«Организация дошкольного образования в ДОО»
материал

Радионова Ольга Александровна

В российском образовании издавна существует система обеспечения дошкольного образования. В настоящий переходной период ей по-прежнему уделяется большое внимание, и она продолжает играть огромную роль в вопросах защиты детства и раннего воспитания.

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития. У ребенка, обделенного заботой и вниманием нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Дошкольное воспитание и образование являются самой первой и базовой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессиональная педагогическая работа с подрастающим поколением. Фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни.

В последние годы предприняты серьезные попытки реформирования дошкольного образования, определены его концептуальные основы. Поворот дошкольного учреждения в сторону ребенка, с его запросами и индивидуальным развитием, возможен только при реализации новых принципов управления и высоком уровне профессионализма его руководителей.

Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательном учреждении, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Создание современной системы дошкольного воспитания предполагает двойную специализацию работников этой службы: первые обеспечивают уход за ребенком, формируют у него выбор важнейших жизненных привычек; вторые – обеспечивают развитие всего спектра способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya.docx49.03 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ВПО «Европейский Университет «Бизнес Треугольник»


 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


по  программе профессиональной подготовке  
«Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятельность в дошкольном образовании. Образование и педагогика».


Тема: 
«Организация дошкольного образования в ДОО» 
  

Дипломную работу подготовила:                                                      Радионова Ольга Александровна 

Должность:

 Воспитатель ДОУ
Место работы:                                                 МАДОУ Кваркенский детский сад №1 «Колосок»

 

 5 апреля 2019г. 

с.Кваркено, Оренбургская область

Российская Федерация

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….. 3

1. Организация дошкольного образования ……………………………………………...4

1.1 Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования ……... 4

1.2 Основные направления работы по реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………………………...7

1.3 Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования………10

2. Правовое регулирование организационной деятельности по управлению дошкольным образовательным учреждением……………………………………….…13

2.1 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении………………13

2.2 Программа развития дошкольного образовательного учреждения………………23

Заключение……………………………………………………………………………….25

Список литературы ……………………………………………………………………...26

Введение

В российском образовании издавна существует система обеспечения дошкольного образования. В настоящий переходной период ей по-прежнему уделяется большое внимание, и она продолжает играть огромную роль в вопросах защиты детства и раннего воспитания.

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития. У ребенка, обделенного заботой и вниманием нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Дошкольное воспитание и образование являются самой первой и базовой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессиональная педагогическая работа с подрастающим поколением. Фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни.

В последние годы предприняты серьезные попытки реформирования дошкольного образования, определены его концептуальные основы. Поворот дошкольного учреждения в сторону ребенка, с его запросами и индивидуальным развитием, возможен только при реализации новых принципов управления и высоком уровне профессионализма его руководителей.

Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательном учреждении, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Создание современной системы дошкольного воспитания предполагает двойную специализацию работников этой службы: первые обеспечивают уход за ребенком, формируют у него выбор важнейших жизненных привычек; вторые – обеспечивают развитие всего спектра способностей ребенка.

1. Организация дошкольного образования

1.1 Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования

Дошкольное образование, в силу своих содержательных свойств, обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его реформированием. В нормативных правовых актах, в частности в Законе РФ «Об образовании» отражены некоторые особенности регулирования дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение – это тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов.

Задачами дошкольного учреждения является всемерное удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании.

Под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований.

Научное управление дошкольным учреждением базируется на знании и использовании объективных законов и закономерностей как самого объекта, так и теории научного управления. Эти законы и закономерности многообразны, они охватывают области идеологических и правовых отношений, организации детского учреждения и системы воспитания, труда и управления, физиологии, психологии, педагогики.

В дошкольных учреждениях характер взаимоотношений между элементами системы управления осуществляется между коллективами – «взрослые – взрослые», «взрослые – дети». Конечной целью такого взаимодействия является развитие личности ребенка, которое и определяет специфику управления.

Цель управления дошкольным учреждением – обеспечить оптимальное функционирование этих систем, высокую эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми при наименьших затратах времени и сил.

Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющие системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического – медицинского – обслуживающего – детского.

Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде двух основных подструктур – административного и общественного управления.

Организаторская деятельность заведующего должна быть направлена на обеспечение всестороннего воспитания и развития каждого ребенка. В ней можно выделить: конструктивно-проектировочный, коммуникативный, собственно организаторский и гностический компоненты.

Конструктивно-проектировочный компонент включает планирование организационной и педагогической деятельности всего коллектива. К ней относится планирование содержания работы детского сада: составление смет и других планово-финансовых документов, тарификационных списков, распределение работы во времени и между членами коллектива; создание условий для взаимодействия их в процессе работы.

Собственно организаторская деятельность заведующего – это умение найти различные виды взаимодействия работников детского сада между собой так, чтобы результаты их совместной деятельности соответствовали целям и задачам, стоящим перед дошкольным учреждением. Заведующий совместно с педагогами осуществляет выбор программы работы с детьми, обеспечивает, контролирует работу воспитателя и медицинских работников по ее выполнению, организует педагогический всеобуч родителей, повышение квалификации педагогов.

Коммуникативная деятельность заведующего направлена на установление правильных взаимоотношений между членами коллектива с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. При этом он должен соотносить свою деятельность с требованиями, которые предъявляются к руководителю.

Гностический компонент включает изучение содержания и способов воздействия на других людей с учетом возрастных, индивидуальных особенностей сотрудников, особенностей воспитательно-образовательного процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. На этой основе происходит корректировка и совершенствование деятельности заведующего.

Всю полноту административного руководства осуществляет заведующий дошкольным учреждением. Он несет полную ответственность за работу вверенного ему учреждения.

От руководителя в значительной степени зависит подбор наиболее важных вопросов и глубина их подготовки к обсуждению на Совете педагогов и на собраниях трудового коллектива, создание деловой обстановки, согласование работы коллектива.

Согласованная деятельность всех ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления обеспечивает высокий эффект в достижении поставленных перед работниками дошкольного учреждения целей.

В Законе РФ «Об образовании» отражена особая роль родителей обучающихся в сфере дошкольного образования. К сожалению в действующий законодательстве не закреплено понятие «родители», однако, исходя из норм Семейного кодекса РФ возможно сделать вывод о том, что родителями по отношению к ребенку (лицу не достигшему возраста 18 лет) следует считать лиц - кровных родственников I степени (отца и мать), удостоверенных в таком качестве в установленном законом порядке соответствующим государственным органом.

В Семейном кодексе РФ установлены права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, к числу которых относится и воспитание своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном развитии своих детей обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. При этом, родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, а также право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (статья 63 Семейного кодекса РФ). Статья 18 Закона РФ «Об образовании» закрепляет также обязанность родителей заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Таким образом, одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода «дополнительным, содействующим элементом» по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса.

1.2 Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

• 1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

• 1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

• 1959 год – Декларация прав ребенка.

• 1989 год – Конвенция о правах ребенка.

• 1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 году наша страна ратифицировала важнейший международный документ – Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

• защиту его от всех форм жестокого обращения,

• права на охрану здоровья,

• защиту его права на образование,

• права на игру,

• права на сохранение своей индивидуальности.

Роль психологической службы дошкольного образовательного учреждения в реализации прав ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения.

Конвенция о правах ребенка традиционно рассматривается как правовой документ, который регулирует взаимоотношения с окружающим социальным миром. Вместе с тем она имеет и психологическое содержание. Это позволяет рассматривать Конвенцию в диалектическом единстве знаний о правах человека (рациональный аспект) и отношения к этим правам, степени их реализации (иррациональный, чувственный компонент).

Права и обязанности изначально входят в социальное пространство личности, являясь мощным фактором ее развития. Однако такое значение права и обязанности приобретают не сразу. На ранних стадиях развития ребенок еще не осознает их значения для себя, как для человека, принадлежащего к определенной культуре современной цивилизации. Для него обязанности и права, предоставляемые обществом, выступают как данность, существующая вне его личности, отчужденно от него. При этом обязанности выступают в его сознании как акт социального насилия, а права растворены в социуме и существуют как некая абстракция.

Однако с возрастом, осваивая обязанности и права, накапливая о них определенные знания, ребенок получает возможность использовать свои права и обязанности как регулятор взаимоотношений с окружающими людьми. Именно с этого момента реализация своих прав при выполнении определенных обязанностей формирует у ребенка навыки общения, закладывает другие социально- значимые качества личности. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой непосредственного общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности.

Непосредственную роль при этом будет выполнять психологическая служба дошкольного образовательного учреждения при поддержке всего педагогического коллектива.

1.3 Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования

Изменение политических и социально-экономических путей развития нашего общества выдвинуло на передний план новые требования к системе образования в целом и ее начальному звену — дошкольному воспитанию. Целью преобразований в сложившейся педагогической практике является создание условий для развития многообразных типов дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей по обучению и воспитанию их детей.

Новая нормативно-правовая база является реальной основой для изменения направленности работы детского сада, его ориентации на семью как основного потребителя.

Основные направления деятельности дошкольных учреждений любого типа: защита ребенка от всех форм физического и психического насилия; удовлетворение потребности в эмоциональном общении; обеспечение развития творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в коррекции возможных недостатков развития; обеспечение права ребенка на свободу развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Каждое дошкольное учреждение может теперь стать самостоятельным и действовать на основании собственного устава. Педагогический коллектив может выбрать приоритетное направление своей работы, т. е. основные услуги, а в соответствии с потребностями родителей и своими реальными возможностями (в частности, кадровым потенциалом) — организовать дополнительные услуги.

Детский сад становится открытым для родителей: они могут участвовать в работе совета педагогов, непосредственно включаться в воспитательный процесс.

Впервые за долгие годы родители становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса и рассматриваются как непосредственные заказчики и потребители.

Однако достижение соответствия между «спросом и предложением» потребует решения целого ряда проблем. Анализ изменений в системе образования (и дошкольного, и школьного) вызывает чувство тревоги: право на экономическую свободу и свободу творчества не всегда используется в интересах семьи и ребенка. После съезда учителей (1987г.), сыгравшего роль первого импульса к демократическим преобразованиям в сложившейся педагогической практике, во всевозрастающем количестве стали возникать гимназии, лицеи, колледжи, а на базе детских садов — прогимназии, мини-школы, дошкольные центры. Многие из них работают на высоком уровне: используют апробированные авторские методики, адаптируют лучший зарубежный опыт, создают новые модели организации и управления, привлекая к сотрудничеству высококвалифицированные кадры. Однако достаточно часто дошкольное учреждение в погоне за дополнительными доходами ограничивается лишь новой вывеской с броским названием, безответственно и непрофессионально относясь к взятым на себя обязательствам.

Чтобы защитить интересы детей и их родителей, на пути такого «рынка» педагогических услуг необходим заслон в виде компетентной экспертизы. Ее механизм определен Законом Российской Федерации «Об образовании». Он включает в себя три этапа: лицензирование образовательных учреждений, их аттестацию и аккредитацию.

Лицензия предоставляет учреждению право на педагогическую деятельность. Предметом экспертизы на данном этапе являются: условия пребывания ребенка в детском саду, оборудование и оснащение педагогического процесса, кадровое обеспечение. Таким образом, любое дошкольное учреждение, как гоcyдарственное, так и частное, должно пройти процедуру лицензирования, чтобы получить (или подтвердить) право на образовательную деятельность. При этом экспертиза условий пребывания детей будет трактовать их не только в узком смысле слова, т. е. как обеспечение безопасности ребенка и удовлетворение требованиям СЭС и гос. пожар надзора. Для получения права на педагогическую деятельность необходимо, чтобы эти условия соответствовали психолого-педагогическим требованиям, обеспечивая эмоциональное благополучие и личностное развитие дошкольника. Поэтому в состав экспертной комиссии по лицензированию среди прочих профессионалов входят педагоги и психологи.

Таким образом, лицензирование представляет собой первый этап защиты прав детей, а именно их прав на физическое и психическое здоровье и эмоциональное благополучие. Можно сказать, что при лицензировании речь идет о защите витальных (жизненно необходимых) прав ребенка.

В соответствии с Законом Российской Федерации об образовании негосударственное дошкольное учреждение, претендующее на получение бюджетного финансирования, должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта. Решение органов власти о соответствии деятельности дошкольного учреждения требованиям такого стандарта называется аккредитацией. Свидетельство об аккредитации не только предоставляет негосударственному дошкольному учреждению право на государственное финансирование. Оно дает родителям воспитанников определенные гарантии, поскольку удостоверяет, что педагогический коллектив работает на уровне требований государственного образовательного стандарта. Аккредитация, таким образом, представляет собой второй «бастион» защиты прав детей и их родителей, а именно защиту от непрофессиональных, некомпетентных и безответственных действий в процессе обучения и воспитания ребенка.


2. Правовое регулирование организационной деятельности по управлению дошкольным образовательным учреждением

2.1 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.

3. Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

4. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

5. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

6. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.

7. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах обще развивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и[или] психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах обще развивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад обще развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах обще развивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка — детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах обще развивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

8. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.

Группы могут иметь обще развивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование детей в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой и самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программ, дошкольного образования и федеральных государственных требований к структур, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Группы различаются также по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8—10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных , представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

9. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

10. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом. В дошкольном образовательном учреждении создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

11. Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и иностранными.

12. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

выполнение функций, определенных уставом;

реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

качество реализуемых образовательных программ;

жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.

13. В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и осуществление деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях образование носит светский характер.

II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения

14. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

16. Отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента его регистрации.

18. Права на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

19. Дошкольное образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

20. Дошкольное образовательное учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

21. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развитие и возможностей детей.

22. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределам определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей ceмьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках от основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

23. Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительности пребывания в нем детей определяются уставом, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем.

24. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается на дошкольное образовательное учреждение.

25. Медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.

26. Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений в обязательном порядке проходят периодическое медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя.

III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения

27. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

28. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

29. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

30. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

31. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости.

32. В группах обще развивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:

от 2 месяцев до 1 года — 1 о детей: от 1 года до 3 лет — 15 детей;

от 3 лет до 7 лет — 20 детей.

В разновозрастных группах обще развивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей;

любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) — 10 детей;

любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) — 15 детей.

33. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет)

и составляет: /для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 и 10 детей;

для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет — 12 детей;

для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;

для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и 10 детей;

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 и 8 детей;

для детей с задержкой психического развития — 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью легкой степени — 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени только в возрасте старше 3 лет — 8 детей;

для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;

для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей.

34. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с туберкулезной интоксикацией — 10 и 15 детей;

для детей часто болеющих — 10 и 15 детей;

для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий — 12 и 15 детей.

35. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

до 3 лет — 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

старше 3 лет:

10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или детей со сложным дефектом;

15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

IV. Участники образовательного процесса

36. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники.

37. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

38. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

40. Отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

41. Порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом.

42. К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

V. Управление дошкольным образовательным учреждением

47. Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом.

48. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, являются попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом.

49. Непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий.

Прием на работу заведующего дошкольным образовательным учреждением осуществляется в порядке, определяемом уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

50. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:

действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;

распоряжается имуществом дошкольного образовательного учреждения в пределах прав, предоставленных ему договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем;

выдает доверенности;

открывает лицевой счет в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет работников дошкольного образовательного учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;

VI. Имущество и средства учреждения

51. За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом учредитель в установленном по рядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).

Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

52. Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Дошкольное образовательное учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную уставом.

2.2 Программа развития дошкольного образовательного учреждения

Программа развития учреждения – это планированная система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения Система управленческих действий, заложенных в программу, должна затрагивать всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, руководителя учреждения, родителей.

Программа развития ориентирована в конечном итоге на решение одной главной проблемы - повышение качества обучения и воспитания. Необходимо учитывать специфические особенности конкретного педагогического коллектива дошкольного учреждения, реальной обстановки и условий, тех сотрудников, кто будет осуществлять на практике мероприятия, предусмотренные в программе развития.

Программу развития дошкольного учреждения можно разрабатывать по разным технологиям. Технология В. С.Лазарева и М. М. Поташника включает следующие процедуры написания программы:

– подготовка информации о дошкольном учреждении;

– проблемный анализ состояния дошкольного образовательного учреждения;

– формирование концепции нового дошкольного учреждения;

– разработка стратегии и задач перехода к новому дошкольному

учреждению;

– определение целей реализации программы;

– разработка плана действий.

Составление программы условно разделяется на 3 этапа:

I этап – аналитический

Цель: определение уровня работы дошкольного образовательного учреждения.

1. Анализ уровня работы учреждения по следующим позициям:

а) уровень развития детей;

б) профессиональная компетентность педагогов;

в) уровень реализации воспитательно-образовательных программ;

г) результативность инновационной деятельности;

д) методическое и дидактическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

е) уровень созданной развивающей среды; наличие комфортных условий пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении;

з) материально-техническое обеспечение. Выявление динамики (положительной или отрицательной) по всем указанным позициям.

2. Подведение с педагогами итогов работы, определение положительного и отрицательного в работе (что не устраивает руководителя, что не удовлетворяет педагогов).

3. Проведение анкетирования родителей с целью выявления их представлений о работе учреждения, степени их удовлетворенности этой работой.

II этап — прогностический

Цель: определение модели будущего учреждения.

1. Создание Совета программы из активных сотрудников дошкольного образовательного учреждения (педагогов, медицинских работников и т.д.) и родителей.

2. Проведение «мозговой атаки» с педагогами с целью выявления их мнений и желаний, видения работы своего учреждения.

3. Сбор информации об учреждениях культуры, здравоохранения, образования (школах, учреждениях дополнительного образования) с целью определения содержания и форм взаимодействия с ними.

4. Обработка полученной информации.

5. Формулировка концепции будущего учреждения. Определение:

а) вида учреждения;

б) содержания учебно-воспитательного процесса;

в) базисного и дополнительного содержания образования;

г) методического и дидактического обеспечения;

д) кадрового обеспечения (подготовка кадров, введение дополнительных штатных единиц);

е) материально-технического обеспечения;

ж) модели управления;

з) взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения с другими учреждениями.

III этап – планирование деятельности

Цель: составление конкретного плана работы.

1. Определение основной цели, направлений деятельности.

2. Определение этапов реализации плана, конкретных сроков.

3. Определение организаций, которые будут участвовать в реализации программы развития.

Имеющиеся рекомендации по написанию Программы развития дошкольного учреждения рекомендуют составлять программу на 2-3 года.

Заключение

В результате  мы пришли к следующим выводам:

- под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований;

- научное управление дошкольным учреждением базируется на знании и использовании объективных законов и закономерностей как самого объекта, так и теории научного управления.

- управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением;

- дошкольные образовательные учреждения, в отличие от прочих типов образовательных учреждений не выдают обучающимся по окончании документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения;

- участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители) педагогические работники;

- дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями;

-  в дошкольных учреждениях характер взаимоотношений между элементами системы управления осуществляется между коллективами – «взрослые – взрослые», «взрослые – дети». Конечной целью такого взаимодействия является развитие личности ребенка, которое и определяет специфику управления;

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.


Список литературы

  1. Абсалямова А. Управление дошкольным образованием. //Дошкольное воспитание. 2004. №4.
  2. Аромштам М. Управление дошкольным образованием. //Дошкольное образование. 2007. №20.
  3. Ерофеевой Т.И. Современные образовательные программы для ДУ. М.: Академия. 2003.
  4. Каган Е., Прудникова В. Стандарты образования - ключ к успеху? // Народное образование. 2003. № 5.
  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007.
  6. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. В II ч. - М: «Учитель». - 2003.
  7. Комплекс мер по развитию дошкольного образования. //Дошкольное образование. 2007. №1.
  8. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир. // Дошкольное воспитание. 2001. № 8.
  9. Кудрявцев В. Инновации дошкольного образования: опыт, проблемы и стратегия развития. // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. С.
  10. Маневцова Л.М. Организация педсовета в условия повышения требований к качеству управления дошкольным образовательным учреждением. //Дошкольная педагогика. 2004. №1.
  11. Реализация Конвенции о правах ребенка в ДОУ. /Авт.сост. Соловей С.А. М.: Педагогическое общество России. 2004.
  12. Скоролупова О.А. Дошкольное образование: перспективы развития. //Администратор образования. 2008. №14.
  13. Стеркина Р. Еще раз о государственных образовательных стандартах. // Дошкольное воспитание. 2002. № 5.
  14. Тюников Ю.С, Мазниченко М.А. Анализ инновационной деятельности образовательных учреждений: сценарный подход. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 5.
  15. Фалюшина Л.И. Управление ДОУ. М.: 2003.
  16. Чмелева Е.В. Дошкольное образование в России. //Педагогика. 2002. №3.
  17. Чумичева P.M. Управление качеством дошкольного образования. Ростов на Дону, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль руководителя в организации дошкольного образования

В сообщении раскрывается опыт работы я управления и развития ДОУ. Сформулирована концепция управленческой деятельности....

Роль руководителя в организации дошкольного образования

Презентация к сообщению по теме раскрывает цели и задачи управленческой деятельности и стратегические направления развития ДОУ....

Вариативные формы организации дошкольного образования

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.Очередная насущная з...

Из истории организации дошкольного образования в с.Старая Рачейка м.р.Сызранский Самарской области

С 1 сентября 1937г. в Сызранском районе стали открываться детские сады. Помещений не было. Сельчане сдавали под них свои дома......

Роль руководителя в организации дошкольного образования.

Модернизация системы образования способствовала изменению содержания, усложнению функций, условий деятельности современного дошкольного образовательного учреждения....

Организация дошкольного образования в зарубежных странах. Детские сады Норвегии.

В Норвегии очень много детских садов как государственных, так и частных. Благодаря этому здесь нет огромных очередей как в России. Если по каким-либо причинам родители не желают отдавать ребёнка в дет...

Организация дошкольного образования в зарубежных странах. Педагогическая концепция «Эйнштейн», Германия.

На земле Баден-Вюртенберг Германии был принят единый стандарт дошкольного образования.Это 180 вопросов, ответы на которые каждый детский сад формирует сам, исходя из своих задач и условий.Поэтому детс...