«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
статья

Бубнова Валентина Григорьевна

в консультации речь идет об использовании народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Волчихинский детский сад №2»

Обобщение опыта работы по теме:

«Использование народного фольклора

в работе с детьми дошкольного возраста»

Из опыта работы

воспитателя

 первой квалификационной

 категории

Бубновой В.Г.

МКДОУ «Волчихинский

 детский сад №2»

с. Волчиха 2018г.

Иногда  мы наблюдаем,  что  современный  образовательный  процесс бывает  настолько  заорганизован,  что  для  игры  у  ребенка  остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего -в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс. Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью -умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем из истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»

И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение  в  развитии  ребенка,  как  в  образовательном  процессе,  так  и  в воспитательном». Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности.  Поэтому  у  педагогов  часто  возникает  вопрос:  нужно  ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих  поколений.  А  это  позволяет  им  стать,  по  сути,  образцами  норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

Пестушки-песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки-игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички-обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки -обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки -коротенькие  стишки,  служащие  для  справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки  и  чистоговорки -незаметно  обучающие  детей правильной и чистой речи.

Дразнилки -веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши -забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В  своей  работе  детский  фольклор  я  использую  в  разных  видах деятельности:

-в обучении правильному произношению;

-в приобщении детей к русской национальной культуре;

-в непосредственно образовательной деятельности;

-в беседах;

-в наблюдениях

-в народных подвижных играх;

-в играх на развитие мелкой моторики;

-в театрализованной деятельности;

-в инсценировках.

Я  хотела  бы остановиться  на  использовании  детского  фольклора  в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей -это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки- это народные подвижные игры.  Дети  в  таких  играх  показывают  быстроту  движений,  ловкость, сообразительность.

Очень  нравятся  детям  игры,  требующие  творчества,  фантазии, выдержки  (например,  игра  «Молчанка»  в  которой  дети,  проговорив последнее  слово,  должны  замолчать,  а  ведущий  старается  развеселить играющих  движениями,  смешными  словами  и  потешками).  

Дети  любят  играть  в  такие  игры,  так  как  в  них  они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Одной из форм моей работы является развивающая среда, которая включает в себя: литературный уголок, уголок ряженья, мини-музей русская изба, театрализованный уголок, уголок творчества, творческая мастерская.

Детям нравится отмечать народные праздники и досуги.

Проведение праздников и развлечений способствуют: активизации памяти, внимания, мышления. Фольклор помогает решению психо- коррекционных задач (снятия агрессии, страхов, преодоления замкнутости, помощь гиперактивным детям, устранения сложности в общении и др.). Всё это приводит к налаживанию внутригрупповых отношений.

Для того чтобы устроить народный праздник требуется много предварительной работы. Разучивание народных песен, игр, хороводов, потешек, прибауток, переплясов. Рассматривание иллюстраций, картин, чтение книг, сказок, рассказов. Непосредственное участие детей в таких народных  праздниках как «Масленница», «Осеннины» и других, проводимых в дошкольном учреждении,  оставляет у детей массу положительных, ярких впечатлений. Ребята узнают много нового об истории возникновения народных праздников, традициях их встречи и проведения.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, нельзя не сказать о его терапевтическом эффекте. Занимаясь творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.

Кроме того, на занятиях по народной культуре осуществляются такие важные для человека потребности, как потребность в общении, определяемая коллективным характером народного искусства, и способствует самоутверждению ребенка как личности, обладающей определёнными знаниями, качествами.

С целью сохранения самобытной духовной культуры нашего народа и приобщения детей к русскому народному творчеству мной были разработаны программы фольклорных кружков «Ладушки», «Говорушки», «Народные игры».

Моя  работа  не  была  бы  столь  плодотворной,  если  бы  не  помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком, в приемной оформлен уголок «Фольклор для детей», в котором вниманию родителей предлагаю консультации «Сказки- народное чудо», «Что такое «фольклор», «Роль фольклора в развитии детей» и др. Провела анкетирование «Народные традиции в вашей семье».

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении  контакта  с  детьми,  создании  благоприятных  условий  для обучения детей чистой и выразительной речи. Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

Работа в данном направлении даёт свои положительные результаты:

1. У детей повысился интерес к устному народному творчеству;

2. Они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки;

3. Умеют самостоятельно организовывать народные игры – забавы с помощью считалок;

4. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» 2018-2023г.г.

Цель:  Развитие познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста средствами фольклора. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентност...

План самообразования по теме: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» на 2019-2020 г.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы р...

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих  поколений.  А  это  позволяет  им ...

План самообразования на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, ре...

Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Фольклор в детском садуИногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И пра...