлекаю в интересный творческий процесс, помогаю раскрепоститься, учу проявлять выдумку и находчивость. Работаю над выразительной речью детей, пластичностью движений, помогаю заучить стихотворный текст. Перед исполнением любой роли ставлю определенные задачи, которые помогают будить детскую фантазию и воображение. Помогаю понять содержание литературного произведения, его смысл, настроение, учу пересказывать текст.

В группе имеются такие виды театра как куклы БИ-БА-БО, пальчиковый театр, плоскостной, конусный, театр-топотушки, теневой театр, в изготовлении которого дети принимали участие, красили фигурки героев сказок, декорации. Также имеются и используются детские костюмы персонажей сказок, маски для театрализации.

С целью самостоятельной деятельности детей, развития творческих способностей, создала в группе соответствующую предметно - развивающую среду, направленную на полноценное развитие речи воспитанников.

Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе созданы уголки для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, уголок для театрализации, уголок для сенсорно-моторного развития, уголок опытно- экспериментальной деятельности, книжный уголок, которые способствуют развитию речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми.

В группе имеются картотеки по развитию речи: картотеки пальчиковых игр, подвижных, сюжетно – ролевых, картотека физкультминуток, пословиц, развивающие игры.

Накоплен материал для рассказывания:

- наборы сюжетных и предметных картинок: «Перелетные птицы» «Зимующие птицы», «Домашние животные» и другие;

- иллюстрированные альбомы по развитию речи с художественным словом к иллюстрациям.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи, развивает образность речи. Поэтому с детьми много читаем. Читая произведение, предлагаю воспитанникам поразмышлять, о том, что может произойти дальше. Этим побуждаю детей фантазировать, развиваю слуховую память, а самое главное, правильную разговорную речь и любовь к художественному слову. В группе имеется библиотека художественных произведений.

Основной формой развития речи является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом. С целью развития диалогической и интонационной речи, приобретения коммуникативных навыков и умений, использую театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, где игровое взаимодействие сопровождается речью.

Интеграция сюжетно-ролевой игры способствует всестороннему развитию. В ходе игры дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, разговаривают с игрушкой, говорят за себя и за неё, подражают голосам зверей, гудению самолёта и т.д., систематически организуются сюжетно-ролевые игры, в процессе которых осуществляется социально-коммуникативное развитие детей, а также познавательное, речевое, художественно- эстетическое.

Помогаю детям воспринимать игру, как важное и ответственное дело,

по-настоящему переживать свои роли, показывать свои чувства, мысли, отношение к жизни.

В работе с детьми по развитию связной речи применяю различные дидактические игры: настольно-печатные, с игрушками, предметами. Учу сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Дети знакомятся с их свойствами, признаками: цветом, величиной, формой качеством и т.д.

Дидактические игры учат пересказывать, самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки. Такие игры использую на занятиях и вне их.

Детская речь особенно ярко проявляется в театрализованных играх.  В повседневной жизни разыгрываем сценки из жизни детского быта - например, с куклой или медвежонком. Организовываю игры на темы литературных произведений: например, «Игрушки» А.Л. Барто, потешек, колыбельных и т.д. Сама являюсь участником таких игр. Показываю, какими разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, движения.

Следующей формой интеграции являются эксперименты, которые дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а выводы стимулируют развитие речи, активизируют мыслительные процессы.

В центре экспериментирования мною были проведены опыты по изучению с детьми свойств воды, снега. Например, опыт «Прозрачная вода» проводился с целью выявления свойств воды (прозрачная, без запаха, льётся). Также с помощью данного метода дети узнали о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита, что лёд – это замёрзшая вода, опытным путём научились устанавливать, какие предметы могут плавать и какие вещества растворяются и т.д. В процессе организации игр с песком закрепляла представления детей о свойствах песка, развивала их любознательность, наблюдательность, активизировала речь, совершенствовала конструктивные умения.

Использование интегрированного подхода в трудовой деятельности, развивает трудовые навыки, побуждает к активному познанию.

Труд в природе также в значительной мере способствует развитию речи детей. При уходе за комнатными растениями, наряду с привитием умений поливать, рыхлить землю, протирать листочки, ввожу в лексику детей слова: растения, комнатные, стебель, лист, цветок, корень, лепесток, поливать, опрыскивать, ухаживать и др. Рассказываю детям о различных комнатных и садовых растениях, учу находить сходства и различия в их строении и уходе за ними, тем самым обогащая речь детей сложными предложениями с союзами «а», «и» (к примеру, «У фиалки есть лепестки, и у герани есть лепестки», «У герани резкий запах, а у фиалки – нежный»). При выполнении всех этих работ, создаю ситуации, которые способствуют разговору детей друг с другом на конкретные темы, связанные с трудовой деятельностью.

Во время трудовых действий на территории участка, дети помогают сгребать упавшую с деревьев листву, сметать песок с лавочек, расчистить снег, учатся выбирать необходимый инвентарь и правильно им пользоваться.

С приобретением трудовых навыков, дети обогащают свою речь словами - названиями инструментов (грабли, метла, лопаты, лейки), словами-действиями (мести, поливать, рыхлить, пропалывать т.д.) В ходе данной работы воспитываю у детей чувство коллективизма, учу помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам и педагогам.

Не менее важную роль в развитии речи детей играет дежурство по столовой, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных мной для занятий и т.д.

Во время трудовых навыков отрабатывается трудовая лексика. Так при сервировке стола, ввожу в речь детей названия столовой посуды и другие предметы сервировки, продуктов питания (названия блюд и их составляющие).

У младших дошкольников трудовой процесс сводится к самообслуживанию. В этом случае дети учатся умываться, одеваться, раскладывать игрушки по местам и т.д. При этом в их словарный состав включаю новые слова.

Интегративный подход на прогулке дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка.

Территория нашего детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень, рябина. В тёплое время года клумбы пестрят цветами, что способствует организации целевых прогулок в разные сезоны. На прогулках с детьми отмечаем всё, что видим вокруг себя. Стараюсь помочь им выразить свое впечатление словами. Закрепляю с воспитанниками представления об изменениях в живой и неживой природе с приходом каждого времени года.

На прогулке организую речевые игры с целью закрепить правильное употребление прилагательных, например, шапка из меха какая? (меховая), сапоги из резины какие? (резиновые), крепость из снега какая? (снежная). Игры: «Назови слова» с целью научить детей называть слова с заданным звуком, «В кругу с мячом» для развития фонематического слуха и умение подбирать слова схожие по звучанию (например: палка-галка, мышка-мишка, печка-свечка) и т.д. При этом решаю задачи двигательной активности, сопровождая игру движением.

Следующей формой организации моей работы является проведение праздников.

Праздник важная часть жизни ребенка. Процесс подготовки к нему носит комплексный характер, совмещает в себе все виды деятельности дошкольников. Интегрируется музыкальная деятельность и восприятие художественной литературы. Для раскрытия музыкального произведения используется чтение стихов.

Утренники отличаются интересным содержанием, музыкальным оформлением и способствуют развитию речи детей.

Например, на празднике «Красавица осень» дети читали стихи, пели песни, танцевали, показали театральную постановку «Заюшкина избушка». Незабываемые благоприятные впечатления остаются у семей воспитанников после посещения массовых мероприятий и от совместного участия с детьми в них.

Проектная деятельность, является совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, а также становится эффективным средством речевого развития дошкольников.

В ходе работы над проектом «Что за прелесть эти сказки!», дети узнали о том, что сказки бывают народные и авторские. В них присутствует волшебство: животные носят одежду, говорят человеческим языком. На заключительном этапе проводилась драматизация сказки «Теремок». При участии родителей пополнился уголок ряжения, совместно с детьми был изготовлен настольный театр. Реализация проекта позволила раскрепостить детей, обогатить их эмоциональный мир, активизировать словарь, развивать монологическую и диалогическую речь, отрабатывать дикцию, умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания.

Важное место в моей работе занимает взаимодействие с родителями. Одной из форм сотрудничества с семьёй стало проведение семейного вечера отдыха интегрированного характера «Край родной».

Целью мероприятия являлось пробуждение интереса у детей к культуре русского народа, его традициям, воспитание у детей чувства любви к своей Родине и родному краю.

Так же в работе с родителями своих воспитанников, по вопросу развития речи, я использую и другие активные формы: беседы, консультативную помощь, рекомендации, папки- передвижки, тематические родительские собрания, день открытых дверей, на котором мной был проведён мастер-класс с родителями по «Ознакомлению детей с устным народным творчеством». В процессе, которого, участники мастер-класса смогли познакомиться с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, его разновидностями, обменяться опытом, проанализировать педагогические идеи по пробуждению интереса у детей к народному творчеству.

На мой взгляд, такие формы работы способствуют повышению педагогической культуры родителей, помогают систематически и целенаправленно осуществлять развитие речи детей.

Анализируя результаты проведённой работы по развитию речи воспитанников с использованием интегрированного подхода, видно, что у многих детей наблюдается стабильная положительная динамика речевого развития. Даже дети, имеющие низкий уровень речевого развития на начало года, стали говорить лучше, речь их стала более понятной. Они стали раскованнее и активнее общаются со сверстниками, расширился словарный запас. Некоторые дети научились правильно формулировать вопросы и более развёрнуто на них отвечать.

Свою работу планирую продолжать, так как она интересна мне, необходима детям и эффективно влияет на развитие речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию на тему: « Сказкотеррапия, как средство формирования развития речи дошкольников»

Работа по самообразованию на тему: « Сказкотеррапия, как средствоформирования развития речи дошкольников»Пояснительная запискаМежду разнообразными памятниками народной устной словесности(пословицами, ...

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Консультации для родителей. педагогов, анкетирование. занятие, награды, достижения...

План по самообразованию Тема : Сказкотерапия - как средство формирования развития речи дошкольника.

Работа над программой профессионального самообразовния поможет мне:- добиться усвоения программы по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста;- систематизировать знания детей о диалог...

Доклад «Интеграция видов деятельности как средство формирования развития речи дошкольников».

Доклад: "Интеграция  видов деятельности как средство формирования развития речи дошкольников"...

«Сказкотерапия – как средство формирования развития речи дошкольников»

laquo;Сказкотерапия – как средство формирования развития речи дошкольников» - тема по самообразованию для воспитателей младших групп...