Статья Развитие пространственных представлений у дошкольников в домашних условиях
статья (средняя группа)

Бухтиярова Оксана Михайловна

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_prostranstvennyh_predstavleniy.docx678.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие пространственных представлений

у дошкольников в домашних условиях

(памятка для родителей)

«В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний,

размеров, взаимного расположения предметов и их положение относительно

друг друга и тела ориентирующегося».

(А. А. Столяр)

Уважаемые родители!

Игры играют важнейшую роль в развитии детей. Они доставляют ребёнку большое удовольствие, учат соблюдать правила, развивают моторику, мышление. Через игру он познаёт мир, поэтому необходимо постараться подобрать такие игры, чтобы они носили ещё и развивающий характер.

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

 Пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности.

Неоценимую помощь в овладении ребенком - дошкольником пространственных  представлений могут оказать родители. А совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, ориентироваться в пространстве, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Игры-занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

СТОИТ ДО ШКОЛЫ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ:

- В схеме собственного тела;

- В окружающем пространстве;

- На плоскости;

- Восприятие пространственных отношений между предметами.

E:\Desktop\САДИК\ПРОЕКТ 2019-2020\фото\декабрь\IMG_20191206_164122.jpgE:\Desktop\САДИК\ПРОЕКТ 2019-2020\фото\декабрь\IMG_20191206_163748.jpgE:\Desktop\САДИК\ПРОЕКТ 2019-2020\фото\декабрь\IMG-20191210-WA0041.jpg

В быту старайтесь,  как можно чаще использовать слова, обозначающие пространственные характеристики среды: вперед, назад, вправо, влево, ближе, дальше, правее, левее, перед, за, выше, ниже, на, под, справа от, между, внутри, сзади и т.д.

Особое внимание следует обратить на различение ребенком правой и левой сторон «на себе».

Обратите внимание на то, что в речи ребенка не должно быть неточных слов: «та, эта», вместо: «справа, слева» и т.д.

Сформировав у детей представление о схеме собственного тела, можно переходить ко второму этапу - формированию пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, а также внешних объектов между собой. Предложите ребенку игры по ориентации в пространстве.

Регулировщик

Пусть ребенок будет регулировщиком уличного движения. Дайте ему полосатый жезл регулировщика, который можно изготовить из свернутого в трубку листа картона. Вы возьмите в руки игрушечный руль и будете водителем автомобиля. Ребенок, стоя в центре комнаты, будет указывать вам направление жезлом и подтверждать его словесными командами: Налево! Направо! Вперед! Назад! По команде вы движетесь в заданном направлении, иногда допуская «ошибки», которые регулировщик должен отметить и исправить.

Поиски

Спрячьте в комнате какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя вашим словесным указаниям: иди вперед, поверни вправо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т. д. Заранее продумайте маршрут.

E:\Desktop\САДИК\ПРОЕКТ 2019-2020\фото\ноябрь\IMG_20191115_092218.jpgE:\Desktop\САДИК\ПРОЕКТ 2019-2020\фото\ноябрь\IMG_20191115_092935.jpg

Все на месте

Попросите ребенка помочь вам навести порядок дома. Попросите его разложить вещи на места. Руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т. п.

Репка

Рассмотрите вместе с ребенком картинку к известной сказке «Репка». Расспросите ребенка, какое место на картинке занимает каждый из героев сказки по отношению к другим? Кто (что) находится впереди (позади) деда, бабки, внучки, жучки, кто между кем, кто к кому ближе, дальше.

Далеко и близко, высоко и низко

В эту игру можно играть дома и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Что теперь находиться справа и слева, впереди и сзади?

E:\Desktop\САДИК\ПРОЕКТ 2019-2020\фото\декабрь\IMG_20191121_085606.jpgE:\Desktop\САДИК\ПРОЕКТ 2019-2020\фото\декабрь\IMG_20191129_085913.jpg

Ход вслепую

Нарисуйте мелом на асфальте лабиринт или разметьте маршрут кеглями. Предложите ребенку пройти лабиринт или маршрут с кеглями вслепую (закрыв глаза или с повязкой, под вашим руководством. Вы подаете команды, направляя движение ребенка: «Шаг вперед, два шага вправо, шаг назад, три шага вперед», а он должен четко следовать им, стараясь не заступить черту или не сбить кегли

Упражнение «Давайте дружить»

Цель: ориентировка в пространстве относительно другого человека.

Родитель и ребёнок встают парами напротив друг друга. Дается задание: поздороваемся друг с другом правой рукой, погладь по голове левой рукой, похлопайте друг друга левой рукой по правому плечу и т.д.

22 января 2020 года в средней группе №14 «Вишенка» состоялся семинар-практикум для родителей, чьи дети участвуют в проекте «Звездное детство» на тему: «Формирование пространственных и пространственно-временных представлений у детей 4-5 лет». Проводили семинар педагог-психолог высшей квалификационной категории Анютина О.А. и воспитатель группы «Вишенка» Бухтиярова О.М.

Родители получили ответы на следующие вопросы:

- в каком возрасте начинают формироваться пространственных представления;

- на что обратить внимание родителям, чтобы становление пространственных представлений проходило правильно и поэтапно;

- как можно понять, что у ребёнка есть пространственные трудности;

- какие игры в домашних условиях, на прогулке необходимо использовать родителям для развития пространственных представлений.

Участники семинара сенсорною комнату детского сада, рассказали о методах и приемах работы с оборудованием комнаты и значимости в развитии детей. Полученные родителями знания могут подготовить детей к будущему успешному обучению в школе.

E:\Desktop\САДИК\ПРОЕКТ 2019-2020\фото\семинар январь\IMG_20200122_183613.jpgE:\Desktop\САДИК\ПРОЕКТ 2019-2020\фото\семинар январь\IMG-20200122-WA0019.jpgE:\Desktop\САДИК\ПРОЕКТ 2019-2020\фото\семинар январь\IMG-20200122-WA0033.jpg

E:\Desktop\САДИК\ПРОЕКТ 2019-2020\фото\семинар январь\IMG-20200122-WA0028.jpgE:\Desktop\САДИК\ПРОЕКТ 2019-2020\фото\семинар январь\IMG-20200122-WA0025.jpgE:\Desktop\САДИК\ПРОЕКТ 2019-2020\фото\семинар январь\IMG-20200122-WA0027.jpg

Не жалейте своего времени. Развитие ребёнка нельзя пускать на самотек. Помогите ребёнку сейчас, и семена своевременного обучения дадут щедрый урожай уже завтра

Приятного Вам общения с Вашим малышом!!!

Статью подготовили:

Анютина О.А. – педагог-психолог высшей квалификационной категории

Бухтиярова О.М. – воспитатель группы № 14 «Вишенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Предметно-пространственная среда ДОУ в современных условиях".

Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание....

Развитие психических процессов дошкольников в домашних условиях

Актуальность темы. Особенности развития психических познавательных процессов в дошкольном возрасте. Развивающие игры и упражнения....

Развитие психических процессов дошкольников в домашних условиях

Уважаемые родители!Совсем скоро ваши дети станут школьниками, и, конечно же, вы хотите, чтобы  у них было как можно меньше проблем с учебой, чтобы дети были подготовлены к   тому этапу ...

Рекомендации для родителей "Развитие мелкой моторики дошкольников в домашних условиях с использованием подручного материала"

этот материал поможет воспитателю познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики, которые можно организовать в домашних условиях....

Статья "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" .

В статье "Развитие пространственного мышления младших дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений" показывается взаимосвязь процессов формирования мыслител...

Публикация использование программируемого мини - робота Вee-Bot " Умная пчела" как условие развития пространственной ориентации дошкольников

Актуальность наличие робототехники в дошкольном учреждении: Заключается в востребованности развития широкого кругозора дошкольника, в том чимле естественнонаучном направлении; в соответствии требовани...