Мастер – класс для педагогов ДОУ «Применение игр ТРИЗ технологии в повседневной деятельности ДОУ
план-конспект занятия (старшая группа)

Елясова Ирина Васильевна

Как научить детей мыслить творчески, находить выход из сложных, порой непредсказуемых ситуаций? И здесь на помощь педагогам приходит технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

     Главная задача данной технологии – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. ТРИЗом, мы заинтересовались несколько лет назад и стали использовать методы и приемы ТРИЗ в своей работе через игры и игровые ситуации, которые  направлены на развитие мышления, логики, памяти, воображения, речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей»

Г. Шарыпово

Мастер – класс для педагогов ДОУ

«Применение игр ТРИЗ технологии в повседневной деятельности ДОУ».

Выполнили: Елясова И.В.

Лазарева О.В.

2018г.

«Применение игр ТРИЗ технологии в повседневной деятельности ДОУ»

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Задачи:

  1. Дать представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ.
  2. Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ.
  3. Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

     Как научить детей мыслить творчески, находить выход из сложных, порой непредсказуемых ситуаций? И здесь на помощь педагогам приходит технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

     Главная задача данной технологии – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. ТРИЗом, мы заинтересовались несколько лет назад и стали использовать методы и приемы ТРИЗ в своей работе через игры и игровые ситуации, которые  направлены на развитие мышления, логики, памяти, воображения, речи.

1.Игра  «Ассоциация»

Ведущий: Какая у вас возникает ассоциация со словом «мастер - класс» (игра с мячом).

2.Один из методов, который мы используем в работе, моделирование маленькими человечками (ММЧ). 

Ведущий: Все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков. В понимании взрослых – это молекулы, а для детей это маленькие человечки, из которых состоят все тела. В зависимости от состояния вещества маленькие человечки ведут себя по-разному, у них разные характеры и привычки.

  • Человечки твердых веществ – крепко держаться за руки.
  • Человечки жидких веществ – просто стоят рядом, держа руки на поясе.
  • Человечки газообразных веществ – постоянно в движении, они все время бегут в разные стороны.

Ведущий: От каждой команды мне нужен один посыльный (объяснить задание).

Вам нужно выбрать карточку (на карточках изображены: стакан с водой, остров в океане, кастрюля из которой идет пар) и со своей командой, на ковре, изобразить данный предмет применяя метод маленьких человечков.

Ведущий: А теперь на мольберте выберите карточку-схему, которая соответствует тому, что изображено на вашей картинке.

Ведущий: Так же мы используем этот интересный метод при ознакомлении детей с объектами неживой природы и в опытно – экспериментальной деятельности (показ схем выполненные детьми).

3.Следующая игра «Мои друзья»      (раздать картинки)

Ведущий: Если вы мои друзья, вы ко мне подходите.

- Мои друзья – это те, кто живет в лесу, и умеют быстро бегать (лиса, волк).

- Мои друзья – это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку (пылесос, утюг, веник).

- Мои друзья – это то, что может передавать информацию на расстоянии (книга, почтальон, компьютер, телефон).

- Мои друзья – это те объекты, которые в прошлом были семечком (цветок, тыква, подсолнух).

4.Для игры в «Паровозик» мне нужно две команды по 5 человек.

Ведущий: Давайте с вами отправимся на поезде времени. А для этого вам нужно взять картинку (на картинках изображены предметы: телефон и магнитофон, от самой старой модели до современной), найти свой паровозик и выстроить вагончики по порядку (учить выстраивать логические цепочки).

5.Используя прием фантазирования, можно научить детей придумывать загадки (практическая работа).

Пример: загадка про солнце.

Цвет

Желтый

Но не

Цыпленок

Форма

Круглый

Мяч

Что делает?

Светит

Лампочка

6.Игра «Теремок» научит детей выделять общие признаки объекта путем сравнения.

Ведущий: Подойдите ко мне один человек от команды (раздать картинки диких животных).

Ведущий: Каждый кто приходит в теремок, сможет попасть в него если скаже, чем он похож или не похож на того кто уже живет в теремке.

     В старшем возрасте играя в эту игру можно использовать объекты не только живой и неживой природы, а так же предметы с разными свойствами и назначением.

7.Девиз ТРИЗа – можно говорить все. На него то и будем опираться, решая творческие задачи.

Ведущий: Один посыльный от команды подойдите ко мне (выбирают конверт с заданием). Вам нужно, обойти все команды, кроме своей, и попросить помощи в решении вашей ситуации. После этого вернуться в свою команду и выбрать то решение, которое вам больше всего понравится.

Задания:

  1. Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Как Буратино достать ключ?
  2. Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
  3. Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
  4. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст – он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

Ведущий: И в конце мастер – класса хотелось бы услышать от вас, какие вы видите положительные стороны ТРИЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»

Мастер-класс для педагогов«Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»Цель:   Познакомить педагогов с методами ТРИЗ и вариантами их прим...

Мастер класс для педагогов "Сочиняем сказки по ТРИЗ технологии"

Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.Идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе в...

Мастер - класс для педагогов Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Мастер - класс для педагоговТема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в и...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Применение новых образовательных технологий по лепке в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (Пластилинография)»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.Задачи мастер класса:• освоение педагогами нетрадиционн...

Мастер класс для педагогов "Развитие анализаторов через ТРИЗ технологию"

Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека, есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условие ...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми»

       Актуальность: воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.    ...