«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Куракова Елена Викторовна

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих  поколений.  А  это  позволяет  им  стать,  по  сути,  образцами  норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ивушка»

 «Использование народного фольклора

в работе с детьми дошкольного возраста»

Из опыта работывоспитателя

 первой квалификационной категории

Кураковой Е.В.

г. Уварово

        Иногда  мы наблюдаем,  что  современный  образовательный  процесс бывает  настолько  заорганизован,  что  для  игры  у  ребенка  остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре». Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью, умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем из истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»

        У  педагогов  часто  возникает  вопрос:  нужно  ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

        Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих  поколений.  А  это  позволяет  им  стать,  по  сути,  образцами  норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

        В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям, насекомым, птицам, животным).

Считалки - коротенькие  стишки,  служащие  для  справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки  и  чистоговорки - незаметно  обучающие  детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки – сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В  своей  работе  детский  фольклор  я  использую  в  разных  видах деятельности:

обучение правильному произношению;

приобщение детей к русской национальной культуре;

непосредственно образовательная деятельность;

беседы;

наблюдения;

народные подвижные игры;

театрализованная деятельность;

инсценировки сказок.

        Хотелось  бы остановиться  на  использовании  детского  фольклора  в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

        Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры.  Дети  в  таких  играх  показывают  быстроту  движений,  ловкость, сообразительность.

        Очень  нравятся  детям  игры,  требующие  творчества,  фантазии, выдержки  (например,  игра  «Молчанка»  в  которой  дети,  проговорив последнее  слово,  должны  замолчать,  а  ведущий  старается  развеселить играющих  движениями,  смешными  словами  и  потешками).  

        Детям нравится отмечать народные праздники и досуги. Проведение праздников и развлечений способствуют: активизации памяти, внимания, мышления. Фольклор помогает решению психо-коррекционных задач (снятия агрессии, страхов, преодоления замкнутости, помощь гиперактивным детям, устранения сложности в общении и др.). Всё это приводит к налаживанию внутригрупповых отношений.

        Для того чтобы устроить народный праздник требуется много предварительной работы. Разучивание народных песен, игр, хороводов, потешек, прибауток, переплясов. Рассматривание иллюстраций, картин, чтение книг, сказок, рассказов. Непосредственное участие детей в таких народных  праздниках как «Масленница», «Осеннины» и других, проводимых в дошкольном учреждении,  оставляет у детей массу положительных, ярких впечатлений. Ребята узнают много нового об истории возникновения народных праздников, традициях их встречи и проведения.

        Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, нельзя не сказать о его терапевтическом эффекте. Занимаясь творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.

        Кроме того, на занятиях по народной культуре осуществляются такие важные для человека потребности, как потребность в общении, определяемая коллективным характером народного искусства, и способствует самоутверждению ребенка как личности, обладающей определёнными знаниями, качествами.

        Моя  работа  не  была  бы  столь  плодотворной,  если  бы  не  помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я помещаю потешки, поговорки, считалки, и родители дома могут повторить этот материал со своим ребенком.

        Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении  контакта  с  детьми,  создании  благоприятных  условий  для обучения детей чистой и выразительной речи. Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

        Работа в данном направлении даёт свои положительные результаты:

У детей повысился интерес к устному народному творчеству;

Они используют в сюжетно-ролевых играх – потешки;

Умеют самостоятельно организовывать народные игры – забавы с помощью считалок;

        У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» 2018-2023г.г.

Цель:  Развитие познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста средствами фольклора. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентност...

«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

в консультации речь идет об использовании народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста...

План самообразования по теме: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» на 2019-2020 г.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы р...

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

План самообразования на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, ре...

Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Фольклор в детском садуИногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И пра...