выступление на РМО
материал (подготовительная группа)

Губанова Екатерина Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

п.Лиственичный

 «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»

Доклад на РМО

Форма проведения: Вебинар

Составила:

воспитатель МКДОУ детский сад «Сказка»

Губанова Екатерина Николаевна

2018 г.

Слайд № 1 Добрый день, уважаемые участники семинара и слушатели!

 «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников».

Сегодня я поделюсь опытом работы по развитию речи в нашем детском саду.

В Федеральном Государственном Образовательном  Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Слайд № 2  Какие же факторы влияют на речевое развитие ребенка:

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

3. Совместные игры взрослого и ребенка.

4. Речь взрослого – пример для подражания.

 5Развитие мелкой моторики рук. 

6. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его "почему".

7. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

Слайд № 3  В нашей работе мы используем следующие технологии:

Здоровьесберегающие технологии: В своей работе активно используем, как традиционные, так и нетрадиционные методы коррекции:

- артикуляционную гимнастику,

- пальчиковую гимнастику,

- массаж и самомассаж,

- гимнастику для глаз,

- Су - Джок - терапию, (приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп.)

- дыхательную гимнастику.

Фото Слайд № 4

Слайд № 5   Информационно – коммуникационная технология:

использование ИКТ в своей работе позволяет проводить образовательную деятельность:

• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);

• обеспечивает наглядность;

• привлекает большое количество дидактического материала;

Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по развитию речи обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов,  развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Проектные технологии:

Или метод проектов, где дети  проводят исследование совместно со взрослыми и получают итог.

Фото Слайд № 6

Слайд № 7 Игровые технологии:

  • Пальчиковые игры - благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров;
  • Мнемотехника:

Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенности технологии: применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.

  • Подвижные игры:  формируют четкость,      ритмичность произношения,  вызывает эмоциональный отклик у детей;
  • Сюжетно-ролевая игра:  формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, учит говорить выразительно, четко и правильно;
  • Настольно-печатные игры: дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на кар-тинках.
  • Хороводные игры и игры с пением: способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями;
  • Игры – драматизации, разные виды театральных игр: способствуют развитию речевой активности, которые развивают вкус и интерес к художественному слову.
  • Дидактические игры:  позволяют  приобщать детей к окружающей жизни в доступных им формах. 

Слайды № 8, №9, №10, №11

Слайд № 12

  • LEGO-технология:

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

  • Особо хочется выделить логоритмику, т. к. в нашем саду есть детки с ОВЗ по речевому развитию:

Главное препятствие на пути устранения проблем в становлении речевой функции заключается в том, что дети не могут раскрепоститься, а значит, полностью погрузиться в содержание логопедических упражнений. В этом случае на помощь педагогу приходит логоритмика (логопедическая ритмика). Это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействующих на слух, память, речь и эмоции малышей. Логопедическая ритмика, занятия которой начинаются с малышами трёхлетнего возраста, полезна даже не имеющим проблем с речью дошкольникам. Но особенно актуальны такие занятия для ребят, у которых наблюдаются такие проблемы становления речевой функции, как:

- заикание;

- нарушения звукопроизношения;

- замедление или, наоборот, ускорение темпа речи;

- дизартрия (поражение нервной системы, характеризующееся ограниченностью подвижности органов речи и вызывающее затруднения артикуляции);

- нарушения моторики;

- задержка речевого развития.

Применяется на занятиях музыки, физкультуры и развитию речи.

Слайд № 13

Технологии обучения образной речи:

  • Технология обучения детей составлению сравнений:

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

- воспитатель называет какой-либо объект;

- обозначает его признак;

- определяет значение этого признака;

- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Пример:

- цыпленок (объект №1);

- по цвету (признак);

- желтый (значение признака);

- такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

  • Обучение детей составлению творческих рассказов по картине:

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

- «текст реалистического характера»

- «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы

игровых упражнений.

Слайд № 14    Технология синквейна

Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем синквейн стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Педагогическая ценность этой технологии:

-Обогащает словарный запас.

-Учит формулировать идею (ключевую фразу)

-Получается у всех.

-Активизирует  и развивает мыслительную деятельность.

Слайд № 15

Все указанные технологии применяются в нашем саду в повседневной жизни.

Слайд № 16      В 2017 – 2018 году наша группа участвовала в районном проекте «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель проекта: Повышение уровня развития связной речи воспитанников подготовительных групп.

В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:

С родителями

  • Семинар-практикум «Обучение детей с ОВЗ», на семинаре были рассмотрены основные особенности развития детей с ОВЗ в области физического воспитания, развития речи, социализации
  • Родительское собрание «Развитие речи детей» в форме круглого стола с проведение игр для родительской общественности, привлечение специалистов (учитель-логопед)
  • Семинар-практикум «Развитие речи детей» в форме путешествия в «Город правильной речи», в конце семинара родители и педагоги совместно составили речевую газету. Участники получили практические советы от специалистов по развитию речи детей дошкольного возраста.
  • Анкетирование родителей (законных представителей) «Как умеет говорить ваш ребенок», наблюдение за речью детей в образовательно-воспитательном процессе: На основании проведенного анкетирования было выявлено, что более 65% опрошенных считают, что дети нуждаются в коррекционных занятиях по развитию речи. Согласно наблюдению воспитателей и специалистов – учителя-логопеда, музыкального руководителя сделан вывод о том, что необходимо проведение индивидуальных занятий.
  • Мероприятие «Первоклассные родители» в форме круглого стола с приглашением учителя начальных классов МКОУ Леушинской СОШ: 18 родителей и 22 ребенка приняли участие в мероприятии. Проведена викторина «Хочу все знать» для детей и интерактивная игра «Проблемы адаптация детей к школе» для родителей, выступление учителя начальных классов «Подготовка к школе».

Фото  слайд № 17

Слайд № 18     Педагоги  старших групп приняли активное участие в конкурсе «Лучшая речевая газета»

Участие детей:

  • Территориальный конкурс чтецов «Жили рыбы, птицы, звери…»
  • Интеллектуально-познавательная викторина «Много сказок знаю, я их все читаю»
  • Литературная гостиная с приглашением поэтессы Кондинского района Н.Г.Сондыковой, которая является постоянным гостем нашего детского сада.
  • Посещение библиотеки п. Лиственничный.

Фото Слайд №19, № 20, № 21

Слайд № 22       Подводя итоги, хочется отметить, что данный проект и проведенная работа по речевому развитию дошкольников имеет положительный результат. Вышеизложенные технологии способствуют развитию речи, активизируют словарный запас детей.

Общее количество  воспитанников - участников проекта

Общая / качественная  успеваемость по развитию речи (%)

Краткие выводы

Начало года

Конец года

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

24 ребенка

25%

70%

5%

54%

44%

2%

Уровень повысился благодаря активной работе, но все же на конец года наблюдается низкий уровень по развитию речи 2% у одного ребенка с ОВЗ

Слайд № 23          Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....