Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования.
материал

Копченко Татьяна Николаевна

Тема: Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования. (из опыта работы).

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!

Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей детского сада является проектно –исследовательская деятельность.

  В первой младшей группе «Росинка» воспитатели проводили опытно-исследовательскую деятельность с водой и песком, учили воспитанников ухаживать за комнатными растениями. Дети наблюдали, что  растёт быстрее; сравнивали цвет и форму листьев; определяли условия, необходимые для роста и развития растений. Так же в младшей группе был реализован проект «Как растет зелёный лук». На первом этапе дети знакомились со свойствами почвы, что все растения около участка держатся за неё корнями, организовали огород на окне, посадили лук – крупный и мелкий, наблюдали за его ростом. В ходе этой работы дети научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, а главное видеть результат своего труда.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе, а в частности – к воде - стали залогом выживания на нашей планете. Поэтому в рамках экологического воспитания в средней группе «Капелька»  разработан познавательно –исследовательский проект «Волшебница вода», который воспитатели вместе с детьми и родителями реализуют в настоящее время. Ознакомление детей со свойствами воды строится в ходе экспериментов, наблюдений, в процессе бесед об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа проводится не только на занятиях, но и на прогулках, при демонстрации познавательный фильмов, во время трудовых действий в уголке природы. При реализации проекта используем картины, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи о воде.

В старшей группе воспитатели вместе с детьми проводили исследовательскую деятельность «От семечка до семечка». Весной наши дети вмести с воспитателями, занимались посадкой семян цветов в ящики. Затем наблюдали за ростом цветочной рассады для озеленения территории детского сада. При посадке семян дети с интересом рассматривали красочные пакетики из-под семян и интересовались, где их взяли. Многие дети знают, что существуют магазины , где продают  различные семена, поэтому ответили: «Купили в магазине». На вопрос воспитателя «Откуда их взяли продавцы?» мало кто из детей мог ответить. Тогда детям было предложно вырастить цветы и подождать, пока наступит осень. И тогда они узнают, откуда берутся семена. Наблюдая за красотой цветущих растений, дети часто не задумываются и не знают о том, какой труд вложен человеком, чтобы вырастить цветы, какие стадии проходит растение до цветения и до созревания семян. Работа  проходила в три этапа.

1 этап - подготовительный (апрель). В группе - посадка семян. Рассматривание, сравнение семян разных цветов. Выяснение и создание необходимых условий для рассады. Создание микропарничков. Наблюдение за ростом рассады.

 2 этап - выращивание(май). Высаживание рассады на клумбы, .Полив растений, наблюдение за тем, какие цветы раньше зацветут.

 3 этап- сбор семян(август-сентябрь).Наблюдение за тем, у каких цветов первых появятся семена. Сбор семян, сушка, сортировка, раскладывание по коробочкам на хранение. В ходе работы дети узнали много интересного о всех фазах роста цветов( от посева семян до их сбора), о том, что нужно очень много трудиться, чтобы вырастить красивые цветы.

В подготовительной группе воспитатели разработали и провели  творческо- информационный проект «Лесная красавица» и информационно-практико-ориентированный проект  «Сбережем планету вместе».

 Входе реализации проекта «Лесная красавица» были проведены познавательно-тематические занятия:

 «Откуда елка в гости к нам пришла», «Встреча с зеленой красавицей», была проведена акция «Елочка- зеленая иголочка» по защите и охране елей, сделана книга. Итогом проектной деятельности была презентация творческих  работ детей выполненных вместе с родителями и организация выставки на тему «Лесная красавица».

В подготовительной группе «Капелька» был реализован проект «Сбережем планету вместе».
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Каждый день работы над проектом был посвящен определенной тематике: «Лесное царство», «Насекомые», «Птицы весной», «Опыты и эксперименты», «Жалобная книга природы» и др.

В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи.

Полученные знания дети фиксировали в своих работах по рисованию, лепке и аппликации.

В результате проделанной работы мы убедились, что дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.


 

 

 

          

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования. (из опыта работы).

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!

Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей детского сада является проектно –исследовательская деятельность.

  В первой младшей группе «Росинка» воспитатели проводили опытно-исследовательскую деятельность с водой и песком, учили воспитанников ухаживать за комнатными растениями. Дети наблюдали, что  растёт быстрее; сравнивали цвет и форму листьев; определяли условия, необходимые для роста и развития растений. Так же в младшей группе был реализован проект «Как растет зелёный лук». На первом этапе дети знакомились со свойствами почвы, что все растения около участка держатся за неё корнями, организовали огород на окне, посадили лук – крупный и мелкий, наблюдали за его ростом. В ходе этой работы дети научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, а главное видеть результат своего труда.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе, а в частности – к воде - стали залогом выживания на нашей планете. Поэтому в рамках экологического воспитания в средней группе «Капелька»  разработан познавательно –исследовательский проект «Волшебница вода», который воспитатели вместе с детьми и родителями реализуют в настоящее время. Ознакомление детей со свойствами воды строится в ходе экспериментов, наблюдений, в процессе бесед об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа проводится не только на занятиях, но и на прогулках, при демонстрации познавательный фильмов, во время трудовых действий в уголке природы. При реализации проекта используем картины, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи о воде. 

В старшей группе воспитатели вместе с детьми проводили исследовательскую деятельность «От семечка до семечка». Весной наши дети вмести с воспитателями, занимались посадкой семян цветов в ящики. Затем наблюдали за ростом цветочной рассады для озеленения территории детского сада. При посадке семян дети с интересом рассматривали красочные пакетики из-под семян и интересовались, где их взяли. Многие дети знают, что существуют магазины , где продают  различные семена, поэтому ответили: «Купили в магазине». На вопрос воспитателя «Откуда их взяли продавцы?» мало кто из детей мог ответить. Тогда детям было предложно вырастить цветы и подождать, пока наступит осень. И тогда они узнают, откуда берутся семена. Наблюдая за красотой цветущих растений, дети часто не задумываются и не знают о том, какой труд вложен человеком, чтобы вырастить цветы, какие стадии проходит растение до цветения и до созревания семян. Работа  проходила в три этапа.

1 этап - подготовительный (апрель). В группе - посадка семян. Рассматривание, сравнение семян разных цветов. Выяснение и создание необходимых условий для рассады. Создание микропарничков. Наблюдение за ростом рассады.

 2 этап - выращивание(май). Высаживание рассады на клумбы, .Полив растений, наблюдение за тем, какие цветы раньше зацветут.

 3 этап- сбор семян(август-сентябрь).Наблюдение за тем, у каких цветов первых появятся семена. Сбор семян, сушка, сортировка, раскладывание по коробочкам на хранение. В ходе работы дети узнали много интересного о всех фазах роста цветов( от посева семян до их сбора), о том, что нужно очень много трудиться, чтобы вырастить красивые цветы.

В подготовительной группе воспитатели разработали и провели  творческо- информационный проект «Лесная красавица» и информационно-практико-ориентированный проект  «Сбережем планету вместе».

 Входе реализации проекта «Лесная красавица» были проведены познавательно-тематические занятия:

 «Откуда елка в гости к нам пришла», «Встреча с зеленой красавицей», была проведена акция «Елочка- зеленая иголочка» по защите и охране елей, сделана книга. Итогом проектной деятельности была презентация творческих  работ детей выполненных вместе с родителями и организация выставки на тему «Лесная красавица».

В подготовительной группе «Капелька» был реализован проект «Сбережем планету вместе».
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Каждый день работы над проектом был посвящен определенной тематике: «Лесное царство», «Насекомые», «Птицы весной», «Опыты и эксперименты», «Жалобная книга природы» и др.

В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи.

Полученные знания дети фиксировали в своих работах по рисованию, лепке и аппликации.

В результате проделанной работы мы убедились, что дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.


           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Выступление на пед. совете на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования"

Выступление на пед. совете на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования"...

Презентация на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе"

Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе...

Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.

Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...

«Проектно- исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования»

«Проектно- исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования» Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремле...