Развитие речи "Насекомые"
статья (старшая группа)

Страхова Анжелика Казимировна

Конспект .Саршая группа.Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно образовательной              деятельности для старшей группы

по  развитию  речи      «Насекомые»

Современные образовательные технологии: моделирование  и оздоровительные технологии.

                        Составила и провела

                                Воспитатель  ГДОУ № 39

                    Страхова  А. К.


Санкт-Петербург

2011 г.

Программное содержание

  1. Совершенствовать  понимание  обобщающего  слова  «Насекомые».
  2. Активизировать словарь  за  счёт  слов  по  лексической  теме.
  3. Совершенствовать  диалогическую  форму  речи,развивать  умение  связно  рассказывать  о  предмете  по  образцу.
  4. Закреплять  навыки  правильного  употребления  предлогов  в  предложении.
  5. Упражнять  в  согласовании  числительных  с  существительными (одна  стрекоза, две  пчелы).
  6. Продолжать  развивать  согласование  слов с  движением.
  7. Упражнять  в  образовании  существительных с  уменьшительно-ласкательными   суффиксами (жучок, комарик, муравьишко).
  8. Развивать внимание, память, логическое  мышление.

Материалы:

  • Игрушки-насекомые (пчела, стрекоза, божья  коровка, кузнечик, муха, бабочка).
  • набор  насекомых, цветов (бумажных)  на  фланелеграф.
  • карта  пчелы.
  • 5  фишек  магнитных.
  • мяч

Ход занятия

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

      Дети

Воспитатель

      Дети

Воспитатель

      Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

         Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

  Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

         Ребёнок

Воспитатель

Воспитатель

         Ребёнок

Воспитатель

Воспитатель

          Ребёнок

Воспитатель

Воспитатель

Ребёнок

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

          Ребёнок

Воспитатель

          Ребёнок

Воспитатель

        Ребёнок

Воспитатель

         Ребёнок

Воспитатель

         Ребёнок

Воспитатель

1 часть – сюрпризный момент

Сегодня  в нашу  группу  прилетела  гостья. Отгадайте  кто:

      На  цветы  она  садится,

      Не  устав  с  утра  трудиться.

       Людям  воск, мёд  дала,

        Беспокойная …  (пчела)

( вносит игрушку-пчелу)

Правильно, прилетела и  зажужжала: жжж

– Ребята, давайте  вместе  споём песенку  пчелы:

   Сначала  громко  ЖЖЖ

   Теперь  тихо  жжж

   Снова  громко  ЖЖЖ

   И  тихо  жжж

– Пчела  в  своей  песенке  просит  помощи  у  нас. Она  заблудилась, добраться  до  улья  можно  только, если  выполнишь  все  задания. Поможем  пчеле? – Да.

–  А  вот  карта. За  успешно  выполненное  задание – фишка. Готовы?  – Да.

2 часть – дидактическое  упражнение   «Сосчитай  пчёл»

  – Сколько  сидит  пчёл  на  васильке? – на  васильке  сидит  одна  пчела.

  – Сколько  пчёл  сидит  на  колокольчике? – на  колокольчике  сидит   две  пчелы.

  –Сколько  пчёл  село  на  мак? – на мак  село  три  пчёлы.

– Сколько  пчёл  село  на  ромашку? – на  ромашку  село  четыре  пчелы.

  – Сколько  пчёл  село  на  одуванчик? – на  одуванчик  село пять  пчёл.

  – Сколько  пчёл  полетело  в  улей? – в  улей  полетело  шесть  пчёл.

 – Справились. Фишка  вам  в  награду.

3 часть – беседа о насекомых

– Ребята, в  какое  время  года  появляются  пчёлы?  – пчёлы  появляются  весной.

– А  каких  ещё  насекомых  вы  знаете? – муравьи, жуки, кузнечики, мухи, бабочки, шмели…

– У  меня  в  коробке  спрятались  насекомые. Я  расскажу  о  насекомом, не  называя  его. Догадайтесь  о  ком:

– Это  насекомое  с  длинным  туловищем  и  большими   про-зрачными  крыльями, большими  глазами, живёт  у воды. Кто  это?

Стрекоза.

 (Воспитатель  достаёт  игрушку-стрекозу  и  показывает)

– Что  ещё  можно  сказать  о  стрекозе?

– Крылья  похожи  на  пропеллеры. Стрекоза  – хищник: питается  мелкими  насекомыми.

– Отгадайте, о  каком  насекомом  сейчас  расскажу.  Это  насекомое  с  выпуклым  круглым  туловищем, ярко-красной  спинкой  с  чёрными  пятнышками. Кто  это?

Божья  коровка.

(Воспитатель  достаёт  игрушку-божью  коровку  и  показывает)

– Что  ещё  мы  знаем  об  этом  насекомом?

– У  неё  две  пары  крыльев (сверху – жёсткие, снизу – про-зрачные), шесть  лапок, живёт  в  траве.

– Подумайте, о  ком  я  говорю:

Это  насекомое  зелёного  цвета, прыгает  как  пружинка, живёт  в  траве, поёт  с  помощью  крыльев. Кто  это?

Кузнечик.

(Воспитатель  достаёт  игрушку-кузнечика  и  показывает)

– Что  можно  добавить  про  кузнечика?

– У  него  длинные  усики, питается  соком  растений.

– О  каком  насекомом  эта  загадка:

Это  насекомое  темного   цвета, тело  и  лапки  покрыты  волосками; быстро  летает, ползает   даже  по  потолку. Бывают  большие  и  маленькие. В  Африке  есть  ядовитая  Це-це. Кто  это?

Муха.

(Воспитатель  достаёт  игрушку-муху  и  показывает)

– Что  ещё   можно  сказать  о  ней?

– Муха – вредное  насекомое, переносит  микробы  на  своих  лапках.

– Какое  ещё  насекомое  проснулось  весной? Послушайте.

Насекомое  с  мохнатым, полосатым  туловищем, прозрач-ными  крылышками, маленькими  лапками. Даёт  людям  воск, мёд. Кто  это?

Пчела.

(Воспитатель  достаёт  игрушку-пчелу  и  показывает)

– Что  можно  добавить  о  ней?

– Пчела – полезное  насекомое. На  конце  брюшка  есть  жало. Живут  пчёлы  большими  семьями  в  ульях.

– Послушайте  последнюю  загадку. Это  насекомое  красивое, разноцветное  с  большими  яркими  крыльями. Порхает  над  цветами  и  собирает  нектар. Кто  это?

Бабочка.

(Воспитатель  достаёт  игрушку-бабочку  и  показывает)

– Что   можно  сказать  ещё  о  бабочке?

– Бабочки  бывают  разных  размеров  и  цветов. Крылья  у  них  очень  нежные, хрупкие.

4 часть – физкультурная  минутка

Выходят, выполняют  движения, сопровождая  текстом:

Мы  шагаем  друг  за  другом

                           Лесом  и  зелёным  лугом

                           Крылья  пёстрые  мелькают –

                           В  поле  бабочки   летают.

                           Раз, два, три, четыре,

                           Полетели, закружились, сели.

 – Пока  мы  летали  и  кружились, совсем  позабыли  о  наших  насекомых. Они, как  известно, пища  для  птиц.

– Спрячем  насекомых  на  этой  поляне.

– Возьмите  по  одному  насекомому  и  слушайте  внимательно: кого  куда  прятать.

5  часть – дидактическое  упражнение

                                                                «Спрячь   насекомое»

Стрекоза  спряталась  около  цветка.

                  Ребёнок  сажает  стрекозу.

– Где  сидит  стрекоза?

– Стрекоза  сидит  около  цветка.

Божья  коровка  спряталась  под  цветком.

                 Ребёнок  сажает  божью  коровку.

– Где  спряталась  божья  коровка?

– Божья  коровка  спряталась  под  цветком.

Кузнечик  сидит  в  траве.

                 Ребёнок  сажает   кузнечика.

– Где  сидит  кузнечик?

– Кузнечик  сидит  в  траве.

Бабочка  села  на  ромашку.

                 Ребёнок  сажает  бабочку.

– Где  села  бабочка?

– Бабочка  села  на  ромашку.

– Молодцы.

 А  пока  наши  насекомые  прячутся, давайте  сыграем  в  игру  с  мячом  «Назови  ласково».

6  часть – игра  с  мячом «Назови  ласково»

– Я  бросаю  мяч  и  называю  насекомое, вы  кидаете  мяч  мне  и называете  насекомое  «ласково». Всем  понятно?

 пчела … пчёлка

– жук… жучок

– муравей … муравьишко

– муха …мушка

– комар… комарик

– стрекоза …стрекозка

– таракан…тараканчик

– Ребята, правильно  «ласково»  назвали  всех  насекомых.

– А  теперь  самое  трудное  задание.

7  часть – дидактическая  игра «Найди  лишнее»

  – Слушайте  внимательно, вам  нужно  найти  лишнее  слово, объяснить  свой  выбор. Понятно?

– Бабочка, стрекоза, заяц, пчела. Что  лишнее?

Заяц – это  дикое  животное.

– Кузнечик, божья  коровка, воробей, жук. Что  лишнее?

Воробей – это  птица.

– Шмель, муха, оса, комар. Что  лишнее?

Комар. Он  пищит.

Таракан, муха, пчела, майский  жук. Что  лишнее?

 – Пчела. Она  приносит  людям  пользу.

– Пчела, стрекоза, шмель, бабочка. Что  лишнее?

Стрекоза. Она  питается  насекомыми.

– И  этим  трудным  заданием  вы  справились. Оно  привело  нас  прямо  к  домику  пчёл.

 – Вы   сегодня  были  «трудолюбивы, как  пчёлы». Понравилось?

– О  ком  мы  говорили   сегодня? (ответы детей )

Вы  теперь знаете , кто такие насекомые и расскажете о них.(воспитатель выставляет модели )

– Что  узнали нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...