Образовательная деятельность с детьми ОВЗ
статья

Образовательная и коррекционная деятельность в учреждении направлена  на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям с ОВЗ, направленной на создание условий их развития, социализации и интеграции в общество. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_deyatelnost_s_detmi_s_ovz.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья  стала рассматриваться как одно из приоритетных направлений социальной политики государства.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья требует деликатного и гибкого подхода. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития

        Образовательная и коррекционная деятельность в учреждении направлена  на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям с ОВЗ, направленной на создание условий их развития, социализации и интеграции в общество. В  2016году ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка» получил лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Приоритетными направлениями  образовательной деятельности  ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка» являются:

- разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его потенциальных психических и физических возможностей;

            -проведение индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей  работы по преодолению  недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

- укрепление психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, наряду с профессиональным медицинским сопровождением проведение общих оздоровительных мероприятий. 

Коррекционно-развивающей задачи в доме ребенка  решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных форм и видов деятельности детей. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

 В доме ребенка созданы благоприятные условия для обеспечения всестороннего развития личности ребенка с ОВЗ, комфортности пребывания его в учреждении: сухой бассейн, тренажеры, лечебный массаж, специальные кресла, столы и многое другое.

 Главным условием развития ребенка с ОВЗ в образовательном процессе учреждения является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок с ОВЗ способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном пространстве. 

Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:

- образовательный процесс;

- коррекционно-развивающий процесс;

- предметная - развивающая среда;

- взаимодействие участников педагогического процесса.

Образовательный процесс  включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных возможностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

- воспитательная - развитие ценностных отношений, развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

- образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка с ОВЗ, т. е. способствующих развитию его новых качеств;

- развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

- коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у детей с ОВЗ;

- социализирующая - овладение детьми с ОВЗ системой общественных отношений и социально приемлемого поведения.

В основе организации образовательного процесса в ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка»  определен комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки психических и физических нарушений, оценки речевых нарушений, системы психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного детства. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности.

Акцент делается на интеграцию образовательных областей

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие

Средства и методы коррекции:  

  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия
  • Музыкальная терапия
  • Игровая терапия
  • Изотерапия
  • Театрализованная деятельность
  • На базе дома ребенка создана Лекотека для оказания ранней психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии и их семьям с использованием игровых технологий.
  •  В своей работе так же используем принципы Монтессори –педагогики:

           - подготовленная среда и материал для развития;

           - воспитатель, который включается в процесс по мере необходимости.

        Содержание учебно-воспитательной  работы в доме ребенка включает в себя сбалансированное сочетание базисного компонента, представленного образовательными областями по основным направлениям, и вариативного компонента учреждения, реализуемого за счет индивидуально выбираемых специалистами  коррекционных занятий, обеспечивающих коррекцию и развитие психических функций детей, использование коррекционных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов.

Опыт работы наших специалистов  с детьми с ограниченными возможностями здоровья показал, что успех учебно-воспитательной  работы зависит от того, насколько глубоко и детально проведено обследование ребенка на начальном этапе коррекционной работы.

Диагностика в учреждении проводится комплексно и носит динамический характер. Методы и приемы обследования соответствуют специализации и разграничению функций специалистов. Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, и разработать  индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, соответствующий образовательным и социальным потребностям ребенка.

В проведении мониторинга участвуют: воспитатели; учитель-дефектолог;  педагог-психолог;  музыкальный руководитель;  инструктор ЛФК; невролог, педиатр и др.

Мониторинг детского развития проводится по эпикризам: дети до одного года- раз месяц; дети с года до трех лет - раз в квартал.

Методы сбора информации в системе мониторинга в учебно-воспитательном  процессе разнообразны: наблюдения, анализ документов, посещение занятий,  анализ продуктов деятельности воспитанников.

По результатам мониторинга  разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка.

Каждый специалист дома ребенка проводит свои мероприятия, которые направлены  на коррекцию  отклонений  у ребенка с ОВЗ, но все это в едином коррекционно-образовательном пространстве учреждения.  И сотрудники дома ребенка знают, что правильная и своевременная помощь взрослых принесет успех и радость ребенку и тем, кто с ним занимается.

В конечном итоге, дети в ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка» получают своевременную и  современную реабилитационную помощь. Это несомненно поможет им развиваться дальше, и процесс реабилитации, становясь частью их повседневной жизни, никогда не должен прерываться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Зимняя сказка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, технология поисково-познавательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема "Дикие животные". Тема: "Игра - путешеств...

конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»

Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...