Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"
рабочая программа (старшая группа)

Нидвецкая Елена Михайловна

Программа дополнительного образования по театральной деятельности "Первые шаги на сцену"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _kruzhok_pervye_shagi_na_stsenu_nidvetskaya_kruzhok.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Улыбка» города Сафоново Смоленской области   (МБДОУ д/с № 12)

СОГЛАСОВАНО                                                 УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом Совете                                  Заведующий МБДОУ д/с № 12

Протокол № 1 от 28.08.2016г.                          ______________О.А. Торочкина

        

Программа дополнительного образования

по театрализованной деятельности

 «Первые шаги на сцену»

Руководитель: Нидвецкая Е.М.

Пояснительная записка.

Приоритетная форма работы в настоящее время – театрализованная деятельность, которая проникает во все режимные и учебные моменты.

Современная педагогика все больше внимания уделяет эмоциональной сфере личности ребенка. С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.

Занятия театральной деятельностью помогают развивать творческие способности, вводят детей в мир прекрасного, развивают воображение, память, коммуникативность, раскрывают его творческие возможности. Театр и развлекает детей и воспитывает морально и эстетически, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой. Интенсивное развитие получает речь малыша. Все это способствует гармонизации ребенка с окружающим миром.

Учитывая исключительное значение речи в развитии ребенка, понимая и принимая во внимание специфические особенности развития детей, я пришла к выводу о необходимости создания в воспитательно – образовательном процессе театрального кружка «Первые шаги на сцену».

Составила рабочую программу на один год по учебной дисциплине «Театрализованная деятельность». Она предназначена для детей 3-4 лет, построена по тематике, целями которой стали: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства и раскрытие духовного начала ребенка в период раннего детства.

На первом этапе своей работы я поставила следующие задачи:

- побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия;

- формировать положительное отношение к этой деятельности;

- закреплять представления об окружающих предметах. Дети должны называть предметы театрально-игрового оборудования. Воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным костюмам.

- развивать умение следить за развитие действия в драматизациях и кукольных спектаклях;

- развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов;

- побуждать детей сочинять сказку с помощью взрослого, используя для этой цели кукол настольного театра;

- использовать импровизированные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать память, внимание, мышление детей.

- формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции, обучать пониманию эмоционального состояния другого человека и умение выразить свое;

- знакомить с приемами кукловождения настольного театра. Формировать умение концентрировать внимание на игрушки, театральной кукле.

- обучать детей сопровождать движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на отдельные слоги;

- поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях;

- поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать;

- развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами;

- вызывать желание по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях.

Разработала перспективный рабочий план. Большую помощь оказали авторские разработки: Н.Ф. Сорокиной «Играем в кукольный театр», журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театральной деятельности должна принести свои плоды: у детей активизируется и обогащается словарь, они становятся свободнее, раскрепощаются в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъем. И я убеждена, что формула успеха этой работы заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом.

Актуальность. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—6 лет

Цель: Развивать коммуникативно-творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить

имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра.

8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Программа предполагает проведение четыре занятия в месяц во второй половине дня-15:45-16:05. Продолжительность занятия: 20 мин.

Деятельность проводится в форме игры:

  • игровые упражнения;
  • этюды;
  • игра-драматизация;
  • сюжетно-ролевая игра.

Ожидаемый результат:

  • раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  • развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
  • личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .

Формы подведения итогов:

  • театрализованные представления;
  • досуги.

СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ

Виды творческой деятельности

Методы развития творческих способностей

Средства развития творческих способностей

Репертуар

Игровое творчество

Привлекать детей к сочинению коротких сказок, историй.

Настольный театр

- «Не ходи, козел, в огород»,

- «Встреча в лесу»,

- «Медведь и лиса».

Песенное творчество

Сопровождение движения куклы песенкой, придуманной ребенком на отдельные слоги.

Настольный театр

Песенки Маши и Медведя («Маша и Медведь»).

Танцевальное творчество

Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку.

Фонограмма

Свободная пляска персонажей сказки «Репка».

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Вызывать интерес и желание играть с музыкальными игрушками.

Беззвучные игрушки - инструменты (балалайки, дудочки, пианино…)

- Имитация игры на балалайке в свободной пляске («Репка»).

- Имитация игры на дудочке в свободной пляске («Маша и Медведь»), с музыкальными игрушками.

Основные навыки театрального мастерства.

Методы формирования навыков театрального мастерства.

Средства формирования навыков театрального мастерства.

Репертуар

Основы кукловождения

Познакомить с приемами кукловождения настольного театра.

Настольный театр

- «В лес за грибами»,

- «Собака и медведь»,

- «Пляска деда и бабы»,

- «Теремок».

Основы актерского мастерства

Воспитывать внимание, развивать фантазию и воображение детей

Работа у зеркала

Этюды М.Чехова на внимание, веру, наивность и фантазию. Потешки, стихи.

Основы кукольного театра

Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить детей к выразительному исполнению роли в кукольном спектакле.

Настольный театр

Русские народные сказки «Маша и Медведь», «Теремок».

Основные принципы драматизации

Развивать интерес к играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение, поощрять доброжелательное отношение друг к другу, побуждать детей активно, включаться в игры драматизации.

Драматизация в костюмах, в предметном окружении с декорациями.

Русская народная сказка «Репка».

Проведение праздников

Обогащать детей яркими впечатлениями, создавать радостное настроение. Вызывать желание принимать активное участие в празднике.

Атрибуты, декорации, необходимые для конкретной обстановки праздника.

«Золотая осень».

Проведение досугов и развлечений

Вызвать интерес к происходящему на сцене, воспитывать умение следить за развитием действия, концентрируя внимание до конца спектакля.

Костюмы, декорации необходимые для проведения досугов и развлечений.

Театрализованная игра по сказке Е.Гаргановой «Как цыпленок голос искал».

Самостоятельная театрализованная деятельность

Привлекать детей к рассказыванию сказок, чтению потешек, стихов.

Выбор предметного окружения по собственному желанию.

ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ

Игровое творчество

Поощрять стремление детей придумывать диалоги действующих лиц в сказках.

Настольный театр конусной игрушки

- «Петушок наш не поет»;

- «В гостях у Деда Мороза» (сочиняют дети).

Песенное творчество

Предложить детям сочинить песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной и плясовой.

Фонограмма, атрибуты для танцевальный импровизаций (цветы, листья, ленты, флажки, султанчики)

Танцевальные импровизации:

- «Танец петрушек»,

- «Танец снежинок».

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Дать представление и способы звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах со звуком неопределенной высоты.

Ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, фонограмма.

Оркестровое сопровождение импровизацией

- «Танец снежинок»;

- «Танец петрушек».

Основные навыки театрального мастерства

Методы формирования навыков театрального мастерства

Средства формирования навыков театрального мастерства

Репертуар

Основы кукловождения

Обучить детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки.

Конусные игрушки

- «Встреча зайца и лисы»,

- «Пляска лисы и кота»,

- «Бабушка и внучка».

Основы актерского мастерства

Формировать у детей характерные жесты, отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия

Работа у зеркала

Этюды М.Чистяковой на выразительность жеста:

- «Тише»,

- «Иди ко мне»,

- «Уходи»,

- «До свидания».

Потешки, стихи.

Основы кукольного театра

Развивать эмоциональный отклик на действие персонажей кукольного спектакля, вызывать сочувствие и желание помочь, формировать эмоциональную выразительность речи.

Театр конусной игрушки

- «Машенька и рукавичка»,

- «Маша обедает».

Основные принципы драматизации

Вызывать желание участвовать в играх – драматизациях, подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движение.

Костюмы, декорации, предметно-игровая среда

- «Звери в гостях у Снегурочки»,

- «Добрая девочка».

Проведение праздников

Развивать желание активно участвовать в празднике, воспитывать чувство удовлетворения от участия в совместной деятельности.

Атрибуты необходимые для проведения праздника

«Праздник елки»

Проведение досугов и развлечений

Развивать воображение, фантазию детей, эмоционально закрепощать, прививая устойчивый интерес к происходящему на сцене

Атрибуты необходимые для конкретной обстановки досуга или развлечения

МАРТ - МАЙ

Игровое творчество

Поддерживать желание детей коллективно сочинять небольшие рассказы, сказки, придумывать диалоги.

Настольный театр; мягкая игрушка

- «День рождения слоненка»»

- «Тигренок заболел»,

- «Маша и Жучка».

Песенное творчество

Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в спектаклях и драматизациях.

Настольный театр. Костюмы, декорации, атрибуты.

Песенка  петушка «Заюшкина избушка».

Танцевальное творчество

Прививать интерес и любовь к музыке. Воспитывать эмоциональное отношение к музыке через танцевальное движение.

Фонограмма, шапочки зверей и птиц, мягкая игрушка, куклы.

Свободная пляска козы и козлят («Волк и семеро козлят»). Танцевальная имитация с куклами.

Импровизация на детских музыкальных инструментах

Поощрять желание детей использовать детские музыкальные инструменты в драматизациях и кукольных спектаклях.

Фонограмма, звучащие игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты.

Сопровождение свободных плясок в кукольном спектакле и драматизации.

Основы кукловождения

Формировать у детей навыки кукловождения мягкой игрушки и фигур настольного театра, знакомство с театральной ширмой.

Мягкая игрука, настольный театр.

- «Встреча зайца и медведя»,

- «Пляска Маши»,

- потешки.

Основы актерского мастерства

Развивать способность у детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.

Работа у зеркала

Этюды М. Чистяковой на выражение основных эмоций:

- «Лисичка подслушивает»,

- «Вкусные конфеты»,

- «Новая кукла»,

- «Лисенок боится»,

- «Ваське стыдно»,

- «Молчок».

Потешки, стихи.

Основы кукольного театра

Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле.

Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Настольный театр

«Заюшкина избушка».

Основные принципы драматизации

Формировать устойчивый интерес к играм - драматизациям, поощрять самостоятельность детей в выборе выразительных средств для создания образа.

Костюмы, декорации, атрибуты

Русская народная сказка:

- «Козлятушки и волк»;

- «Под грибком».

Проведение праздников

Вызывать у детей желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Костюмы, декорации, атрибуты необходимые для проведения праздника.

Кукольный спектаклю «Маша обедает».

Драматизация сказки «Козлятушки и волк».

Проведение досугов и развлечений

Прививать любовь к театральному искусству.

Воспитывать навыки ориентировки в пространстве.

Закрепить знания о сигналах светофора.

Декорации, атрибуты, необходимые для досуга.

Досуг по правилам дорожного движения «Светофор».

Совместная театральная деятельность

Поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях.

Выбор средств и предметного окружения по собственному желанию и замыслу.

Список используемой литературы

  1. журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».

2..Н.Ф. Сорокиной «Играем в кукольный театр»,

 3. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.

4. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.

5. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.

6. Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г.

7. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.

12. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по театральному мастерству для детей дошкольного возраста

Всестороннее развитие личности через театрализованную деятельность...

Программа дополнительного образования по театральной деятельности для детей 3-4 лет

Новизна программы состоит в том, что познавательно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительско...

Программа дополнительного образования по театральной деятельности для детей 6-7 лет «В гостях у сказки»

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.Театр &ndash...

Программа дополнительного образования по театральной деятельности с детьми 3-6 лет

Удивительный мир детства, особенно периода, когда ребенок еще не ходит в школу. И удивителен он не потому, что это беззаботное детство, как кажется взрослым. Нет, это возраст, когда малыш живет в мире...

[17] Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства «Театральные ступеньки»

Программа дополнительного образованияпо развитию творческих способностей детей 5-7 лет средствами театрального искусства«Театральные ступеньки»срок реализации: 2 года...