Долгосрочный проект «Что за прелесть эти сказки…»
проект (старшая группа)

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

 

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители.

Сроки проекта: сентябрь 2016 по май2017.

Актуальность:

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.

 

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.

 

Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.

Цель: приобщение детей к духовно – нравственным ценностям через сказку.

Для педагога: создание условий для духовно – нравственного развития ребенка через сказки

Для детей: развитие эмоционально – ценностного отношения к русским народным сказкам.

Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада.

Задачи:

  • Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название и автора, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.
  • Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
  • Способствовать развитию памяти, речи, внимания.
  • Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей
  • Воспитывать звуковую культуру речи и образную выразительность.
  • Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения работника библиотеки и родителей к реализации проекта.

Предполагаемый результат:

  • пробудить у детей интерес к общению с книгой; интерес к сказкам.
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; развитие эмоциональной отзывчивости;
  • расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека;
  • пополнить развивающую среду в группе;
  • повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
  • установление тесного сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, педагогом и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.

 

Формы реализации проекта:

- совместная творческая деятельность,

- игровая,

- чтение художественной литературы,

- продуктивная,

- познавательная,

- музыкально – художественная.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный –

  • Информирование и анкетирование родителей о проекте «Что за прелесть эти сказки……».
  • Подготовка необходимых материалов в центрах.
  • Пополнение центров необходимыми материалами для детского творчества.

Основной:

  • Знакомство с сказками («Репка», «Теремок», «Гриб- боровик», «Девочка Весна», «В лесу»)
  • Знакомство со сказками детских писателей К.И.Чуковского и С.Маршака
  • Показ мультфильмов по мотивам этих сказок.
  • Обсуждение.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Моделирование.
  • Речевая ситуация.
  • Беседа.
  • Диалог.
  • Показ сказок на ковролине, перчаточный и пальчиковый (настольный) театры.
  • Художественно – творческая деятельность.
  • Подготовка к драматизации.

Заключительный:

  1. Оформление театрального центра необходимыми атрибутами, и презентация их перед детьми.
  2. Презентация для детей иллюстрационного материала по сказкам.
  3. Драматизация сказок силами родителей и педагогов перед детьми.
  4. Драматизация сказок перед детьми группы и родителями.

Формы работы с детьми

  • Чтение.
  • Обсуждение.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Моделирование.
  • Речевая ситуация.
  • Беседа.
  • Диалог.

Ожидаемый результаты

  • Формирование основы духовно – нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе.
  • Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
  • Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.

Практическая значимость проекта

В результате работы дети могут:

  • Самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев.
  • Инсценировать сказки.
  • Воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев;
  • «настраиваться» на чтение сказки.
  • Высказывать и элементарно обосновывать первые литературные предпочтения.
  • Учитывать в совместном обсуждении.
  • Рассказывать по иллюстрациям.
  • Выражать восприятие текста во внешнем действии.

В результате работы родители:

  • Активные участники мероприятий группы.

Трудности:

- 4% детей не посещали ранее детский сад.

 

 

 

 

 

 

\Перспективный план.

Название мероприятия, сроки

Цели и задачи

Участники

Результат

1.Информирование и анкетирование родителей о проекте

сентябрь

Составить анкету, анкетирование родителей, информирование о проекте

Педагоги, родители, дети

Родители и педагоги получат необходимую информацию для работы над проектами.

2.Беседы по произведению Самуила Маршака «Вот какой Рассеянный»

содержание, проигрывание ситуаций.

сентябрь

Ознакомление со сценарием развлечения «Осень в гости к нам пришла»

Дети старшей группы

Педагоги

 родители

Распределение ролей в развлечении

Привлечь родителей к участию в оформлении развлечения

Дети смогут научить оценивать поступки героев

 

3. Оформление книжного уголка            Книжная выставка «Произведения С.Маршака»

сентябрь

Восприятие и формирование зрительный образов

Дети старшей группы

Педагоги

 родители

Вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности

4.Просмотр мультфильма «Вот какой Рассеянный»

сентябрь

Привлекать интерес детей к произведениям детских писателей

Дети старшей группы

Педагоги

 родители

Дети и родители познакомились с произведениями С.Маршака

5.Развлечение «Осень в гости к нам пришла»

сентябрь

Вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности

Дети старшей группы

Педагоги

 

Презентация проекта «Наш любимый Маршак» на родительском собрании

6.Чтение и подбор иллюстраций к сказке «Репка на новый лад»

октябрь

Подобрать иллюстрационный материал для ознакомления детьми

Педагоги, родители

Педагоги, родителей подберут иллюстрационный материал к сказке «Репка на новый лад»

7.Наши любимые мультфильмы.

октябрь

Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети ознакомятся с мультимедийной информацией

8.Беседы по сказке, содержание, проигрывание ситуаций.

октябрь

Научить детей оценивать ситуации, поступки героев.

Педагоги, родители

Дети смогут научить оценивать поступки героев Открытый показ сказки «Репка на новый лад»

9.Подбор и приобретение (изготовление) необходимых атрибутов в театральном центре (настольный театр) 4 октябрь

Пополнить настольный театр необходимыми атрибутами

Педагоги, родители

Настольный театр по сказке «Репка»

10.Показ сказки «Репка» перед детьми (настольный театр).

октябрь

Развивать внимание, память детей

Педагоги, родители, дети

Дети закрепят сюжет сказки и смогут самостоятельно играть в центре

11. Подбор и приобретение (изготовление) необходимых атрибутов в театральном уголке

ноябрь

Развивать эстетический вкус

Педагоги, родители, дети

Все участники ознакомятся с творчеством детей и родителей

12. Заучивание ролей и подготовка к драматизации «Гриб-боровик»

ноябрь

Подготовить костюмы, атрибуты

Педагоги, родители

Показ сказки «Гриб –боровик» для мам на поселковом празднике «День матери»

13.Заучивание ролей и подготовка к драматизации новогодней сказки «Новогодняя сказка»

(оформление масок-шапочек).

декабрь

Развивать внимание, память детей.

Развивать монологическую речь, общую моторику

Педагоги, родители, дети

Дети заучат роли и смогут показать спектакль перед родителями и другими детьми. Совершенствуется монологи, речь и общая моторика детей

14.Показ сказки для социальных партнеров «Новогодняя сказка».

 декабрь

Развивать внимание, память детей.

Развивать монологическую речь, общую моторику

Педагоги, родители, дети

 Социальные партнёры

Дети заучат роли и смогут показать спектакль перед родителями и другими детьми. Совершенствуется монологи, речь и общая моторика детей

15.Чтение и подбор иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского

январь

Подобрать иллюстрационный материал для ознакомления детьми

Педагоги, родители

 

Педагоги, родителей подберут иллюстрационный материал к сказке

 

16.Беседы по сказкам, содержание, проигрывание ситуаций.

январь

Научить детей оценивать ситуации, поступки героев

Педагоги, родители

Дети смогут научить оценивать поступки героев

 

 

 

 

17.Подбор и приобретение (изготовление) необходимых атрибутов в театральном центре (пальчиковый театр) январь

Пополнить пальчиковый театр необходимыми атрибутами

Педагоги, родители

Пальчиковый театр по произведениям К.И.Чуковского

18.Показ контрольно- итогового занятия «Литературно-театральное представление   «По страницам сказок К.И.Чуковского»

январь

Развивать внимание, память детей

Педагоги, родителей

Дети закрепят знания по сказкам К.И.Чуковского

19.Конкурс детского творчества «Мой любимый персонаж»

январь

 

Развивать графические навыки у детей. Развивать эстетический вкус

Педагоги, родители, дети

Все участники ознакомятся с творчеством детей и родителей

20.Заучивание ролей и подготовка к драматизации

(оформление масок-шапочек).

февраль

Развивать внимание, память детей.

Развивать монологическую речь, общую моторику

Педагоги, родители, дети

Дети заучат роли и смогут показать спектакль перед родителями и другими детьми. Совершенствуется монологи, речь и общая моторика детей

21.Драматизация сказки «Айога»

февраль

Развивать внимание, память детей.

Развивать монологическую речь, общую моторику

Педагоги, родители, дети

Дети заучат роли и смогут показать спектакль перед родителями и другими детьми. Совершенствуется монологи, речь и общая моторика детей

22.Чтение и подбор иллюстраций к сказке «Девочка Весна».

1 неделя марта

Подобрать иллюстрационный материал для ознакомления детьми

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родителей подберут иллюстрационный материал к сказке

23.Наши любимые мультфильмы.

март

Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети ознакомятся с мультимедийной информацией

24.Беседы по сказке, содержание, проигрывание ситуаций.

март

Научить детей оценивать ситуации, поступки героев

Педагоги, родители, дети

Дети смогут научить оценивать поступки героев

25.Открытый показ сказки «Девочка Весна» мама и бабушкам на 8 марта

Ознакомить родителей с работой театральной студии «Теремок»

Педагоги, родители, дети

Дети и родители получают возможность пообщаться

26.Показ на ковролине сказки «Теремок».

апрель

Развивать внимание, память детей

Педагоги, родители, дети

.

Дети повторяют сюжет сказки и смогут сами поиграть

27.Выставка совместных с родителями работ по сказке «Теремок».

апрель

Развивать графические навыки у детей. Развивать эстетический вкус

Педагоги, родители, дети

Все участники ознакомятся с творчеством детей и родителей

28.Чтение и подбор иллюстраций к сказке «Теремок».

май

Подобрать иллюстрационный (разных художников) материал для ознакомления детьми

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родителей подберут иллюстрационный материал к сказке

29.Наши любимые мультфильмы.

май

Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети ознакомятся с мультимедийной информацией

30.Беседы по сказке, содержание, проигрывание ситуаций.

май

Научить детей оценивать ситуации, поступки герое

Педагоги, родители, дети

Дети смогут научить оценивать поступки героев

31. Открытый показ сказки «Теремок на новый лад»

Презентация результатов деятельности по проекту

май

Пополнить настольный театр необходимыми атрибутами

Развивать внимание, память детей

Педагоги, родители, дети

Открытый показ сказки «Теремок на новый лад»

32.Изготовление книжек-самоделок по любимой сказке ребенка.

Июль-август

Совершенствовать навыки детей и родителей изготовления книг-самоделок

Педагоги, родители, дети

Дети совместно с родителями сделают книжки-самоделки для рассматривания

 

33.Презентация книг-самоделок перед другими детьми и родителями

август

Ознакомление детей и взрослых с подобранными материалами

Педагоги, родители, дети

Все участники ознакомятся с творчеством детей и родителей

34.Презентация проекта «Что за прелесть эти сказки…»

Раскрытие творческого потенциала детей, воспитание творческой направленности личности, развитие воображения;

 

Педагоги, родители, дети

Все участники делятся своими впечатлениями по итогам проекта и оставляют свои отзывы.

 

В заключении

 

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного развития дошкольника.

В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.

Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.

Список литературы:

  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  • Петрова Т.И., Сорокина Е.Л., Петрова Е.С.  Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  • Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  • Щеткин А.В.  Театральная деятельность в детском саду./ Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
  • Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. - 256 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)

 

  • Н.В. Нищева «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» Детство – пресс 2014.
  • А. Ф. Брязгун «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла» Детство – пресс 2015.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_v_gostyah_u_skazki.docx164.88 КБ
Файл prilozheniya_k_skazke.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

teremok-na-novyj-lad_8761.jpg

        

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района

(МДОУ «Детский сад «Сказка»)

ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;

ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001

Долгосрочный проект «В гостях у сказки»

Автор: Абдулова Д.С.

                       

П.Правохеттинский

2015-16гг.

Введение

   Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

    О важности речевого развития    говорится во многих работах различных авторов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.).

     Проблема формирования речи и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

     Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования.

Практический опыт и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что возникла необходимость поиска новых путей оптимизации образовательного процесса, выбор таких форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, учитывают индивидуальные особенности ребёнка и «зону ближайшего развития».  Назрела потребность построения образовательной деятельности на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, поддержке инициативы детей, развитии их познавательных интересов, сотрудничестве педагогов с родителями и другими членами семьи.

      Необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Наиболее эффективное средство для решение данной проблемы – это вовлечение дошкольников в проектную деятельность с использованием ИКТ.

    Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств ребёнка.  Метод проекта позволяет объединить всех участников образовательного процесса, активизировать их деятельность, усилить мотивацию деятельности, обеспечивает реализацию принципа взаимодействия взрослых и детей, обозначенного ФГОС.

Пояснительная записка

Стимулом для написания проекта стала низкая уровень по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в непосредственно организованной деятельности в 2015году.

Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

Проект: долгосрочный, групповой, творческий.

Продолжительность: 7 месяцев (октябрь - апрель).

Участники проекта: Дети средней группы «Родничок», родители воспитанников, педагоги ДОУ

Актуальность темы:

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является народное творчество. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.

Цель: 

Развитие речи и коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность с использованием ИКТ на материале русских народных сказок

Задачи:

Дети

  • Познакомить с творчеством русского народа, - способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  • Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; - обогащать и расширять словарный запас детей.
  • Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок; - развивать артистические способности;
  • Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
  • Знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа
  • Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
  • Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
  • Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Родители:

  • Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
  • Развитие совместного творчества родителей и детей;
  • Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  • Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Планируемый результат:

  • Ребенок активно и с интересом участвует в театрализованных постановках разного вида театра в качестве актера, с интересом следить за происходящим из зрительного зала в качестве зрителя.
  • Активно принимает участие в подготовке театрального представления.

Содержание проекта

Реализация проекта началась с организации театрально - игровой среды в группе. Подобрали игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы.  Для музыкального оформления спектакля в группе есть магнитофон, ноутбук, интерактивная доска. Оформлены театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. В группе есть стойка для элементов костюмов, простые декорации, ширмы для кукольного и настольного театра.                                                                  

Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии. На занятиях созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. Также при условии, если родители принимают активное участие в реализации проекта, оказывают помощь педагогу. Работа имеет интегрированный характер. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на занятии дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т.д. Некоторые занятия, подвижные игры, повторение ролей и т.д.  предусматриваются на улице. Предусмотрены консультации музыкального руководителя и логопеда

Работа проходит в несколько этапов.

Подготовительный этап: длиться на протяжении длительного времени перед, в процессе и после постановки. Включает всю работу по развитию речи в театрализованной деятельности:

  • Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т.д.        
  • Игры - драматизации
  • Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
  • Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т.д.
  • Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации
  • Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей
  • Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого
  • Подвижные речевые игры с персонажами сказок
  • Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация), введение или замена героя произведения, смена характера или действия.
  • Интеграция с художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования ( кляксография, рисование крупой), аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т.д. Музыкальное сопровождение спектаклей         и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку
  • Интеграция с познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек)
  • Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы, без которой данный проект был бы невозможен
  • Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, занятия на свежем воздухе

Основной этап: состоит из трех этапов

Первый этап: включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, пробование ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.

Второй этап: целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:

  • Выразительное чтение литературного произведения
  • Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)
  • Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.).
  • Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.)
  • Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль
  • Распределение ролей
  • Подготовка атрибутов и костюмов для инсценировки
  • Работа над ролью: составление словесного портрета героя; фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя; работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает).

Третий этап: посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т.д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.

Заключительный этап

Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.

Этапы реализации проекта «В гостях у сказки»

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

1.Определение цели и задач проекта.

2.Определение необходимых средств для реализации проекта.

3.Изучение методической литературы.

4.Подбор литературы, иллюстраций, стихов и мультфильмов для детей.

5.Обсуждение с музыкальным руководителем музыки и песен по теме проекта, сценария театрализованных постановок:

6.Обсуждение с родителями плана реализации проекта.

7.Создание в группе предметно – развивающей среды.

8.Размещение информации на сайте

Работа с детьми:

1.Чтение сказок, Муха-цокотуха», «Колобок», беседа с детьми по её содержанию, рассматривание иллюстраций.

2.Слушание аудио-сказок «Муха-цокотуха», «Колобок»

3.Непосредственно-образовательная деятельность с опорой на сказок.

4.Раскрашивание восковыми мелками иллюстраций к сказке «Колобок»

 5.Подготовка театрализованной постановки «Осенняя сказка»

6.Разучивание с детьми стихов, танцев и песен к музыкальным спектаклям «Колобок наоборот» «Муха-цокотуха»,

10.Изготовление приглашений на спектакли

11.Фотосъёмка интересных и запоминающих моментов проекта.

Работа с родителями:

1.Сбор материала (картинок и иллюстраций по сказке) для создания выставки и альбома в группе.

2.Изготовление родителями костюмов и   масок для театральной постановки.

3.Просмотр мультфильмов «Муха- цокотуха», «Колобок», обсуждение сказок в кругу семьи.

4.Разучивание роли героя к спектаклю.

5.Обмен информацией по проекту через сайт

Оснащение предметно – развивающей среды:

1.Выставка иллюстраций по русской   народной сказке «Колобок» в группе.

2.Организация студии грима

3.Различные виды театров по сказке «Колобок»

4.Выставка детского творчества (аппликации, лепки, рисунков).

1.Театральная постановка для детей из средней группы музыкальный спектакль «Колобок наоборот»

2.Совместное чаепитие с просмотром слайд-шоу.

3.Итоговое родительское собрание с результатами и фотографиями проекта.

4.Размещение информации на сайте.

Перспективный план работы с родителями

Месяц/группа

Тема

Форма работы

Средняя группа

 Сентябрь

«Проектно-исследовательская деятельность дошкольника»

Родительское собрание

Октябрь

«Развитие речи детей пятого года жизни»

«Домашний театр» (изготовление кукол для настольного театра)

Консультация

Мастер - класс

Ноябрь

 «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток».

«Что и сколько читать детям пяти лет?»

Памятка для родителей

Мастер - класс

Декабрь

«О роли родителей в развитии речи детей»

Памятка

Январь

Устный журнал: «Отгадывание загадок – гимнастика для ума»

Консультация

Февраль

«Сказки для пятилеток»

«Развиваем монологическую речь дошкольника»

Изготовление масок в театральный уголок

Консультация в уголке для родителей

Консультация

Совместная деятельность

Март

«Речевая гимнастика. Её роль в развитии речи».

«Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка»

Рекомендации на стенде

Памятка для родителей

Апрель

Ответы на вопросы родителей из рубрики «Родительская почта».

  «Развитие двигательного аппарата является стимулирующим фактором развития речи»

Ящик для обращений

Консультация

Апрель

«Вот как мы умеем» (Итоговое родительское собрание).

Просмотр презентации и фотографий проекта



Список литературы:

1. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» - сфера 2006                                                               2.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001                                                                                                 3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.                                                                                                         4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.                                                                                              5.Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.                                         6.Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб: «Паритет» 2007г.                                                                                                                                        7.Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.

8. CD – диск «Виртуозы мировой классической музыки» Часть 1. Изготовитель ООО «Stereo life» Россия, г. Москва.

9. CD – диск «77 лучших песен для детей». Детское музыкальное издательство «ТВИК» (оформление) 2007 г.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Консультации для родителей «О роли родителей в развитие речи ребенка»

- Ты, посмотри, вот Лика, соседская девочка, как говорит хорошо, не остановишь! А мой, хоть ей и ровесник, а говорит так, словно каша во рту!

Достаточно часто приходится слышать от родителей подобного рода высказывания с нотками неудовольствия и раздражения. А откуда берётся «каша во рту?» Как самостоятельно помочь малышу овладеть правильной речью? На что следует обратить внимание? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.

«Каша во рту» может быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы это предупредить, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу. Так же искажённое звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. И тут уже необходима консультация учителя-логопеда и психоневролога.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Так же вредно нагружать его сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звукослоговому составу. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Некоторые нарушения детской речи возможно скорректировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков возможно исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но подчас делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Порой на них трудно сразу найти правильный ответ. Но отмахиваться от вопросов ребенка не стоит. В этом случае можно пообещать дать ответ позже, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), за это время вы сможете подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит, в лице родителей, интересного для себя собеседника и будет стремиться к общению.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Примером создания такой обстановки может послужить полный или хотя бы частичный отказ от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребенка, исключение, пожалуй, может составлять детская передача "Спокойной ночи малыши" и только в качестве подготовки ко сну. И как замечают сами родители, общение с ребенком становится более длительным, осознанным и наполненным развивающими играми, занятиями, совместным творчеством.

 

Приложение №2

Консультации для родителей «Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению. Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п.

 

Приложение №3

Консультации для родителей «Как устроить домашний театр для детей»

Все дети любят играть «в дом», «в магазин» и прочие игры, которые педагоги называют сюжетно-ролевыми. Дети участвуют в них сами от своего имени или от имени кого угодно. Уже в три года малыш хочет побыть и продавцом, и мамой-папой, и дракончиком, и доктором в белом халате… Но совсем другое дело – театр. Это не просто игра в лицах – это игра на зрителя. В театре нет такой спонтанности, как в обычной игре – актёру приходится выучить роль, следовать ходу пьесы и стараться, чтобы всё было слышно и видно зрителям, а не только партнёрам по сцене.

Театр-игра.

К пяти годам ребёнок уже может справиться с настоящей «актёрской работой», т.е. разучить свою роль и сыграть её в спектакле для публики. Для какой публики? А для родных бабушек с дедушками, дядями и тётями, для соседских ребят и их родителей.

Технология проста. Собираете несколько детей (если своих недостаточно, зовёте товарищей по детскому саду и других), выбираете сказку (желательно короткую, желательно смешную или с элементами таинственности), распределяете роли. Если в сказке имеются какие-нибудь ночные гномы, домовые или колдунья в чёрном – это то, что нужно! Вполне подойдёт одна из басен Крылова, например, «Стрекоза и муравей». Там мало действующих лиц, и в то же время имеется диалог. Но помните, что главное для спектакля – действие. Если сказка кажется вам слишком затянутой, – сокращайте. Особенно безжалостно сокращайте слова повествователя – оставляйте минимум, необходимый для разъяснения действия.

Распределение ролей.

Дети примеряют на себя свои роли слишком буквально. Поэтому девочки очень любят играть принцесс и добрых хозяйственных падчериц. Но кто-то должен играть и мачех, и мачехиных дочек. Что же делать? Постарайтесь преподнести отрицательных персонажей с юмором, сделайте их забавными. Превратите театр в веселье. К слову сказать, мачеху вполне может сыграть мальчик. Это всегда получается очень смешно.

Затем остаётся выучить реплики. Дети обычно запоминают их быстро. Если участвуют товарищи по детскому саду или по подъезду, попросите их родителей хотя бы разок повторить реплики дома. Для себя вы можете оставить роль сказочника – должен же кто-то вести повествование: «Жили-были старик со старухой…» Выходить на сцену не обязательно – читать этот текст можно из-за кулис и там руководить всем процессом: следить за выходом артистов, подсказывать слова, если кто-то разволнуется и всё перезабудет.

Реквизит.

Разумеется, нужно подготовить костюмы. Для этого сгодятся подручные средства: из собственной летней юбки можно смастерить платье до пола. Не нужно ничего резать: где-то подколоть булавками, где-то прихватить ниткой. Крылышки для стрекозы легко сделать из проволоки и тюля (на плечах конструкция закрепляется с помощью резинок, как рюкзак) – что-то подобное продают в магазинах в преддверии Нового года.

С гримом тоже всё понятно: у вас есть косметичка, а в ней тени, румяна и прочее. Если вас это не устраивает, можно купить грим для детского театра в магазине.

Старайтесь обойтись минимальным набором декораций. Понятно, что роль трона может исполнить обычный стул. Он же годится на роль собачьей конуры и даже рояля. Ваша выдумка решит все проблемы.

Сцена.

Даже если у вас однокомнатная квартира – это не повод отказываться от постановки. Гости рассаживаются на диване, а в центре комнаты происходит действие. Дверь в прихожей – это кулисы, за которыми толпятся артисты. Летом можно устроить представление на свежем воздухе, среди зелени.

Этот праздник – детский. Вы можете фонтанировать самыми необычными идеями. Но помните: этот театр – не для вас. Он – для детей. Не пытайтесь добиться стопроцентной слаженности и актёрской отдачи. Дети – не актёры. Им не интересно работать над ролью бесконечно. Старайтесь не перестараться! Иначе дети потеряют всякий интерес к вашей затее.

Есть ещё одна проблема. Некоторые дети наотрез отказываются играть в постановке, потому что хотят смотреть. Выход простой. Пусть кто-нибудь из взрослых заснимет весь спектакль на видеокамеру. Или на фотоаппарат. И тогда дети не только смогут посмотреть на себя со стороны, они почувствуют себя киноартистами.

Возможно, такой домашний театр – дело хлопотное. Но оно того стоит. Это не только решение дидактических задач – ваши дети получат опыт публичного выступления. Не говоря уже о том, что это просто праздник!

                                                                                                                                       

Приложение №4

Консультации для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

«Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.

Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

 

Приложение №5

Консультации для родителей «Развитие речи дошкольников в игре»

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Для того, чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

Словесные речевые игры

Как тебя зовут? (Народная игра)

Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение.

Участники игры садятся кружком на стулья (на траву). Водящий дает каждому какое-нибудь смешное имя (либо дети выбирают имя сами): Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово» (пузырек, метла и пр.). Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.

Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает:

Кто ошибется,

Тот попадется!

Кто засмеется,

Тому плохо придется!

После этого он спрашивает:

— Кто ты?

— Метла.

Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает:

— А это у тебя что?

— Метла.

Вожак показывает на руки:

— А это у тебя что?

— Метлы!

Вожак показывает на ноги:

— А это?

— Метлы.

— А что ты ел сегодня утром?

— Метлу!

— А на чем ты ездишь по городу?

 Какая бывает собака?

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: «Какая бывает весна?», «Какая бывает корова?» и т.п.

 Угадай, кто мой друг

Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.

Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни. Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети (или взрослые) пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

 Отвечай быстро!

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:

Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)

высокий, прочный, кирпичный ... (дом)

рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)

зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)

 Скажи по-другому

Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: «Машина быстро ехала по шоссе». А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)

 

Приложение №6

Консультации для родителей «Театрализованная деятельность»

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

Особенности театрализованных игр

Литературная или фольклорная основа их содержания.

Наличие зрителей.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

• дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,

• осваивают способы их внешнего выражения,

• осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детский сад 2100» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов) .

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

инсценировки произведений;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Классификация театрализованных игр

Кукольный театр - это волшебный мир - одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители - короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты - и сто, и двести, и четыреста лет назад.

Игры в кукольный театр:

• Настольный театр.

• Театр на руке.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности

Игры - драматизации

Инсценирование потешек

Инсценирование небольших сказок

Инсценирование песен

Инсценироваание небольших литературных текстов

Творчество детей

Игры - спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности,

Игры – спектакли

Драматический спектакль

Музыкально-драматический спектакль

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.

Требования к театрализованной игре

Разнообразие тематики содержания.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.

Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.

Требования к занятиям, включающим театрализованную игру:

Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.

Создание атмосферы творчества.

Развитие музыкальных способностей.

Социально-эмоциональное развитие.

Приложение №7

Консультации для родителей «Театрализованная деятельность с детьми»

Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Сильно воздействуя на эмоциональную сферу, этот вид деятельности открывает перед малышами мир прекрасного в его разнообразии и глубине. Родство театра с сущностью детской игры – основная причина интереса и предпочтения дошкольниками этого жанра. Эта близость кукольного театра к детской игре и лежит в основе одной из теорий их возникновения.

Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, яркостью художественных образов, ожившими куклами, камерностью и непродолжительностью действия.

        В первой младшей группе на занятиях широко используется настольный театр игрушек, картинок; театр на фланелеграфе.

Воспитатель начинает свою работу с составления плана. Определяет основные направления деятельности: развитие речи детей и приобщение их к азам театрализованной деятельности.

Ставятся следующие задачи:

 развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

 обогащать и активизировать словарь детей;

 воспитывать правильное звукопроизношение;

 учить детей диалогу;

 стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).

        В первой младшей группе темы театрализованных игр имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье: «Кукла Маша обедает», «Катя собирается на прогулку», «Девочка чумазая», «Веселый праздник»; сказочная тематика: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т.д.

Сказки приходят к детям с театром Петрушки, кукол бибабо, настольным театром в исполнении взрослого или старших дошкольников, с музыкальным сопровождением. У малышей появляется желание подпевать, вторить голосом, изображать какие-то движения в такт музыки.

Чтобы обучение шло успешно, мы старались предусматривать следующие моменты:

• положительное отношение ребенка к усвоению программного материала на занятиях;

• непосредственно-чувственное ознакомление с предметами и материалами;

• активность детей на занятиях, которая в младшем возрасте становится более целеустремленной и избирательной;

• эмоциональность общения взрослого с ребенком, рост понимания речи и активное использование ребенком собственной речи.

Сначала исполнитель всех ролей сама воспитатель. Голос воспитателя, спокойный и доверительный, радостный или грустный, уводит детей в сказку. Характер персонажей воспитатель выражает голосом, походкой.

Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов.

Использовали следующие игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались ... и услышали ...»); имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, лягушку-маму и лягушку-ребенка и др.); чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потешки, загадки); использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.).

Если на первых занятиях дети только слушали и выполняли действия, задания, то на четвертом занятии дети превратились из пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизировались, дети стали вступать активно в речевое взаимодействие не только со взрослым, но и со сверстниками. «Я обращаюсь только к большим лягушкам: как они квакают? А мамам вторят лягушата. Как они квакают? Сейчас квакают только лягушата (2 раза). Итак, кто так громко квакает: ква-ква-ква? Кто тихонечко квакает: ква-ква-ква?»

Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимали занятия с удовольствием, активно участвовали в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи – ищем мед!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет – все дети изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Воспитатель сопереживает вместе с детьми, повторяет движения и голоса героев сказки, а дети в свою очередь подражая взрослому закрепляют звуки, запоминают определенные слова, учатся отвечать на вопросы.

Принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делают игру эмоциональней и искренней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что за прелесть эти сказки"

проект для детей и родителей второй младшей группы...

Проект "Что за прелесть эти сказки"

Цель: Приобщение детей к художественной литературе на примере сказок, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений....

Долгосрочный проект "Что за прелесть, эти сказки" в сред.гр.

Долгосрочный проект "Сказки" в сред.гр....

Проект «Что за прелесть эти сказки!»

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и худож...

Презентация проекта "Что за прелесть эти сказки!

Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. ...

Проект "Что за прелесть эти сказки"

Проект по развитию творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности...

Педагогический проект "Что за прелесть эти сказки" по сказкам А.С.Пушкина

Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлема...