Информационно- практико- ориентированный проект для детей подготовительной группы (6-7 лет) «Я – Архитектор»
методическая разработка (подготовительная группа)

Лазарева Елена Сергеевна

Объединив исследовательскую деятельность, игру и конструирование в единое целое, в нашей группе зародилась идея проектной деятельности «Я- архитектор», где дети могут не просто конструировать, но и создавать собственные постройки по своему чертежу-замыслу или попытаться исследовать и скопировать уже имеющиеся. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.

 Я считаю, что ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красносельского района С.- Петербурга

Информационно- практико- ориентированный проект

для детей подготовительной группы (6-7 лет)

«Я – Архитектор»

Подготовила:

Лазарева Е.С.

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность.

Для старших дошкольников характерны высокая активность, живой интерес к окружающей жизни, огромное желание ее познания, восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться исследовательская деятельность, при этом основным видом деятельности детей остается игра. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, знакомится с профессиями взрослых, сам пробует создать модель взрослой жизни и быть «как взрослый». Дети в дошкольном возрасте любят различные виды конструирования, но в подготовительной группе мы столкнулись с проблемой, стандартное конструирование из строительного материала перестает вызывать живой интерес у детей. Объединив исследовательскую деятельность, игру и конструирование в единое целое, в нашей группе зародилась идея проектной деятельности «Я- архитектор», где дети могут не просто конструировать, но и создавать собственные постройки по своему чертежу-замыслу или попытаться исследовать и скопировать уже имеющиеся. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.

 Я считаю, что ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.

Проект ориентирован на решение одной главной проблемы - отсутствие интерес к конструированию у детей старшего дошкольного возраста.

Информационно-практико-ориентированный проект, в котором дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление игрового макета «Город»).  

Проект долгосрочный, рассчитан на три месяца.

Участниками проекта выступают воспитатель и дети. Проект фронтальный.

Цель: Формирование интереса детей к конструированию посредствам знакомства с архитектурой, развитие конструкторских умений и художественно-творческих способностей детей.

Задачи:

  • Формирование у детей начальных знаний об архитектуре, видах архитектуры, профессии архитектор;
  • Способствовать использованию детьми полученные знания  в различных видах художественно-творческой деятельности;
  • Развитие способностей конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, принимать рациональные решения, координации движений и глазомер;
  • Воспитание навыков позитивного общения детей, умение работать в группах.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы его построения:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • принцип интеграции образовательных областей (социализация, труд, познание, коммуникация, художественное творчество) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Предполагаемый результат:

1.Дети имеют представления об архитектуре, видах архитектуры, профессии архитектор.

2. Дети создают разнообразные постройки, используя в работе схемы.

3. Умеют работать коллективно, договариваются, кто какую часть работы будет выполнять.

4. Объединяют свои поделки и постройки в соответствии с общим замыслом, самостоятельно подбирают материал с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

Итог проекта: 

Внутренний: Развитие интереса к конструктивной деятельности. Расширение знаний детей о архитектуре, ее видах, профессии - архитектор, о предметах труда. Развитие творческих способностей. Развитие навыков коллективной работы.

Внешний: Оформление макета «Город».

План реализации проекта:

Первый этап – организационный.

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта.

Сбор информации и создание необходимого методического материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка совместной деятельности с детьми, подборка различных игр по теме, подборка энциклопедического материала и иллюстрационного материала).

Создание предметно-развивающей среды (иллюстрации, энциклопедии, различные виды конструктора, схему построек и отдельных архитектурных объектов).

Второй этап – практический

Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.

Система работы с детьми в рамках проекта «Я – архитектор».

Третий этап - заключительный 

Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами:

- Защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе.

- Презентация результатов проекта для родителей и детей через организацию выставки макета «Город».

 

Система работы с детьми в рамках проекта «Я – архитектор».

Тема 1: «Знакомство с архитектурой»

Программное содержание: познакомить детей с понятием «архитектура», познакомить с профессией архитектор, рассмотреть виды архитектуры; учить различать здания разного назначения - жилые и общественные; расширять кругозор, обогащать знания об окружающем.

Образовательные области

Мероприятия

Содержание деятельности.

Познавательное развитие

НОД «Архитектура»

Познакомить детей с понятием «архитектура», познакомить с профессией архитектор, рассмотреть виды архитектуры (архитектуру объемных сооружений, ландшафтную архитектуру, градостроительство)

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Развивающая игра «Дом из сказки»

Детям предлагаются иллюстрации сказочных домов, воспитатель ставит перед детьми различные вопросы:

- назови героя сказки, который живет в этом доме?

- назови сказку, из которой этот дом?

- по каким признакам ты это определил?

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Развивающая игра «Что за здание?»

Предложить детям отгадать, какой архитектурный объект загадан (предлагаются объекты архитектуры родного города, знакомые детям). После получения отгадки уточнить, по каким признакам дети нашли ответ.

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Ролевая игра «Посещение музея архитектуры» (выставка иллюстраций)

Педагог берёт на себя роль экскурсовода и на примере одной из наиболее знакомых детям иллюстраций рассказывает о сооружении. Затем роль попеременно передаётся разным детям, которые по аналогии составляют собственные описательные рассказы. Желательны иллюстрации с архитектурными объектами мировой известности и достопримечательности родного города.

Познавательное развитие

Рассказ педагога об архитектуре на основании энциклопедической справки.

Рассказ подкрепляется иллюстрациями импровизированной выставки.

 

Тема 2: Кем быть. Архитектор.

Программное содержание:

Уточнить представления о профессии архитектора, а также вспомнить сопутствующие профессии (строитель, электрик, сантехник, водитель и т.д.); развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение).

Образовательные области

Мероприятия

Содержание деятельности.

Познавательное развитие

Рассказ о профессии, на основании картины.

Выявить общее представление о том, как, где и с какими материалами работает архитектор.  Вызвать желание узнать о профессии больше.

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Дидактические игры: «Что для чего»

Показать разницу в профессиях архитектора и строителя: архитектор - тот, кто создает на бумаге дома, их проектирует, а строители воплощают в жизнь, поэтому инструменты у них разные. Педагог предлагает посмотреть на картину , назвать как можно больше инструментов архитектора в его мастерской. Называя инструмент, ребёнок тут же даёт пояснение, для чего используется данный инструмент.

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная деятельность, конструирование «Энциклопедия архитектора»

Педагог медленно читает список видов архитектурных сооружений, а дети на своих листочках изображают эти сооружения схематично. Затем все работы выкладываются на столах или на ковре и в общем обсуждении, выбираются наиболее удачные схемы, из которых составляется «Энциклопедия архитектора».

Познавательное развитие

Игра с элементами экспериментирования «Из какого материала сделано», «Узнай наощупь»

Рассмотреть картинки: деревянный дом, кирпичный дом, каменный дом, панельный дом, дом из стекла и бетона, дом из ткани, шкур (юрта). Формировать представление о преимуществах материала и о том, чем обусловлено строительство дома из данного материала. Дети при помощи тактильного восприятия определяют, какой материал находится в мешочке (песок, глина, цемент, щебень…). Педагог побуждает описывать результат непосредственного восприятия – не просто назвать материал, а использовать словесную конструкцию: «я чувствую…»

Тема 3: «Архитектуру объемных сооружений»

Программное содержание: конкретизировать представления детей о разнообразии архитектурных объектов (на основании описания признаков функциональной принадлежности, эстетики оформления, материалов); развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; упражнять в составлении рассказов (из опыта и по аналогии).

Образовательные области

Мероприятия

Содержание деятельности.

Социально – коммуникативное развитие

Игра – викторина «Кто скажет, кто знает?..»

 Игра организована как командное соревнование. Дети определяют по внешнему виду функциональное назначение постройки, представленной на иллюстрации, тип использованного строительного материала, аргументируя своё мнение. Правильные ответы отмечаются. В качестве фишек можно использовать картонные фрагменты силуэта постройки, из которых дети потом сложат целостный силуэт.

Художественно – эстетическое развитие

Коллективное конструирование «Что нам стоит дом построить»

Детям предлагается организовать строительное соревнование: по группам построить предлагаемые постройки. Каждая группа (бригада) получает строительный заказ: построить здание конкретного назначения. Процесс постройки должен сопровождаться созданием проекта (рисунка, схемы, чертежа), обоснованием выбора материала для строительства, элементов декора. По окончании «строительства» каждая бригада презентует свой проект.

Речевое развитие

Речевая игра «Посмотри, как хорош дом, в котором ты живёшь!»

Педагог предлагает детям подобрать как можно больше характеристик к описанию своего дома. Дети по очереди предлагают свои высказывания. Можно предложить детям варианты начала фразы:

 - Я люблю мой дом, потому что…

 - Мой дом мне нравится за…

- Если бы я был волшебником, то изменил бы свой дом так…

Художественно – эстетическое развитие

Конструктивная деятельность

«Современные дома».

Воспитатель показывает еще один способ изготовление домов из бумаги и клея. Показ схемы конструирования дома.

Дети выполняют конструкцию дома.

Количество этажей дети делают со своей задумки сами.

Познавательное развитие

Рассказ педагога о сельских домах, о способах украшения деревенского дома (сопровождается демонстрацией рисунков)

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие в деревню. Спрашивает у детей, кто был в деревне, что там не так, как в городе, кто там живет, что интересного видели, что понравилось, что там делали, что больше всего запомнилось.

Деревенские дома строили из древесных пород чаще всего использовали те, которые в достаточном количестве произрастают на территории нашей: ель и сосна – они легче других пород обрабатываются.

Рассмотреть, чем украшали дома в деревнях.

Художественно – эстетическое развитие

Творческая работа “Деревенская изба” (коллективная аппликация)

Работа выполняется на картонном муляже, имитирующем комнату в сельском доме. Средства работы выбираются педагогом в зависимости от навыков, закрепление которых необходимо в данной группе детей: или аппликация готовыми формами, или создание коллажа из бросового материала, или сочетание разных видов изобразительной деятельности – элементы рисования, лепки, аппликация и конструирование из бумаги.

Художественно – эстетическое развитие

Конструктивная деятельность

«Строим дом»

Детям предлагаются схемы домов, им необходимо раскрасить их, наметить окна и двери, вырезать, согнуть по пунктирным линиям, склеить.

Тема 4: «Ландшафтная архитектура»

Программное содержание: ввести в словарь детей понятия «Ландшафтная архитектура», «ландшафтный дизайн», «архитектор по ландшафту». Обратить внимание на средства выразительности в ландшафтной архитектуре (форма, объем, размер, место расположения, назначение, материалы); развивать умения пространственного воображения создание композиции по памяти и представлению.

Образовательные области

Мероприятия

Содержание деятельности.

Познавательное развитие

Заочная экскурсия по современному городу (на основе иллюстративного материала)

Педагог предлагает отправиться на импровизированную экскурсию по городу. Обращает внимание детей, что во время обзорных экскурсий наше внимание привлекает не только яркая архитектура, но и красота ландшафта: парки, скверы, фонтаны когда мы гуляем по городу.

Социально – коммуникативное развитие

Экскурсия в ближайший парк

Прогуляется с детьми в парке, рассмотреть что там есть (дорожки, клумбы, пруд), учить детей любоваться красотой природы.

Художественно – эстетическое развитие

Создание макета городского парка.

Дети используют для оформления ландшафта природный материал: веточки, мох, различные крупы. Может быть использован пластилин, мелкие игрушки.

Художественно – эстетическое развитие

Конструирование «Составь схему»

Детям предлагаются иллюстрации большого городского парка, совместно рассматриваются части парка (фонтан, скамейки, дорожки, клумбы), форма парка. После рассмотрения детям предлагается схематично изобразить парк на бумаги.

Теме 5: «Градостроительство»

Программное содержание: учить детей создавать макет через конструирование поделок, в основе которых лежат объемные формы; развивать художественный вкус в процессе оформления конструкций; воспитывать у детей умение слушать и дополнять ответы своих товарищей.

Образовательные области

Мероприятия

Содержание деятельности.

Познавательное развитие

Заочная экскурсия по современному городу (на основе иллюстративного материала)

Педагог предлагает отправиться на импровизированную экскурсию по городу. Обращает внимание детей, что во время обзорных экскурсий наше внимание привлекает не только яркая архитектура, но и разнообразие архитектурных объектов: торговые центры, спортивные комплексы, парки развлечений.

Художественно – эстетическое развитие

Конструирование «Составь схему города»

Детям предлагаются схематично изобразить город, отметив на схеме все необходимые для комфортной жизни человека, на его взгляд, архитектурные объекты.

Работа может организоваться как коллективная, когда дети конструируют отдельные районы города, потом объединяют свои работу в одно целое.

Познавательное развитие

НОД «Архитектура родного города»

Формирование у детей интереса к родному городу, закрепление представлений об архитектурном облике, ознакомлению детей с архитектурными памятниками. 

Итоговое мероприятие «Я - архитектор».

Цель:

Знакомить детей с архитектурой – как профессией.

Образовательные:

  1. Уточнять знания детей о архитектуре как виде искусства, ее видах;
  2. Учить устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке. 

Развивающие:

  1. Развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорции), творчество и фантазию;
  2. Развивать коллективное творчество. 

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к архитектура, в том числе своего города;
  2. Активизировать желание детей высказывать предпочтения, ассоциации;
  3. Вызывать желание создать индивидуальный проект, используя полученные знания.        

Организация детских видов деятельности:

Тип, форма и методы, используемые в образовательной деятельности:

  • Тип - комбинированное занятие
  • Методы:

Словесные – беседа, обсуждение, уточнение, дополнение, обмен мнениями (диалог)

Игровые – использование сюрпризных моментов, проблемно-поисковые задания.

Практические – конструирование, ручной труд.

  • Форма – групповая.

Технологии:

  • Технология проблемного обучения
  • Личностно-ориентированного технология
  • Здоровьесберегающие технология

Вид детской деятельности: продуктивная, изобразительная, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Материалы и оборудование: ватман, краски акриловые, кисточки, стаканчики непроливайки с водой, природный материал (для создания парка), пластилин, клей пва, кисточки для клея, ножницы, схемы домов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский информационно-практико-ориентированный проект в подготовительной к школе группе «Первый раз — в первый класс!»

Тип проекта:—    информационно-практико-ориентированный;—    детско-родительский;—    долгосрочный....

Информационно - практико - ориентированный проект в старшей группе "Книга лучший друг"

В ходе проекта дети знакомятся с процессом изготовления книги, с художниками - иллюстраторами, с правилами пользования книгой....

Информационно - практико - ориентированный проект в старшей группе "Моя семья. Семейные традиции"

В ходе реализации проекта у детей углубляется представление о семье, о членах семьи, о семейных традициях....

Информационно - практико - ориентированный проект в старшей группе "Ярославль - город мой родной"

В процессе реализации проекта дети знакомятся с историей родного города, с достопримечательностями, с знаменитыми людьми Ярославля....

Информационно-практико-ориентированный проект в средней группе «Радуга» «ВСЁ ЖИВОЕ ИЗ ЯЙЦА (У.ГАРВЕЙ)»

Данный материал предназначен для воспитателей, родителей и детей средней группы детского сада...

ПРОЕКТ информационно-практико-ориентированный «Календарь природы» подготовительная к школе группа № 1

Реализация проекта в таблице на учебный год в подготовительной группе, план на каждый месяц....

Информационно-практико-ориентированный проект «Сказочники» Старшей группы

Проект "Сказочники": дети сочиняли сказки, мастерили книжки - малышки и дарили их малышам, а также многое другое....